Содержание
Как известно, такой простой и привычной нам с вами вещи как карман, в 14-ом столетии ещё не существовало, а такие вещи как денежки, ключи от дома и другие мелочи, уже были широко известны:) Как же выходили достопочтенные предки из этой щекотливой ситуации, ведь в самом деле, не в руках же таскать всё своё добро?
Конечно не в руках, можно ведь использовать для этой цели.. кошелек! Нет, конечно же «кошельком» ту сумочку, иногда довольно объемную, что носили в ту пору на поясе как мужчины так и женщины, назвать нельзя, вот «кошель», — это будет намного правдоподобнее.
Как уже говорилось, носили кошель сплошь и рядом, чему свидетельство — большое колличество средневековых бытовых изображений, приглядевшись к которым, можно без труда найти на них сей предмет. Кошелек, как и пояс, можно было свободно приобрести на любом рынке, впрочем и продавались эти предметы в одних и тех же лавках, как часть обычной, повседневной одежды.
Женщины, как и в наше время, старались превратить свою «дамскую сумочку» (конечно! кошель выполнял и эту функцию!) в настоящее произведение искусства непохожее на другие, мужчины же меньше внимания уделяли деталям и предпочитали «классику» без излишеств.
Французское слово «Аumoniere» произошло в свою очередь от слова «aumone» — «милостыня» и означает кошелек или сумку.
Соответственно в английском — alms (милостыня) и «almoner purses» — кошельки для милостыни (достаточно часто в текстах также можно встретить термины «pouches» (англ.), или «bourse» (франц.), которые также означают кошелек).
Возможно, свое название они получили благодаря Новому Завету, т. к подаяние милостыни бедному — обязанность каждого христианина.
Средневековому христианину понятие спонтанной благотворительности было хорошо известно, и подаяние милостыни нищему или пилигриму было делом привычным.
Наиболее вероятно, что название просто само по себе закрепилось за кошельками, носимыми людьми в ежедневном обиходе, независимо от подачи милостыни. Кошельки в средневековом европейском быту служили множеству целей: ношение личных вещей, хранение религиозных реликвий, хранение печатей для документов.
Главным образом, эта статья — о кошельках из текстиля, украшенных вышивкой, как части ежедневного костюма человека. Пик их популярности приходится на середину 13-го — первую половину 14-го столетия.
Разнообразие форм и разверов было очень велико, ведь фактически каждый такой кошель, это ручная, практически «дизайнерская» работа. В самом простом виде — это прямоугольный мешочек, как правило украшеный вышивкой, подвешиваемый к поясу за шнурок зявязаный узлом вокруг его горловины. Изображения приведеные ниже, помогут лучше понять суть вещей.
Кроме обычных «прямоугольных», широко распространены и «трапецевидные» кошельки, одна из сторон которых, снабженная откидной «крышкой» округлой формы, и закрывает собой отверстие. Насколько можно судить из фотографий, крышка пришивается отдельно
В Париже в конце 13-го столетия, существовала целая гильдия, производившая кошельки, которые сами члены гильдии называли «сарацинскими» или и естественно не спроста, — все модели и даже орнамент этих изделий, были благородно укра.. позаимствованы европейцами на востоке во время крестовых походов.
Не поймите не правильно, разумеется кошелек в Европе был известен задолго до эпохи крестовых походов и тому есть большое колличество документальных свидетельств, но богатые орнаменты, шитьё золотыми нитками и прочие модные «излишества» действительно пришли с востока, неизвестно только точно когда и откуда.
Возможно, традиция ярко вышитых кошельков получила распостранение в северной Европе из Мавританской Испании. Возможно также, что помимо их распостранения на Западе посредством пилигримов и крестоносцев, кошельки из Леванта могли появиться в Европе через средиземноморскую торговлю и южное побережье Испании, которое в течение долгого времени было под мусульманским контролем.
Остальная часть Испании была под существенным влиянием мавританской материальной культуры, что подтверждается широким использованием хлопка раньше, чем в большинстве других частей Северной Европы.
Торговля между Святой Землей и мусульманской Испанией были делом постоянным и прочным, и возможно, что мода на украшенные вышивкой кошельки процветала благодаря импорту ярких шелковых ниток или невышитых кошельков из сарацинских земель.
С 12-го века, то есть с эпохи появления куртуазной любви, кошельки получают новый статус, становясь отныне не только модной деталью туалета, но и романтический символ, передающийся от одного любовника, к другому.
Дело в том, что в средневековой культуре существовала прочная связь, между эстетическим соблазном богатого украшения и ..привлекательности человека, имеющего такое украшение! Так называемая «Культура подарка», была очень сильно развита.
Joan Evans автор книги «Одежда в средневековой Франции», рассказывает, что в 13-ом столетии было широко распостранено ношение кошелька для милостыни или сумочки на поясе.
Кошелек или сумочка обычно изготавливались из вышитого шелка. Зачастую такие сумки были сделаны дамами и преподнесены в дар их любовникам.
Она цитирует Линор в «Guillaume de Dole», французском романе 13 века, написанном Жаном Ренаром , которая —«посылает сенешалю ремень и сумку, вышитую птицами и рыбами.»
Перевод и дополнения — Мэлфис К.
Источник — www.cottesimple.com, Tasha Kelly