Альвис — («всезнайка»), в скандинавской мифологии мудрый цверг (карлик), сватающийся к Труд, дочери Тора. Тор делая вид, что испытывает его мудрость, заставляет Альвиса. дожидаться гибельного для цвергов рассвета, превращающего их в камень. («Старшая Эдда», «Речи Альвиса»).
Альвы — в скандинавской мифологии низшие природные духи (первоначально, возможно, и души мертвых), имевшие отношение к плодородию. Им был посвящен особый культ. В «Старшей Эдде» Альвы противопоставляются высшим богам — асам (часто повторяется формула «асы и альвы»), иногда смешиваются с одной стороны с цвергами, а с другой — с ванами.
В «Младшей Эдде» говорится о делении Альвов на темных (живущих в земле) и светлых (белых). В героической «Песни о Вёлунде» («Старшая Эдда») чудесный кузнец Вёлунд называется князем Альвов.
Ангрбода (др.-исл. сулящая горе) (иногда — Ангброда) — в скандинавской мифологии великанша, породившая от Локи в лесу Ярнвид трех хтонических чудовищ: волка Фенрира, змея Ёрмунганда и владычицу царства мертвых — Хель.
Андвари («осторожность»), в скандинавской мифологии карлик, обладатель рокового золота. Локи ловит Андвари, плавающего в виде щуки в воде, и отнимает его золотой клад для уплаты выкупа Хрейдмару за убитого сына.
Асгард — («ограда Асов»), небесная крепость, где живут Асы.
Аск и Эмбля («ясень» и «ива»), в скандинавской мифологии первые люди, которых ещё в виде древесных прообразов, бездыханных и «лишённых судьбы», нашли на берегу моря боги (в «Старшей Эдде» — в песне «Прорицание вёльвы» — это три аса — Один, Лодур, Хёнир, а в «Младшей Эдде» — «сыны Бора», т. е. Один, Вили и Be). Боги их оживили (доделали как людей).
Асы, Азы (др.-исл. aesir) — в сканд. мифологии основная группа богов, возглавляемая Одином (отцом большинства асов), иногда — обозначение богов вообще. Асы противопоставляются ванам, небольшой группе богов плодородия, великанам (ётунам), карликам (цвергам) и низшим женским божествам — дисам, норнам, валькириям.
В «Старшей Эдде» часто встречается формула «асы и альвы», как противопоставление асов — высших богов более низкой категории — духам (альвам). Асы живут в небесном селении Асгарде.
В «Младшей Эдде» перечисляется 12 асов: Один, Тор, Ньёрд, Тюр, Браги (бог поэзии), Хеймдалль (небесный страж богов), Хёд, Видар (бог лесов), Али (или Вали), Улль (бог охоты), Форсети (хранитель правды), Локи.
Помимо них называются Бальдр и Фрейр, в качестве сыновей Одина и Ньёрда, но сыновья Тора Магни и Моди не упомянуты, пропущен Хёнир, который в «Старшей Эдде» неизменно присутствует в странствующей троице Асов (Один — Локи — Хёнир). Присутствие в этом перечне Ньёрда и Фрейра, которые являются по происхождению ванами, и отсутствие Хёнира объясняется, возможно, тем, что, согласно мифу о войне между асами и ванами, Ньёрд и Фрейр были взяты после заключения мира заложниками к асам, а Хёнир перешёл к ванам в качестве заложника от асов.
«Младшая Эдда» перечисляет также 14 богинь («асинь»): Фригг, Сага (богиня сказаний), Эйр, Гевьон, Фулла, Фрейя, Съёвн, Ловн, Вар, Вер, Сюн, Хлин, Снотра, Гна, а затем упоминает также Соль и Биль, и в заключение причисляет к богиням также Ерд и Ринд. В мифах фигурируют главным образом Фригг и Фрейя, очень редко Гевьон и Фулла. Но, кроме того, в числе жён асов весьма часто упоминаются Сив — жена Тора и Идунн (богиня юности) — жена Браги, а также Скади (дочь великана) — жена Ньёрда, вошедшая в общину асов после смерти своего отца. После войны асов и ванов (см. о ней в ст. Ваны) асы ассимилируют ванов.
Включение слова «Ас» в собственные имена у различных германских племён и упоминание Иорданом культа асов у готов свидетельствует об обще германском распространении представления об асах до принятия германцами христианства.
В ряде средневековых источников (в «Прологе» к «Младшей Эдде», в «Саге об Инглингах») рассказывается о происхождении асов из Азии. Этимология слова «Асы» восходит, по-видимому, к мифологическим представлениям о каких-то духах или душах в теле (особенно в момент беспамятства и смерти) и о душах умерших. Указанная этимология более всего подходит к характеристике Одина, который действительно рассматривается как главный ас.
Аудумла — в скандинавской мифологии корова, которая произошла из инея, наполнявшего мировую бездну, и выкормила своим молоком первое антропоморфное существо — великана Имира.
Сама она питалась тем, что лизала солёные камни, сокрытые инеем. Из этих камней, облизанных Аудумлой, возник предок богов Бури.
Бальдр («господин»), в скандинавской мифологии юный бог из асов. Бальдр — любимый сын Одина и Фригг, брат Хермода, муж Нанны, отец Форсети. Бальдр прекрасен, светел, благостен. его ресницы сравнивают с белоснежными растениями. Он живёт в Асгарде, в чертоге Брейдаблик, где не допускаются дурные поступки. Бальдра называют мудрым и смелым, однако фактически он является пассивным, страдающим божеством, по-видимому, культовой жертвой.
Согласно мифам («Старшая Эдда» — «Прорицание Вельвы» и «Сны Бальдра»), юному Бальдру стали сниться зловещие сны, предвещавшие угрозу для его жизни. Узнав об этом, боги собираются на совет и решают оградить Бальдра от всяких опасностей. Один отправляется в хель (царство мёртвых) узнать судьбу Бальдра от вёльвы (провидицы).
Пробуждённая Одином от смертного сна вёльва предсказывает, что Бальдр умрёт от руки слепого бога Хёда. Фригг взяла клятву со всех вещей я существ — с огня и воды, железа и других металлов, камней, земли, деревьев, болезней, зверей, птиц, яда змей,- что они не принесут вреда Бальдру. клятвы она не взяла только с ничтожного побега омелы.
Однажды, когда боги забавлялись стрельбой в ставшего неуязвимым Бальдра, злокозненный Локи (выведавший хитростью у Фригг, что омела клятвы не давала) подсовывает прут из омелы слепому богу Хёду, и тот убивает Бальдра («Младшая Эдда»).
Боги поднимают тело Бальдра, переносят к морю и кладут на ладью, называвшуюся Хрзнгхорни (её удаётся столкнуть в воду только великанше Хюрроккин). Бальдр сожжён в ладье. Нанна умирает от горя, и её кладут в погребальный костёр Бальдра, так же как и коня Бальдра, и золотое кольцо Одина Драупнир. Вали («однодневный» сын Одина и Ринд) мстит Хёду за убийство Бальдра, а Хермод, брат Бальдра, отправляется на коне Одина Слейпнире в царство мёртвых с целью освобождения Бальдра («Младшая Эдда»).
Хозяйка Хель согласна отпустить Бальдра, во при условии, что всё живое и мёртвое в мире будет его оплакивать. Плачут все, кроме великанши Тёкк, обличье которой принял тот же Локи, и Бальдр остаётся в Хель. Боги наказывают Локи, виновника гибели Бальдра. Миф о смерти Бальдра является своеобразным введением к скандинавскому эсхатологическому циклу — смерть его служит как бы предвестием гибели богов и всего мира (см. Рагнарёк).
В обновлённом мире, который возникнет после гибели старого, вернувшийся к жизни Бальдр примиряется со своим убийцей Хёдом, тоже ожившим.
Своеобразный отголосок мифа о Бальдре в форме героического сказания имеется в «Деяниях датчан» Саксона Грамматика. У него Бальдр — полубог. Увидев во время купания Нанну — сводную сестру Хёда, Бальдр влюбляется в неё.
Хёд сам любит Нанну и женится на ней, но Бальдр преследует его. Чтобы убить Бальдра, Хёд достаёт меч Мимминг и, по совету лесной девы, чудесную пищу из змеиного яда и пояс, дающий победу. Хёд смертельно ранит Бальдра. его хоронят в холме. Предсказатель Финн пророчит Одину, что за Бальдра отомстит сын богини Ринд, которого она родит от Одина. пророчество сбывается.
Биврест, Бильрёст («трясущаяся дорога»), в скандинавской мифологии радуга-мост, соединяющий землю и небо. У Бивреста находится Химинбьёрг — жилище Хеймдалля сына Одина. Перед концом мира (см. Рагнарёк) сыны Муспелля переходят этот мост для схватки с богами, и он при этом рушится.
Бор («рождённый»), в скандинавской мифологии сын Бури, отец бога Одина и его братьев — Вили и Be, рождённых им с Бестлой, дочерью великана Бёльторна. В «Старшей Эдде» упоминаются «сыны Бора» как устроители земли (они убили великана Имира и из его тела создали мир).
Брисингамён («ожерелье Брисингов»), в скандинавской мифологии чудесное ожерелье, изготовленное, как и другие сокровища асов, Брисингами (карликами, цвергами). один из главных атрибутов богини Фрейи.
Брисингамён называется также «поясом Брисингов», что, видимо, соответствует первоначальной функции — помощи при родах, отсюда название Фрейи дисой ванов («Младшая Эдда»), а важнейшая функция дис с этим связана. Локи упрекает Фрейю в том, что она заплатила цвергам за Брисингамён своей любовью.
По инициативе Одина Локи похищает Брисингамён, а затем возвращает на определённых условиях. За Брисингамён борются у камня Сингастейн Локи и Хеймдалль, принявшие обличье тюленей. Брисингамён упоминается и в англосаксонском эпосе о Беовульфе.
Бури (букв. «родитель»), в скандинавской мифологии предок богов, отец Бора и дед Одина. Бури возник из солёных камней, которые лизала корова Аудумла
Вали, в скандинавской мифологии сын Одина и Ринд (пасынок Фригг). ребёнок-мститель, который в возрасте одного дня отомстил Хёду за убийство Бальдра. После гибели мира и богов (см. Рагнарёк) Вали вместе с другими представителями «младшего поколения» богов будет жить в обновлённом мире.
Вальгалла — «палаты Одина, куда вступают павшие в битве герои». — Корни Иггдрасиля. М., Терра, 1997.
Валькирии — буквально «выбирающие мертвых» — в др.-герм. мифологии девы-воительницы, жрицы Одина, к-рые отбирали предназначенных к гибели воинов и на волшебных летающих конях уносили души павших в небесный чертог Одина — Вальгаллу.
Ваны (др.-исл. vanir) — в сканд. мифологии группа богов плодородия, влаги, мореплавания. К числу ванов относятся гл. обр. Ньёрд (бог моря) и его дети — Фрейр и Фрейя, наделенные магич. пророческим даром.
Есть основания предполагать, что культ ванов проник в Скандинавию из Германии и первоначально встретил сопротивление местн. культа асов. Отсюда миф о войне асов с ванами, закончившейся их объединением.
Вёльва — прорицательница, колдунья, пророчица, по просьбе Одина предсказавшая Рагнарёк и множество других не менее интересных событий. «Прорицание вёльвы» — самая знаменитая из песен «Старшей Эдды».
Она содержит картину истории мира от сотворения и «золотого века» до его трагического конца — так называемого «дня судьбы богов» — и второго рождения. — Старшая Эдда. М., Художественная литература, 1975.
Видар сын Одина. В прорицании вёльвы было предсказано, что он убьет волка Фенрира в день Последней Битвы.
Видур — одно из тысячи имен Одина.
Вилли и Ве — родные братья Одина, дети Бора.
Виса — своеобразное литературное произведение, этот жанр был в совершенстве освоен средневековыми скандинавами. Для вис характерен противоестественный порядок слов, сложный размер, непременное наличие аллитераций и внутренних рифм — одним словом, это так сложно, что даже самые лучшие переводы могут дать только очень слабое представление о том, что такое настоящая виса. — Макс Фрай, Мой Рагнарёк, С.-П., Азбука, 1998.
Вотан — одно из имен Одина.
Гарм — дословно: «жадный». Чудовищный пес, который согласно прорицанию вёльвы должен «сожрать солнце».
Гаут — одно из имен Одина.
Ёрмуганд — буквально «великанский посох», в скандинавской мифологии мировой змей, одно из трех чудовищ, порожденных великаншей Ангрбодой от Локи. Ёрмуганд живет в Мировом океане, окружающем обитаемую землю. «Когда … дознались боги у пророчицы, что ждать им от тех детей великих бед… послал богов Всеотец взять тех детей и привести к нему. И… бросил он того Змея в глубокое море, всю землю окружающее, и так вырос змей, что посреди моря лежа, всю землю опоясал и кусает себя за хвост…» — Младшая Эдда. Л., Наука, 1970.
Игг — одно из имен Одина.
Иггдрасиль — в скандинавской мифологии мировое дерево, гигантский ясень. «Его ветви раскинуты над всем миром и кладут ему предел в пространстве». — Старшая Эдда. М., Художественная литература, 1975. — Однажды Один принес себя в жертву на этом дереве и провисел там девять дней, в результате чего получил доступ к некоему «тайному знанию», таким образом он открыл руны.
Кеннинг -характерная для скальдической поэзии условная поэтическая фигура, состоящая из двух и более существительных. Кеннинг служит для того, чтобы не называть вещи своими именами и в то же время как-то их обозначить.
Характерные примеры: «перина дракона» — золото, «льдина ладони» — серебро, «ссора костров Одина» — битва, «утешитель ворона» — воин и т.п.
«Кровь Квасира» — так называемый «мед поэзии». Квасир — в скандинавской мифологии маленький мудрый человечек, сделанный из слюны богов. В «Младшей Эдде» говорится, что из крови Квасира, убитого карликами, был сделан «мед поэзии». — Мифы народов мира. М., Советская энциклопедия, 1991.
Лодур — одно из имен Локи.
Локи — в скандинавской мифологии бог из числа асов, то помогающий богам, то вредящий и издевающийся над ними («Старшая Эдда», «Перебранка Локи»). Согласно «Младшей Эдде», во время последней битвы богов Локи выступит на стороне хтонических сил и примет участие в разрушении мира.
Нагльфар — корабль, который должен быть построен перед «днем судьбы богов» из ногтей мертвецов. Любопытно, что в Исландии до сих пор распространено поверье, что у мертвых надо обрезать ногти, дабы их не использовали злые силы. — Старшая Эдда. М., Художественная литература, 1975.
Один — верховное божество сканд. мифологии, глава асов, супруг Фригг, отец Бальдора, Тора и мн. др. богов. Один — творец Вселенной и первых людей, бог ветра и бурь, позднее — бог войны, покровитель воинской дружины, торговли и мореплавания.
Он живет во дворце Вальхалле (др.-сканд. Valholl — чертог мертвых), куда валькирии переносят души павших в бою героев и где последние продолжают прежнюю героич. жизнь. У континент. германцев Одину соответствовал Водан (Вотан).
Оскопнир — в скандинавской мифологии одна из версий названия места Последней Битвы богов (в речах Вафтрундира, например, это место называется Вигрид).
Рагнарёк — судьба (гибель) богов, апокалипсис скандинавской мифологии, в подробностях предсказанный вёльвой.
Слейпнир — в скандинавской мифологии восьминогий конь Одина. — Мифы народов мира. М., Советская энциклопедия, 1991.
Сурт — в скандинавской мифологии огненный великан. В «Прорицании вёльвы» рассказывается, что он придет с юга перед концом мира и сожжет мир (по некоторым версиям — солнце) своим огненным мечем.
Твэгги — одно из имен Одина.
Тор — в сканд. мифологии — бог грома, бури и плодородия, сын Одина и богини земли Ёрд, один из гл. асов. Изображался рыжебородым мужчиной, вооруженным громовым молотом Мьёлльнира, к-рый постоянно попадал в цель и сам собой возвращался обратно, поясом силы и железными перчатками. Тор — гл. защитник богов и людей от исполинов и чудовищ. У континент. германцев Тору соответствовал Донар, у англосаксов — Тумор (Тонар).
Турсы или Ётуны — в скандинавской мифологии великаны, они обычно враждебны и богам и людям.
Утгард — в скандинавской мифологии окраина земли, где обитают демоны и великаны. Существует множество споров по поводу личности Утгарда-Локи, таинственного правителя Утгарда: одни специалисты полагают, что он не имеет никакого отношения к Локи, поссорившемуся с асами, другие считают, что это одно и то же лицо.
Фенрир — в скандинавской мифологии чудовищный волк, одно из порождений Локи и Ангрбоды. Согласно предсказанию вёльвы, он должен был проглотить Одина в день Последней Битвы.
Фрейр — в сканд. мифологии — бог плодородия, брака, изобилия и мира из числа ванов, сын Ньёрда, брат Фрейи. После войны ванов с асами попал к асам в качестве заложника, прижился и стал одним из них. Согласно предсказанию вёльвы, он должен был погибнуть в битве с великаном Суртом. Культ Фрейра был особенно распостранен в Швеции.
Фрейя — в сканд. мифологии — богиня плодородия, любви и красоты, дочь бога моря Ньёрда, сестра Фрейра, жена покинувшего ее бога ветра Ода, к-рого она ищет по всей земле, роняя золотые слезы (хлебные зерна).
Фригг (старосканд. frigg, др.-готск. Frija — возлюбленная, госпожа) — в сканд. мифологии — супруга Одина, мать Бальдра, богиня брака, любви, семейного очага. Слияние культов асов и ванов способствовало Слиянию образов Фригг и Фрейи, на к-рую были перенесены атрибуты Фригг.
Хеймдалль — в скандинавской мифологии бог из числа асов, считается сыном Одина. Хеймдалль — страж богов, ему сопутствует эпитет «светлейший из асов». Согласно прорицанию вёльвы, в Последней Битве он должен был сразиться с Локи, согласно некоторым источникам, эти двое убивают друг друга.
Хель — в скандинавской мифологии:
1) подземный мир, царство мертвых, куда уходят души тех, кто не погиб в бою и не достоин Вальгаллы — чертогов Одина.
2) богиня-владычица подземного мира, порождение Локи и великанши Ангрбоды, олицетворение царства мертвых.
В сканд. мифологии Хель считается аналогом христианской преисподней (Стурулсон Снорри в «Младшей Эдде» говорит, что это место предназначено для «дурных людей») и противопоставляется Вальгалле — небесному чертогу для избранных. Согласно предсказанию вёльвы, в Последней Битве мертвецы из Хель выступают на стороне хтонических «злых» сил, а обитатели Вальгаллы — на стороне асов.
Хрюм — имя великана, который, согласно некоторым источникам, должен был править кораблем Нагльфаром (по другим версиям, этим кораблем должен был править сам Локи).
Хрофт — одно из имен Одина.
«Эдда» — известно два памятника исландской литературы под этим названием: «Младшая Эдда», к созданию которой приложил руку Снорри Стурулсон, и «Старшая Эдда», или «Эдда Сэмунда Мудрого», пергаменты с текстами которой нашел в 1643 году исландский епископ Бриньольв Свейнссон. Впрочем, позднее выяснилось, что Сэмунд Мудрый не имеет никакого отношения к этим пергаментам.
Эйнхерии — так называют в Вальгалле обитающих там павших в битве героев.
Источник — Сведения отсутствуют