Итоги Шестого Крестового похода

Новые “методы воздействия” Святого престола

Иерусалим был возвращен христианам, но оставался без укреплений. Ему постоянно приходилось опасаться нападений мусульман. Обитатели Святой земли жили в беспрерывной тревоге, никто больше не осмеливался посещать Святые места. Более 10.000 пилигримов были умерщвлены в Иудейских горах.

На соборе, созванном папою в Спалато, вновь послышались стоны Сиона. Собор этот, на котором присутствовал Фридрих II с патриархами Константинопольским и Иерусалимским, постановил продолжать войну с неверными и идти на помощь христианским колониям на Востоке.

В ожидании, пока соберутся армии, папа послал за море нескольких миссионеров – сражаться мечом слова с учителями и последователями ислама. В то же время Григорий обратился с посланиями к халифу Багдадскому, к султанам Каирскому и Дамасскому и ко многим мусульманским князьям, убеждая их принять христианскую веру или, по крайней мере, покровительствовать христианам.

Такой способ борьбы с исламом был нечто новое в священных войнах. Мысль о нем явилась во время борьбы с альбигойцами и северными язычниками, где миссионеры почти всегда предшествовали воинам Креста.

Монахам Доминиканского и Францисканского орденов было поручено проповедовать священную войну всему христианскому миру, их уполномочили не только раздавать кресты пилигримам, но и освобождать от пилигримства тех, кто обязывался доставлять содержание крестоносцам.

Везде духовенство встречало монахов в процессии, с хоругвями и самыми лучшими церковными украшениями. Присутствующим на их проповедях выдавались индульгенции, действие которых простиралось на несколько дней, именем святого престола они требовали, чтобы каждый верующий вносил еженедельную подать на расходы для Крестового похода. Они имели в своем распоряжении духовные сокровища для всех, кто служил священному предприятию, и проклятия тем, кто изменял делу Господа Бога или оставался равнодушным к нему.

Однако все средства, увещания папы, имя Иерусалима, так могущественно действовавшие в прежние времена, не могли больше возбуждать энтузиазм народов, и дело этого Крестового похода не двинулось бы дальше напрасного проповедования, если бы нескольким знатным вассалам королевства Французского, восставшим против королевской власти и побежденным ею, не пришла мысль искупить посредством священной войны преступления междоусобной войны.

Тибо, граф Шампаньский, и король Наваррский, герцог Бретонский, Петр Моклерк приняли крест. По их примеру графы Барский, Форезский, Маконский, де Жуаньи, Неверский, Амальрик, сын Симона Монфорского, Андрей Витрейский, Готфрид Ансениский, множество баронов и знатных владетелей дали клятву отправиться на войну в Азии.



Тогда созван был в Type собор – не для возбуждения усердия верующих, но для обсуждения различных вопросов, касающихся этого Крестового похода. В прежних экспедициях в ряды воинов Иисуса Христа становились и воры, и разбойники, и такое чудо служило как бы в назидание всем верующим. Теперь мнения изменились, и собор, чтобы не вводить в соблазн рыцарей Креста, был принужден постановить, чтобы великие преступники не были принимаемы в армию пилигримов. По причине дурного обхождения с иудеями Турский собор оградил их жизнь и имущество особенным покровительством церкви.

Когда новые крестоносцы готовились к отправлению в Палестину, константинопольские франки, доведенные до последней крайности, явились на Запад просить о немедленной помощи. Эта латинская империя, основанная таким славным образом, ограничивалась теперь пределами одной столицы, постоянно угрожаемой болгарами и никейскими греками.

Иоанн Бриеннский, которому судьба, по-видимому, назначила в удел поддерживать всякое разрушающееся величие, был призван спасать Латинскую Империю, как прежде того он был призван спасти Иерусалим, но он не мог победами своими утвердить поколебленный трон.

Процарствовав четыре года над остатками империи Константина, он скончался на 89-м году жизни, в смиренном облачении монаха Францисканского ордена. Из императорской фамилии Куртнеев оставался теперь только один принц, который ездил по Европе, обращаясь к милосердию государей и народов.

Папа, стремясь исправить положение Балдуина II, предложил крестоносцам, готовым к отъезду в Святую землю, помочь своим братьям в Константинополе. “Греция, – говорил им Григорий, – была путем в Иерусалим”.

Крестоносцы колебались между Константинополем и Иерусалимом и, удерживаемые то папою, то Фридрихом, долго заставили ждать восточных христиан обещанной им помощи. В довершение несчастия, вспыхнула новая ссора между Григорием IX и германским императором.

Пререкания между папским престолом и империей дошли до крайности. Для императорской партии церковь не имела больше ничего священного. Папа проповедовал Крестовый поход против своего грозного соперника и предлагал императорскую корону тому, кто будет в состоянии свергнуть его с престола. Фридрих выступил тогда против папы с оружием в руках и явился во главе армии в самую столицу христианского мира.

Военные действия в Святой земле

Среди общего смятения и уныния не слышны были более вопли и мольбы христианских колоний на Востоке. По окончании срока перемирия, заключенного с Фридрихом, мусульмане возвратились в Иерусалим, оставшийся без защиты.

Птолемаида и христианские города не имели более сообщения с Европой, от которой они ожидали спасения. Между всеми флотами в Средиземном море шла война – одни сражались за папу, другие за императора. Тибо и его спутники едва могли найти суда для переезда в Сирию и одни выехали из Марселя, другие – из разных итальянских портов.

Прибыв в Палестину, они нашли эту страну раздираемой несогласиями: одна партия действовала в пользу германского императора, другая стояла за короля Кипрского, и не имелось никакой власти, которая могла бы управлять силами Крестового похода. Толпа пилигримов не была связана никаким общим интересом, который мог бы надолго удержать ее под одними и теми же знаменами, каждый из вождей избирал своих врагов и вел войну за свой собственный счет и от своего имени.

Герцог Бретонский со своими рыцарями произвел нападение на дамасские владения и возвратился со множеством буйволов, баранов и верблюдов. При виде такой богатой добычи пробудилась зависть в других крестоносцах, и они отправились грабить плодородные газские земли. Самые пылкие (или жадные?) из крестоносцев вырвались далеко вперед и столкнулись с мусульманской армией и, в последовавшем сражении почти полностью погибли.

После этого поражения ни один из князей-крестоносцев не осмеливался вступать в новые битвы, в христианской армии слышались только жалобы и ропот на бедствия Крестового похода.

Папский легат и духовенство обличали в своих проповедях завистливый и высокомерный дух вождей и не переставали молить Господа Иисуса Христа, чтобы Он пробудил в них усердие к Кресту и энтузиазм к священной войне.

Праздность породила пороки и раздоры, которые заставляли отчаиваться в исходе этой экспедиции. К счастью для христианских колоний, между мусульманами также происходили раздоры, и они не производили нападений на владения франков. Князья и бароны, просидев несколько месяцев в своих палатках, думали теперь только о возвращении в отечество; они вступили в отдельные переговоры с сарацинами и заключили мир таким же способом, каким они вели войну.

Одни из них заключили договор с султаном Дамасским, другие – с султаном Египетским. Посредством этих переговоров они снова приобрели в свое владение Святые места. Но освобождение Иерусалима, который столько раз был завоеван и никогда не мог быть сохранен, верующие не приняли с прежним восторгом.

Граф Шампаньский, герцоги Бретонский и Бургундский были заменены Ричардом Корнуэллским, братом Генриха III и племянником Ричарда Львиное Сердце. Последний оказался не счастливее тех, кто ему предшествовал – все, что ему удалось приобрести посредством своей экспедиции, была только возможность предать погребению тела крестоносцев, павших в сражении при Газе.

Окончание последнего “большого” крестового похода

Таковы последние события Шестого Крестового похода, последнего великого похода запада против Востока. Конечно, крестовые походы продолжались и после, был ещё седьмой и даже восьмой, о которых речь пойдет далее, но… “крестовыми” их можно назвать с большой натяжкой, а по масштабам – и того более. Эпоха великих походов подходила к концу, а вместе с ними, подходил к концу целый мир, мир старой Европы.


Источник – Компиляция на основе книги Жозефа Мишо, “История крестовых походов”, и других материалов находящихся в свободном доступе 
Выложил – Мэлфис К.


Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
 
 
Также вас может заинтересовать:

Интересное

Общий подсчет жертв инквизиции в Испании с 1481 до 1820 года
Перевязь на ламеляр (Византия)

Наверх