Иерусалим вновь в руках христиан

Во время Шестого Крестового похода в Святой Земле побывало не мало армий с Запада. Но ради главной цели похода — освобождения Иерусалима и спасения христианских колоний, по сути не было сделано вообще ничего. Иоанн Бриеннский, вернувшись из Птолемаиды, увидел вокруг себя только упавший духом народ, разоренный издержками его последней экспедиции.

Не имея никаких средств защищать остатки своего королевства, он решил отправиться за море, чтобы лично просить о помощи со стороны христианских государей.

Папа принял короля Иерусалимского с большим почетом. Во всех городах встречали короля в процессии и с колокольным звоном. При дворах государей относились с благоговением к охранителю государства Иисуса Христа. При всем этом представлялось верующим и воспоминание о несчастной египетской экспедиции, которое охлаждало рвение и энтузиазм их к заморским войнам.

Сам император Германский, Фридрих II, который принял крест и отправил уже много рыцарей на помощь христианам Святой земли, колебался ехать на Восток. Запад, казалось, ожидал примера со стороны могущественного монарха, и папа не пренебрегал никакими средствами, чтобы ускорить его отъезд.

Чтобы заинтересовать Фридриха Крестовым походом, глава церкви придумал предложить ему королевство на Востоке и женить его на Иоланте, дочери и наследнице короля Иерусалимского.

Эта свадьба была отпразднована в Риме, при благословении духовенства и верного народа и теперь, Фридрих возобновил клятву вести свою армию за море. Зять и наследник короля Иерусалимского выказал такую деятельность и так много рвения и усердия, что обратил на себя внимание всего христианского мира, и его начали почитать душою и двигателем священного предприятия.

Палестинские христиане возложили последние надежды на Фридриха, с Востока писали ему, что ожидают его на берегах Нила и Иордана, ‘’»как некогда ожидали Мессию или Спасителя мира»’’.

Слухи о приготовлениях к священной войне дошли даже до отдаленной Грузии, и царица этой страны уведомляла, что и она отправит своих лучших воинов в Палестину для присоединения к воинам Креста, ожидаемым с Запада.

Проповедование Крестового похода продолжалось во всех христианских государствах. Хотя Франция была занята войною с альбигойцами и король Людовик VII находился в распре с Генрихом III, во всех провинциях Франции народ поклялся идти биться с неверными за морем. Такое же рвение выказал народ и в Англии, где разные небесные явления, принятые за чудесные знамения, содействовали успеху красноречия духовных ораторов.



Лучшие провинции Италии, хотя и находившиеся в то время под влиянием иного энтузиазма — не Крестовых походов, а свободы, — тем не менее, выставили многочисленных воинов в армию Иисуса Христа. В Германии ландграф Тюрингский и герцоги Австрийский и Баварский приняли крест, и пример их увлек высшее сословие и народ. Все крестоносцы должны были соединиться в Бриндизи, где ожидал их флот, готовый к отплытию на Восток.

Однако же Фридрих не без страха смотрел на участь своего владычества в Италии. Он опасался намерений ломбардских республик и даже римского двора, который с беспокойством смотрел на германцев, занимающих сицилийский трон.

Он попросил у папы позволения отложить на два года исполнение своего обета, и папа, хотя и с трудом, согласился на это. Еще одно обстоятельство содействовало нарушению согласия, существующего между вождями священной войны.

Между Фридрихом и королем Иоанном возникли сильные споры — папа Гонорий III употребил все усилия, чтобы восстановить мир и согласие и уничтожить все препятствия, представлявшиеся к отъезду крестоносцев, но первосвященник умер, не дождавшись начала войны, знамя которой он поднял и на которую он смотрел как на славу своего царствования.

Преемник его Григорий IX обладал такою же твердостью характера и был так же деятелен, как иИннокентий III. Как только он возложил на себя тиару, то все свои мысли сосредоточил на Крестовом походе. Отсрочка, данная Фридриху, теперь кончилась, и пилигримы, прибывшие из различных местностей Европы, собрались в Бриндизи.

Папа именем Иисуса Христа увещевал императора ускорить свой отъезд. Каждый день прибывали из-за моря христиане, чтобы умолять верующих о помощи. Европа, казалось, с нетерпением ожидала отъезда крестоносцев.

Фридрих, не смея больше откладывать, подал сигнал к отъезду. Во всей империи начались молебствия об успехе его благочестивого странствия. Но армия, которою он предводительствовал, подверглась эпидемическим болезням, и сам он, казалось, не был тверд в своем решении.

Едва только вышел флот из порта Бриндизи, как был рассеян бурею, а император заболел. Опасаясь за свою жизнь и, возможно, также за империю и королевство Сицилию, он вдруг отказался от своего отдаленного предприятия и высадился на берег в порту Отрантском.

Война Фридриха с папским престолом

Григорий отпраздновал отъезд Фридриха как торжество церкви, на возвращение же он взглянул как на возмущение против святого престола. Император отправил к папе послов, чтобы оправдать перед ним свой образ действий. Папа отвечал ему проклятиями.

Он обратился ко всем верующим и представил им Фридриха как безбожного государя и клятвопреступника. В защитительном слове ко всем христианским государствам, раздраженный император жаловался на превышение власти святым престолом и выставлял в самом недостойном виде политику и намерения римского двора.

До сих пор внимание всей Европы было обращено к Крестовому походу, теперь открылась картина ещё интереснее — открытую войну между главою церкви и главою христианской империи можно было повидать не каждый день.

Фридрих, чтобы отомстить за отлучение от церкви, привлек на свою сторону все римское высшее сословие, которое вооружилось, нанесло оскорбления папе у подножия алтаря и принудило его бежать. Изгнанный из Рима, папа употребил против своего врага страшную власть вселенской церкви и освободил подданных императора от присяги. В общем, о крестовом походе, на время все забыли.

Тем временем, христианские колонии, предоставленные самим себе, качались на краю пропасти. Удержаться на этом краю, им помогла не сила оружия, а стечение обстоятельств – две династии мусульманских правителей, потомки Саладина и Аль-Адила оспаривали друг у друга обладание Сирией и Египтом и в этом противостоянии оказались так поглощены борьбой, что на всё прочее уже не обращали внимания.

Дело дошло до того, что султан Каирский, отправил послов к самому императору Фридриху II (!!!) и попросил у того союза и помощи. Султан приглашал императора прибыть на Восток и обещал отдать ему Иерусалим. Фридрих, всё ещё, напомним, от церкви отлученный, от такого предложения отказаться просто не мог. Со всей поспешностью собравшись, и в облачении пилигрима-крестоносца, не обращаясь к разрешению святого престола, не призывая имени Иисуса Христа, сам объявил подданным о своем отъезде в Сирию и отправился в путь.


Источник — Компиляция на основе книги Жозефа Мишо, «История крестовых походов», и других материалов находящихся в свободном доступе 
Выложил — Мэлфис К.


Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
 
 
Также вас может заинтересовать:

Интересное

Из сасанидской «Книги установлений»
Что представляет из себя паранжа

Наверх