Сайт рекомендован для аудитории 16+

Гимн Агни (из Ригведы)



Царь жертвенной соломы, хотар посреди дома,
Бича повелитель, Агни, принести готовый
Жертву обоим мирам.
Он, сын праведной силы,
Издали, как Сурья, пламя свое простирает.

О, достойный жертвы, идущий издалека, — в тебя
Небо само вершит сполна жертвоприношение, о царь.
Трех виталищ хозяин, подобный крылу, достигающему до цели,
Прими возлияния жертвенные, дары людей!

Царь дерева, чей жар наисильнейший, в венце из спиц,
Вспыхнул, разросся, как бич возницы, в пути.
Он словно как бесхитростный скакун.
Бессмертный по воле своей, беспрепонно сущий в
растениях.

Этот Агни прославился в доме, как бегун, —
Нашими громкими хвалами, — как знаток всех сущих,
Пожиратель дерева, как скаковой конь,
Что выигрывает награду своим уменьем,
Как отец Ушас, возбужденный к соитию приношением
жертвы.

Вот они восхищаются его блистаньем,
Когда он стелется по земле, легко обтесывая деревья,
Как бегун, что срывается с места по знаку!
Как неисправный должник, метнулся он по земле
иссушенной!

О скакун, от хулений оборони нас,
Когда возжигает тебя, о Агни, вместе с другими Агни!
Ты приносишь богатство, ты. пресекаешь беды.
Да возликуем мы, доблестные, живя сто зим!

Перевод Т. Елизаренковой

Комментарии к гимну Агни

Агни — один из главных богов ведийского пантеона, огонь и бог огня во всех его ипостасях: огонь домашнего очага, жертвенного костра, молнии и т. д. (согласно ведийским представлениям, Агни своим пламенем передает жертву от людей богам, с чем связана его функция посредника, божественного жреца.

Хотар — один из четырех главных жрецов ведийского жертвоприношения.



обоим мирам — то есть земле и небу.

Сын праведной силы — эпитет Агни, связанный с его происхождением: ритуальный огонь добывали сильным трением друг о друга двух кусков дерева.

Сурья — бог Солнца.

Три виталища (или три мира) — земля, небо и воздушное пространство.

Ушас — богиня утренней зари.