Цуба — гарда для японского меча

Цуба — это японское название гарды меча типа катана, то есть небольшая металлическая пластина, не дающая руке соскользнуть с рукояти на лезвие и в какой-то степени защищающая от ударов противника. Если другие части катаны, то есть клинок, рукоять и т.п. сами по себе представляют не слишком большой интерес, то цуба ценна сама по себе. Дело в том, что за века производства, японские мастера научились превращать этот сугубо утилитарный кусочек металла в настоящие произведения искусства, благодаря чему японские цуба стали объектом коллекционирования во многих странах мира.

Цуба - гарда классического японского меча

Цуба — гарда классического японского меча

Типичная цуба представляет собой металлическую пластину — железную или бронзовую — диаметром около 8 см с отверстием в центре для пропуска хвостовика клинка. Помимо защитной функции цуба была важна и потому, что своим весом смещала центр тяжести меча к руке, снижая напряжение в кисти, придавая оружию сбалансированность и силу удару.

Японские воины относились к своему оружию с большим пиететом, в цене были не только удобные и прочные, но и богато украшенные клинки. Мастера-оружейники изощрялись в придании мечу неповторимого декора. И это нашло отражение прежде всего в изысканности дизайна цубы.

Форму цубе придавали самую разную — круг, овал, квадрат, ромб. Наиболее типичными для церемониальных мечей были аоицуба — квадраты с закругленными углами. Со временем в поверхности цубы стали делать не одно отверстие (для хвостовика клинка), а два или три.

В одно из боковых отверстий вставляли небольшой острый нож кодзука, служивший для хозяйственных целей в походе, но пригодный и для метания, и чтобы метить трупы побежденных противников, втыкая его в поверженное тело, что позволяло после боя собрать трофеи, в другое вставляли когай — длинное шило, которым можно чинить сбрую или латы, но чаще всего его использовали для почесывания, так как в жарком и влажном климате под доспехами и шлемами начинался неимоверный зуд. Длинным острием когай можно было осторожно раздвинуть пластинки доспехов и дотянуться до зудящего места.

Наряду с этими функциональными отверстиями в железной пластине цубы стали пробивать сквозные дыры, образующие различные рисунки — изображения цветов, животных, птиц, богов, родового герба мон… Таким образом подобная цуба стала напоминать ажурное кружевное плетение.

Самурайский походный нож - кодзука. Одно из отверстий на цубе, предназначено как раз для него

Самурайский походный нож — кодзука. Одно из отверстий на цубе, предназначено как раз для него

Рисунки наносились на поверхность гарды различными методами. Иные мастера сначала покрывали пластину лаком, а потом расписывали ее красками. Другие специальными чеканами и штампами выбивали рисунок на металле. Третьи инкрустировали цубу декоративными накладками из другого металла — серебра, золота, бронзы, других сплавов.



Особенно тщательно отделывался ободок цубы. По его оформлению, гравировке, украшению можно было судить, мастер какой школы трудился над гардой. Впрочем, особо гадать не приходилось. Мастера с удовольствием и гордостью ставили свои клейма на эти изделия.

Самая древняя из сохранившихся до нашего времени цуба была изготовлена в период Нара (710-794). Дальнейшее развитие производство гард получило в периоды Камакура (1185-1333) и Муромати (1333-1568). Тогда производством этих деталей холодного оружия занимались те же кузнецы, которые ковали сами клинки. Это была как бы побочная ветвь общего промысла оружейников.

Но с XVII века изготовлением гард стали заниматься мастера, специализирующиеся исключительно на цубах. Это привело к настоящему расцвету этой отрасли ремесла, перешедшего в принципиально новое качество — в искусство. Новый стиль распространился из столицы на прилегающие провинции, на сёгунский Эдо и далее по всей стране. Мастерские по изготовлению гард для мечей появились в каждой провинции, в каждом призамковом городке от северной Акиты до юга Кюсю.

Причем каждый ремесленник вносил в это дело свою фантазию, выдумку, придуманную технологию. Конечно, были и наиболее известные, прославленные мастера. Так, общенациональной известностью пользовались мастерская Сёами, основанная в Киото, группа ремесленников Хэйандзё-дзоган, освоивших инкрустацию металлом.

Отличный пример того, что цуба меча изготовленная мастером, может быть настоящим произведением искусства

Отличный пример того, что цуба меча изготовленная мастером, может быть настоящим произведением искусства

Они искусно использовали палитру оттенков меди, которая при определенных добавках приобретала коричневый, красный или пурпурный оттенок. Добавка в сплав железного порошка придавала изделию легкий налет красного, черного или коричневого цветов.

Развитию этого необыкновенного искусства нанесли непоправимый урон реформы Мэйдзи второй половины XIX века. Изготовление и ношение холодного оружия были запрещены. Соответственно, остались без работы сотни мастеров, изготавливавших цубы. Некоторое время они перебивались мелкими металлическими поделками, но с течением времени их уникальное мастерство было утрачено.

Теперь с образцами этой оружейной миниатюры можно ознакомиться только в музеях или по коллекциям, собранным 1,5-2 столетия назад.

[sign author=»armedman.ru» source=»компиляция на основе текста сайта japan.aikiclub.ru»]


Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
 
 
Также вас может заинтересовать:

Интересное

Перевязь на ламеляр (Византия)
Шлем викинга???

Наверх