Цуба — это японское название гарды меча типа катана, то есть небольшая металлическая пластина, не дающая руке соскользнуть с рукояти на лезвие и в какой-то степени защищающая от ударов противника. Если другие части катаны, то есть клинок, рукоять и т.п. сами по себе представляют не слишком большой интерес, то цуба ценна сама по себе. Дело в том, что за века производства, японские мастера научились превращать этот сугубо утилитарный кусочек металла в настоящие произведения искусства, благодаря чему японские цуба стали объектом коллекционирования во многих странах мира.
Типичная цуба представляет собой металлическую пластину — железную или бронзовую — диаметром около 8 см с отверстием в центре для пропуска хвостовика клинка. Помимо защитной функции цуба была важна и потому, что своим весом смещала центр тяжести меча к руке, снижая напряжение в кисти, придавая оружию сбалансированность и силу удару.
Японские воины относились к своему оружию с большим пиететом, в цене были не только удобные и прочные, но и богато украшенные клинки. Мастера-оружейники изощрялись в придании мечу неповторимого декора. И это нашло отражение прежде всего в изысканности дизайна цубы.
Форму цубе придавали самую разную — круг, овал, квадрат, ромб. Наиболее типичными для церемониальных мечей были аоицуба — квадраты с закругленными углами. Со временем в поверхности цубы стали делать не одно отверстие (для хвостовика клинка), а два или три.
В одно из боковых отверстий вставляли небольшой острый нож кодзука, служивший для хозяйственных целей в походе, но пригодный и для метания, и чтобы метить трупы побежденных противников, втыкая его в поверженное тело, что позволяло после боя собрать трофеи, в другое вставляли когай — длинное шило, которым можно чинить сбрую или латы, но чаще всего его использовали для почесывания, так как в жарком и влажном климате под доспехами и шлемами начинался неимоверный зуд. Длинным острием когай можно было осторожно раздвинуть пластинки доспехов и дотянуться до зудящего места.
Наряду с этими функциональными отверстиями в железной пластине цубы стали пробивать сквозные дыры, образующие различные рисунки — изображения цветов, животных, птиц, богов, родового герба мон… Таким образом подобная цуба стала напоминать ажурное кружевное плетение.
Рисунки наносились на поверхность гарды различными методами. Иные мастера сначала покрывали пластину лаком, а потом расписывали ее красками. Другие специальными чеканами и штампами выбивали рисунок на металле. Третьи инкрустировали цубу декоративными накладками из другого металла — серебра, золота, бронзы, других сплавов.
Особенно тщательно отделывался ободок цубы. По его оформлению, гравировке, украшению можно было судить, мастер какой школы трудился над гардой. Впрочем, особо гадать не приходилось. Мастера с удовольствием и гордостью ставили свои клейма на эти изделия.
Самая древняя из сохранившихся до нашего времени цуба была изготовлена в период Нара (710-794). Дальнейшее развитие производство гард получило в периоды Камакура (1185-1333) и Муромати (1333-1568). Тогда производством этих деталей холодного оружия занимались те же кузнецы, которые ковали сами клинки. Это была как бы побочная ветвь общего промысла оружейников.
Но с XVII века изготовлением гард стали заниматься мастера, специализирующиеся исключительно на цубах. Это привело к настоящему расцвету этой отрасли ремесла, перешедшего в принципиально новое качество — в искусство. Новый стиль распространился из столицы на прилегающие провинции, на сёгунский Эдо и далее по всей стране. Мастерские по изготовлению гард для мечей появились в каждой провинции, в каждом призамковом городке от северной Акиты до юга Кюсю.
Причем каждый ремесленник вносил в это дело свою фантазию, выдумку, придуманную технологию. Конечно, были и наиболее известные, прославленные мастера. Так, общенациональной известностью пользовались мастерская Сёами, основанная в Киото, группа ремесленников Хэйандзё-дзоган, освоивших инкрустацию металлом.
Они искусно использовали палитру оттенков меди, которая при определенных добавках приобретала коричневый, красный или пурпурный оттенок. Добавка в сплав железного порошка придавала изделию легкий налет красного, черного или коричневого цветов.
Развитию этого необыкновенного искусства нанесли непоправимый урон реформы Мэйдзи второй половины XIX века. Изготовление и ношение холодного оружия были запрещены. Соответственно, остались без работы сотни мастеров, изготавливавших цубы. Некоторое время они перебивались мелкими металлическими поделками, но с течением времени их уникальное мастерство было утрачено.
Теперь с образцами этой оружейной миниатюры можно ознакомиться только в музеях или по коллекциям, собранным 1,5-2 столетия назад.
[sign author=»armedman.ru» source=»компиляция на основе текста сайта japan.aikiclub.ru»]