Великий мечник Мусаси Миямото

Мусаси Миямото — национальный японский герой, имя которого, без преувеличения, каждому японцу. Правда, этот герой не прославился сражением с захватчиками, подвигами на войне и другими «привычными героическими» поступками. Скорее он известен как человек всей душой преданный своему делу, сумевший превратить его в настоящее искусство и так и оставшийся непревзойденным мастером в веках.

Полное имя Мусаси Миямото — Синмэн Мусаси-но Ками Фудзивара-но Гэнсин. Полное имя японца нередко дает ключ к расшифровке его корней. Так, сочетание Мусаси-но Ками означает, что владелец имени — благородный человек, родившийся в местности Мусаси, расположенной к юго-западу от Токио, а упоминание Фудзивара связывает его с одним из древнейших и могущественнейших родов Японии. Предками Мусаси были самураи, принадлежавшие к некогда знаменитому клану Харима, правившему на Кюсю.

Естественно, что никто не знает как точно выглядел Мусаси Миямото. Создатели одноименного сериала, предполагают, что как-то так.

Естественно, что никто не знает как точно выглядел Мусаси Миямото. Создатели одноименного сериала, предполагают, что как-то так.

Происхождение и юность Мусаси Миямото

Годом рождения Мусаси с некоторой долей условности считают 1584 год. Родился он в деревушке Миямото, что позволило ему в будущем сократить свое пышное имя до более простого сочетания — Мусаси из Миямото или еще короче — Мусаси Миямото.

Это были нелегкие годы для Японии. По всей стране бушевали кровавые междоусобные войны, длившиеся если не веками, то многими десятилетиями. Все воевали против всех в надежде заполучить побольше земли и власти. По городам и провинциям, уничтожая все на пути, прокатывались самурайские дружины князей, вооруженные отряды монастырской братии, банды грабителей. Выжить в этих условиях мог только человек, хорошо владевший оружием и способный постоять за себя. Надо ли удивляться, что обучение военному мастерству — фехтованию, стрельбе из лука, борьбе — было обязательным для всех отпрысков самурайских семей с самых юных лет.

Свои первые уроки владения мечом Мусаси получил от отца, незаурядного по тем временам фехтовальщика, особенно умело орудовавшего дзиттэ — короткой железной палкой с крючком, которой можно было обезоружить противника, выбив у него из рук меч.

Впрочем, детские годы пролетели быстро. В семь лет Мусаси остался сиротой. Его приютил дядя-священник. Но и в буддийском монастыре мальчик продолжал учиться искусству боя, выбрав для себя кэндо — Путь меча. Именно к тем еще детским годам относится история о первой дуэли Мусаси. Его противником был зрелый воин, хорошо обученный владению мечом. Мусаси был вооружен лишь палкой. Но и этого хватило для не ожидавшего от зеленого юнца отпора самурая. 13-летний Мусаси, сделав неожиданный выпад, ударил противника по голове и затем добил поверженного на землю воина.

Вскоре, покинув стены монастыря, юный Мусаси отправился в самостоятельное странствие по стране. Угловатый, но сильный не по годам подросток не боялся случайных встреч на дорогах. Присматриваясь к мастерству фехтовальщиков различных школ, он постепенно набирался бойцовского опыта. Жизнь он вел абсолютно непритязательную. Единственным его имуществом были пара самурайских мечей и ветхое кимоно. Он не стригся, не мылся, опасаясь, как бы враги не застали его во время купания раздетым и безоружным. Заросший грязью, с коростой болячек на коже он скитался по дорогам страны, зарабатывая себе на плошку риса предложениями воинских услуг.



В 1600 году Мусаси Миямото принял участие в битве при Сэкигахара, когда набиравший силу клан Токугава разгромил всех своих конкурентов. Мусаси бился на стороне побежденных, поэтому в своих мемуарах он обошел эти события скороговоркой.

Мусаси Миямото — «Священный меч»

Когда юноше исполнился 21 год, он решил обосноваться в тогдашней столице страны — городе Киото. Но это было проще сказать, чем сделать. Фактически власть на городских улицах принадлежала семье Ёсиока, в течение многих поколений поставлявших учителей фехтования для правителей страны. Когда-то с этой семейкой столкнулся и отец Мусаси — Мунисай. В свое время, победив в поединках двоих представителей семьи Ёсиока, он все-таки вынужден был, спасая жизнь, бежать из Киото. Естественно, появление Мусаси в городе не осталось незамеченным.

Вызов молодому пришельцу бросил сам Сэйдзиро Ёсиока, глава клана. Дуэль произошла на болоте за городом. Вооруженный лишь деревянным мечом Мусаси до полусмерти излупил именитого фехтовальщика, выбив у него из рук меч. Слуги утащили Сэйдзиро домой, где он в отчаянии в знак личного позора отрезал себе пучок волос на голове, свидетельство принадлежности к самурайскому сословию.

Тогда за честь клана Ёсиока вступился второй брат — Дэнситиро. Через несколько секунд после начала схватки он упал на землю с проломленной головой, сраженный деревянным мечом Мусаси. Новый вызов пришельцу бросил Ханситиро, сын поверженного Сэйдзиро. Но и он пал от руки Мусаси, который не только убил противника, но и, вооружившись двумя мечами, разогнал собравшихся на месте дуэли многочисленных слуг и приятелей Ёсиоки. (Потеря лица для семьи Ёсиока была столь очевидна, что сёгун Токугава запретил ее членам впредь заниматься фехтованием и повелел им стать красильщиками. Этой профессии потомки Сэйдзиро Ёсиоки остались верны до наших дней).

Так Мусаси Миямото стал живой легендой XVII века. Путешествуя по Японии, он совершенствовал свое мастерство бойца. Наблюдая за движениями барабанщика в буддийском храме, Мусаси разработал тактику ведения боя сразу двумя мечами одновременно. Это сделало защиту бойца поистине непробиваемой. Недаром он время от времени к своему имени добавлял псевдоним Нитэн (Два небосвода), намекая на свою способность вести бой двумя руками.

Обретенное с годами мастерство не подводило его. За свою жизнь он принял участие более чем в 60 дуэлях. Его противниками были известнейшие мастера фехтования, принадлежавшие к самым разным школам боевых искусств. Против Мусаси они выходили вооруженные мечами, пиками, серпом с цепью — традиционным оружием японских ниндзя. Иногда Мусаси хватало деревянного меча или просто дубины, иногда он обнажал боевой меч, но из всех без исключения поединков Миямото выходил победителем. О нем в стране говорили как о «кинсэй» — «священном мече».

Постепенно Мусаси отказался от использования боевого оружия на дуэлях. Теперь он был неуязвим и с деревянным мечом в руке.

Иногда, продемонстрировав свое незаурядное мастерство и одолев в поединках всех местных бойцов, он становился учителем фехтования у того или иного князя. Но вскоре неутомимый бродяга опять пускался в странствия по стране в поисках совершенства, которое он видел исключительно в рамках кэндо. Как писал в своей книге сам Мусаси Миямото, к пятидесяти годам он стал понимать не только тактику, но и стратегию боя холодным оружием.

Наследие Мусаси Миямото

Примерно в это время Мусаси Миямото наконец-то осел на постоянное местожительство на острове Кюсю. Отказавшись от ряда лестных предложений, он обосновался в горах, в пещере Рэйгэндо. Там в аскетическом уединении он засел за рукопись «Горин-но сё» («Книга пяти колец»), в которой постарался изложить как философские принципы единоборства, основанные на канонах дзэн-буддизма, так тактические и технические приемы фехтования на мечах.

Рукопись была разделена на пять глав — «Земля», «Вода», «Огонь», «Ветер» и «Пустота» — в соответствии с названиями основных пяти элементов, из которых строится буддийская вселенная. Каждая глава трактовала часть искусства фехтования. Например, в главе «Вода» были описаны одежда бойца, основные положения тела, работа ногами, в главе «Огонь» — психологические аспекты схватки, дух воина. При этом Мусаси раскрывал свое видение и тактики индивидуальных схваток и стратегии самурайских отрядов. Его книга стала бесценным пособием как для начинающего фехтовальщика, так и для мастера кэндо. Более того, советы Мусаси, особенно о необходимости психологической подготовки к бою, были применимы не только в военной сфере, но, как утверждают знатоки, и в стратегии современного бизнеса, например, при проведении рекламных кампаний. И в этом смысле острота пера Мусаси Миямото сравнялась с остротой его меча.

Талант человека редко ограничивается какой-то одной сферой применения. Отдыхая после написания очередной главы, Мусаси Миямото рисовал тушью. Его рисунки очень высоко ценились современниками. Основными темами своего изобразительного творчества он сделал птиц, драконов, буддийских святых, вкладывая в творчество свое представление о мире, сформировавшееся в ходе долгих религиозных медитаций. Нарисовал он и автопортрет, который позволяет судить о том, как выглядел этот средневековый мастер меча. Иногда Мусаси занимался и скульптурой, в основном — миниатюрой на религиозные сюжеты, писал стихи и песни, создал целую школу кузнецов, ковавших цуба — декоративные гарды для мечей.

Работу над книгой «Горин-но сё» Мусаси завершил в 1640 году. В том же году он умер.

И на Кюсю, и в Охара, как теперь называют родной городок Мусаси, хранят память об этом великом воине. Ему поставлены обелиски и памятные стелы, о нем поминают в местных храмах.

Несмотря на то, что сам «священный меч» оставил после себя довольно подробное жизнеописание, настоящую известность (за пределами Японии, само собой), Миямото приобрел благодаря писателю Эйдзи Ёсикава (1892-1962), публиковавшего в течение пяти лет — с 1935 по 1939 годы — на страницах газеты «Асахи» роман «Миямото Мусаси». И, хотя роман содержит не только достоверные факты, но и немало художественного вымысла, это не помешало ему быть переведенным на 14 иностранных языков, причем в Германии и Англии он разошелся полумиллионными тиражами.

Кроме художественной литературы о Мусаси Миямото в начале 2000-х г.г. снят небольшой сериал, и даже выпушена его биография, нарисованная в виде комикса в стиле манга.

[sign author=»ageageiron.ru» source=»компиляция на основе сведений сайта «Япония сегодня» (www.japantoday.ru), А. Лазарев»]


Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
 

Интересное

Общий подсчет жертв инквизиции в Испании с 1481 до 1820 года
Древний Рим. Прически, украшения, косметика

Наверх