Содержание
Время вероятного заселения японских островов по суше. Строго говоря, «японских островов» ещё нет — есть частично соединенный с материком протоостров, на который можно попасть сравнительно легко и даже не замочив ноги. Обнаружено около 5000 палеолитических стоянок относящихся к этому времени. Каменные орудия имеют своеобразную форму обработки, не перенесенную на более позднее время.
Период Дзёмон датируется: 13 тыс. лет до н.э.- III в. до н.э. Назван так по типу керамики с веревочным ( сделанном оттиском веревки на глине ) орнаментом (“дзёмон”). Культура Дзёмон была распространена на всей территории архипелага (от Хоккайдо до Рюкю), её представители были оседлым народом занимавшимся собирательством, охотой и рыболовством. Люди культуры дзёмон имели тесные контакты с материком. Имеются два крупных ареала заселения, граница между которыми проходит примерно на широте современного Токио. Земледелие в зачаточном состоянии, религиозные представления примитивны.
Период Яёй назван по специфическому типу керамики, впервые обнаруженному в Яёй-мати (район Токио). Основное заселение: север острова Кюсю, Западная и Центральная Япония. Мощный поток ( 1.2 млн.чел.) переселенцев с юга Корейского полуострова в это время составил заметную часть населения, в общей сложности состоявшего из 3-6 млн. человек. В это время формируются три устойчивые культурно-хозяйственные зоны:
Время появления пра-японцев и пра-японской культуры. Переход от охоты-собирательства к производящему типу хозяйства-земледелию. Появление «революционного» поливного рисоводства, изготовление и импорт (из Китая) металлических сельхоз орудий. Денежная система не сформирована (натуральный товарообмен), в обществе серьезная социальная напряженность. Формирование общих принципов религиозной практики (сокрытие сакральных предметов), определение части предметов как священных (зеркало, меч). Китай и Корея утверждаются в роли культурных доноров. Окончательно сформировалась пра-японская культура.
Период Кофун назван по многочисленным погребальным сооружениям курганного типа. В связи со становлением родоплеменного государства Ямато вторая половина этого периода может носить название “период Ямато”. Главное — это период становления государственности, централизации, что, кроме прочего, послужило толчком к организации масштабных ирригационных работ и активному развитию письменности. В этот период началось распространение буддизма, вскоре взявшего на себя роль общегосударственной идеологии. Хозяйство сильно дифференцируется и практически разделяется на «цеха», если не «касты»: земледельцы, гончары, рыбаки, солевары, кузнецы. Военные вожди предпринимают военные походы в Корею.
Период Асука назван по местонахождению резиденций царей Ямато в районе Асука (поблизости от нынешних городов Нара и Киото) и характеризуется не только окончательным становлением того, что теперь назвали бы «правовым государством», но и всё усиливающимся политическим противоборством. Установление власти императора, формирование института чиновничества, провозглашение государственной собственности на землю, становление надельной системы землепользования.
Теснейшие контакты с Китаем, окончательно сформировавшим к этому времени сильно централизованную империю, начало периода реформ Тайка (в 646 г.), ставивших своей целью превращение Ямато в “цивилизованное” (на китайский манер) государство. Попытка завоевания Кореи оканчивается полным провалом, как следствие, вооруженные силы реформированы, введена регулярная армия и воинская повинность. Столица страны — Фудзивара, правители — императоры Дзитто, Момму и Геммей.
Период Нара назван по местонахождению первой постоянной столицы Японии в Нара, находящейся в центре материковой части страны. Численность населения столицы — до 200 000 человек. Название страны было изменено на “Япония” (“Нихон” — “там, откуда восходит солнце”). Активное строительство государства централизованного типа в соответствии с законодательными сводами, в связи с чем этот период (и начало следующего) часто именуется “рицуре кокка” (“государство, [основанное] на законах”). Строгое узаконенное социальное ранжирование при сильнейшей тяге к сохранению родовых связей. Широкое распространение письменности на базе системы обучения. Появление письменных памятников — мифологическо-летописных сводов “Кодзики” и “Нихон секи”.
Армия обслуживает только внутренние необходимости государства, численность её подразделений в столице составляет порядка 5000 человек. Активное и системное строительство разветвленной сети отличных дорог, на которых организовано 400 почтовых дворов с интервалами пути между ними в 16 км. Таким образом, эффективно решена проблема перемещения — всего за неделю, двигаясь из столицы, можно было достичь любой самой удаленной точки страны. Как ни странно, внимание уделено сугубо сухопутным способам путешествий. Водный транспорт не развит совершенно и не пользуется спросом.
Период Хэйан назван по местонахождению новой столицы — Хэйан (букв. “столица мира и спокойствия”, современный Киото, формально остававшийся столицей, т. е. императорской резиденцией аж до 1868 г.). Отмечен тенденциями упадка государственной власти, связанной с утерей государственной монополии на землю, крахом надельной системы и образованием сёэн — усадеб, находившихся в частном владении. Возникновение блестящей аристократической культуры, создание многочисленных прозаических и поэтических произведений. Политическое доминирование рода Фудзивара (поэтому конец этого периода иногда называют “периодом Фудзивара”).
Период Камакура назван по расположению ставки военного правителя (сёгуна), первым из которых был Минамото-но Ёритомо. Установление социального и политического господства сословия воинов-самураев. В самурайской среде — период классического феодализма с развитыми вассальными отношениями.
Период Муромати назван по расположению ставки сёгунов из рода Асикага в Муромати (район Киото). Часто подразделяется на два подпериода: южной и северной династий («намбокутё», двуцарствие 1336-1392 г.г.), когда существовало два параллельных и конкурировавших между собой императорских двора, и “период воюющих провинций” («сэнгоку дзидай», 1467-1568 г.г.). Постоянные феодальные междоусобные войны (особенно во второй половине этого периода). В конце периода — рост городов, сопровождавшийся развитием городской светской культуры. Первые контакты с европейцами.
Период Эдо назван по расположению ставки сёгунов из рода Токугава в Эдо (современный Токио). Основатель этого сёгуната — Токугава Иэясу — вывел страну из перманентного состояния гражданской войны и объединил ее под своим началом. Изгнание европейцев и запрещение христианства сопровождалось добровольным “закрытием” страны, когда все контакты с внешним миром были сведены к минимуму.
Бурный рост городов, развитие городской культуры, экономики, резкое увеличение населения. Тотальная регламентация жизни всех слоев населения окончательно сформировала тип менталитета, который мы называем “японским”.
Период Мэйдзи назван так по девизу правления императора Муцухито — “светлое правление”. Не в силах противостоять нараставшему военно-политическому давлению западных держав, Япония была вынуждена провести широкомасштабные реформы, имевшие своей целью создание современного индустриального государства. Реформы, носившие революционный характер, были облечены в идеологическую оболочку возврата к традиционным ценностям, к правопорядку древности, т. е. “реставрации” власти императора, отодвинутого на второй план при сёгунах.
Бурное промышленное развитие, широкое заимствование достижений западной цивилизации, при котором, однако, удалось сохранить национальную идентичность. Начало внешней экспансии.
[sign author=»armedman.ru» source=»компиляция на основе информации сайта aikiklub.clariant.ru»]