В состав Золотой Орды входило большое количество различных по своему происхождению, религиозным верованиям и культурному уровню народов. Все они имели свои традиции национальной одежды. Некоторые из них безвозвратно канули в прошлое. Проследить и охарактеризовать их не представляется возможным в этой короткой статье. Поэтому мы остановимся на общеимперских традициях в одежде.
Нам представляется возможным выделить два периода развития моды. Первый период, назовём его «монгольским», относится к XIII — середине XIV века. В это время среди населения прослеживается тенденция подражания в одежде завоевателям монголам. Это время дальневосточных направлений в моде. Время запашной одежды и шапок «бокко».
Основу и наиболее видимую часть костюма того периода составляет запашной халат. Считается, что у монголов он запахивался на левую сторону, а у тюркских народов на правую.
Как описывает китайский автор XIII века Сюй Тин, такой халат шился следующим образом: «Я, Сюй Тин, в своё время так же изучал верхнее платье чёрных татар. Оно сшито точно как по образцу древнего шень-и. Один только борт, как у верхнего платья даосского монаха в нашем государстве. Борт назван квадратным, потому что он с виду как четырёхугольник.
Что касается воротничка, то китайцы на своих халатах делают такой же. Татарский правитель, а так же чжун-шу лин и другие люди, из высшего круга не носят таких халатов. На указанном платье по поясу сделано бесчисленное множество мелких складок»
Схожий по покрою халат обнаружен в погребении монгольского мальчика, из кургана на горе Окошки в Читинской области. Оттуда же происходит ещё один, более короткий халат и нательная рубашка простого, туникообразного покроя.
Оба халата завязывались на завязки. Второй, короткий халат отрезной по талии и по покрою схож с находками из погребения «Маячный бугор» под Астраханью. Эти находки, в сочетании с изобразительными источниками позволяют говорить о том, что в XIII веке носили верхний халат наружу, а нижний, если он был, под ним.
К концу XIII века мода меняется, и всё чаще начинают носить короткий кафтан поверх длинного.
Разумеется, нужно оговориться, что это явление не носит абсолютный характер. Того же мнения придерживается и М.В.Горелик. На него ссылаются исследователи при интерпретации принадлежности комплексов одежды из погребения могильника «Маячный бугор».
Кроме длины изделия верхнюю запашную одежду можно условно разделить на отрезную по талии и прямого покроя. Как правило, нижняя часть отрезной по талии одежды, расширялась к низу и была либо трапециевидной формы, либо закладывалась складками.
Второй период моды начинается в период мусульманизации Орды и усиливается с ослаблением центральной власти в государстве.
В этот период в моду входит обще мусульманская одежда, а так же всё большую силу набирают местные традиции. Всё чаще на миниатюрах, относящихся к этому периоду, мы видим длинные халаты с разрезом по середине. Как правило, такие одежды застёгиваются на пуговицы. Или не имеют застёжек вообще.
Интересным подтверждением изобразительных источников могут выступать находки из могильника Джухта 2 известные нам по работе С. И, Доде. Халаты похороненных там монголов носят явные персидские традиции.
К XV веку, вероятно, происходит полный отказ от одежды дальневосточного направления. Особенно этот процесс, в большей части мода на местные вещи, стал, заметен после разгрома Золотой Орды войсками Тимура. Смена торговых путей должна была привести к вытеснению с рынка китайско-монгольских вещей, и наполнению его среднеазиатским товаром. В том числе тканями и одеждой.
Под верхней одеждой носились рубахи. Возможно, они относились к нательному белью. Вряд ли они были самостоятельной одеждой. В особенности это утверждение верно для Золотоордынских городов Поволжья, т.к. климат этого региона не позволял носить один слой одежды. Вряд ли покрой рубах изменялся под влиянием моды. Во всяком случае, мы не имеем достаточно материала, что бы проследить эти изменения.
На данный момент нам известны остатки трёх рубах, которые мы можем относить к золотоордынскому государству. Две из них детские, одна женская.
Обе детские рубахи (Окошкинский курган, Дзивгизский могильник) сшиты из одного куска ткани перегнутого пополам на плечах, и сшитого по бокам. В обоих случаях с боков пришивались рукава без всяких ластовиц.
Дзивгизская рубаха имеет ворот «стоечку». Отсутствие боковых вставок на рубахах объясняется небольшими, детскими размерами. Взрослая женская (могильник Даргавс) такие вставки имеет.
Рубахи туникообразного покроя прослеживаются и в более ранее, и в более позднее время. Поэтому на основе сделанных наблюдений можно говорить о наличие такой одежды у жителей золотоордынских городов и в описываемый период
Выложил — Мэлфис К.
Источник — http://vityaz-club.narod.ru (статья Хабарова В.В, приведена с сокращениями)