На пороге катастрофы

Крестоносцы ушли из Святой земли, но христианские колонии, ещё стояли на ней очень прочно, хотя, призраки надвигающихся опасностей всё больше тревожили их. Самой главной опасностью был Нуреддин, сын Зенги.

Балдуин III штурмует Аскалон

Балдуин III всеми силами старался остановить успехи Нуреддина, но противостоять этому опасному и многоопытному противнику было не просто. Дабы сыграть на опережение, Балдуин задумал подчинить Аскалон, важный плацдарм, открывающий все пути для нападения на Сирию. По его призыву бароны, рыцари, епископы немедленно собрались под знамена Иерусалимского королевства и выступили в поход. Во главе армии шел патриарх Иерусалимский, неся древо Животворящего Креста.

Аскалон, выстроенный кругообразно на берегу моря, укрепленный толстыми стенами и высокими башнями, получал четыре раза в год из Египта продовольствие, оружие и воинов. Ничего не было упущено из вида для поддержания этой важной крепости – все ее жители были воины.

Армию Балдуина при осаде Аскалона поддерживал флот, состоявший из 15-ти кораблей под управлением Жерара Сидонского. Христиане, как и мусульмане, проявляли мужественное настроение и неусыпную бдительность. Во избежание неожиданного ночного нападения осаждаемые повесили на зубцах самых высоких башен стеклянные фонари, от которых и ночью распространялся свет, подобный дневному.

После двухмесячного стояния под стенами Аскалона в христианский лагерь явились многочисленные толпы западных пилигримов с кораблей, прибывших в гавани Яффу и Птолемаиду, многие из этих судов, пришедших из Европы, присоединились к флоту Жерара Сидонского.

Пятимесячная осада истощила силы неприятеля, но на помощь к нему пришел египетский флот, состоявший из 70 кораблей, и это придало бодрости мусульманам. Однако и рвение христиан не ослабело – большая подвижная башня и другие боевые орудия латинян не давали отдыха городу. Осаждаемые, желая избавиться от подвижной башни, набросали между нею и укреплениями огромное количество дров, облили их маслом, обложили серой и другими горючими веществами и все это подожгли, но ветер, дувший с востока, обратил пламя на город, в противоположную от башни сторону.

Этот пожар, длившийся весь день и всю ночь, раскалил каменные укрепления, так что они совершенно разрушились, и таким образом огонь открыл христианским воинам вход в крепость, которою они теперь могли легко овладеть, но жадность лишила их этой победы.

Храмовники, поспешив воспользоваться добычей, немедленно устремились в город. Желая, чтобы все досталось им одним, они поставили в проходе сторожевых, для того, чтобы устранять всех, кто захотел бы за ними последовать. Мусульмане, заметив, что христиане заняты грабежом и что их немного, соединились и напали на храмовников, которые частью погибли, частью поспешили спастись через тот же проход, через который они не захотели допустить своих товарищей.



Христиане, удивленные неожиданным натиском отступили и возвратились в свой лагерь. Было принято решение прекратить осаду города, но патриарх настоял на продолжении осады, и его мнение было уважено.

На другой день христиане снова показались под стенами города. Битва длилась весь день, обе стороны действовали с большим мужеством, но потери мусульман оказались значительнее. Предложено было перемирие для погребения убитых.

После этого, взвесив свои силы, горожане сочли лучшим выходом сдачу города и отправили парламентеров в лагерь осаждающих. Надо сказать, что в лагере христиан царили в то время не менее унылые настроения и потому удивлению крестоносцев не было предела – возблагодарив бога, они приняли капитуляцию аскалонского гарнизона и завладели этой важной крепостью.

Недолгий мир

Мусульманские государства оставили на некоторое время в покое королевство Иерусалимское. Незаконное нападение Рено Шатильонского на безоружный и мирный остров Кипр, набег Балдуина на арабские племена, пасшие свои стада в лесах Панеадских, поражение короля близ Иордана, на месте, называемом “брод Иакова”, несколько удачных битв в графстве Триполийском и княжестве Антиохийском – вот и все значительные события, последовавшие в течение нескольких лет после взятия Аскалона.

Женитьба Балдуина на племяннице византийского императора Мануила в 1155 г. доставила обогащение бедному королевству Иерусалимскому, а вскоре, во время своего пребывания в Антиохии, Балдуин III подхватил лихорадку и вскоре умер, в Бейруте. Останки его перенесли вИерусалим и предали погребению у подножия Голгофы. О Балдуине III сожалели. Говорят даже, что Нуреддин, из уважения к печали народа, оплакивавшего своего государя, прекратил на несколько дней нападения на христиан.

Наследником Балдуина III был его брат Амальрик, скупой, гордый и честолюбивый человек, который не без труда достиг того, чтобы его признали королем.

Новый король Иерусалимский обратил все свои силы против Египта. Так как халиф Каирский отказался платить дань победителям Аскалона, Амальрик произвел нападение на берега Нила и возвратился в свое королевство не прежде, как заставив неприятеля откупиться от войны. Но вскоре, по причине междоусобий, раздиравших в то время египетские провинции, Амальрик снова появился в этой стране, чтобы поддержать партии, требовавшие его посредничества.

Между тем, Нуреддин вновь угрожал Антиохии и Триполи. С помощью прибывшего из Европы подкрепления, сирийские христиане победили Нуреддина в Триполийской области. Но султан Дамасский вскоре отомстил за это поражение. В битве близ Харенка он одержал победу и взял в плен нескольких христианских князей, в то числе и Раймунда, графа Триполи, прозванного сарацинами “франкским сатаной”, и Боэмунда III, князя Антиохийского, разделившего оковы с Рено Шатильонским, уже многие годы томившегося в Алеппо. В это же время мусульмане взяли город Панеаду.

Альмарик тем временем успешно оказывал помощь «братскому египетскому народу» и вскоре возвратился в свои владения, имея при себе заверения халифа Каирского об уплате Иерусалимскому королевству ежегодной дани в 100.000 червонцев и собственный гарнизон в Каире, что было достигнуто в результате военной помощи.

Вернувшись в Иерусалим, Амальрик женился на вдове Балдуина III, племяннице императора Мануила. Но вспоминая о богатствах халифа, о плодородии и роскошных жатвах Нила и сравнивая их с тесной и бедной страной, составлявшей его королевство, он не долго сидел без дела и стал вынашивать планы завоевания Египта.

Для осуществления своего предприятия он, надеясь воспользоваться родственными связями своей жены (она как вы помните, была племянницей Мануила, императора Византии), отправил в Константинополь послов – просить императора о содействии завоеванию Египта.

И император согласился на это предложение. Тогда Амальрик, не желая больше скрывать своих намерений, собрал на совет высших государственных сановников. Хотя многие и говорили о том, что и Нуреддина все ещё опасен, и что не следует жертвовать городами христианскими и, может быть, даже Иерусалимом, ради надежды покорить отдаленную страну. Но король Амальрик и большинство владетелей и рыцарей, убежденные в успехах на берегах Нила, настояли на объявлении войны.

Неудачи в Египте

Впрочем, Нуреддин, имел те же замыслы, что и Амальрик, то есть тоже мечтал о завоевании слабого Египта. Но Амальрик опередил в Египте войска султана Дамасского. Он приступом взялБильбеис – город, расположенный на правой стороне Нила, и велел предать смерти всех его жителей. Несчастья Бильбеиса заставили содрогнуться весь Египет.

Быстрое наступление на Каир обеспечило бы королю Амальрику завоевание этой столицы, но, как будто устрашенный внезапно смелостью своего предприятия, он склонился на предложения послов халифа и прекратил враждебные действия на условии значительной откупной суммы.

После целого месяца переговоров Амальрик, однако же, не получил ничего из обещанных ему сокровищ. Между тем, полководец Нуреддина, призванный халифом на помощь, вступил в египетские владения и, избегая встречи с христианскими воинами, но соединясь с египетской армией, противопоставил королю Иерусалимскому такие силы, перед которыми тот должен был отступить.

Амальрик со стыдом возвратился в Иерусалим. Вскоре после того прибыл в порт Птолемаиду греческий флот, обещанный императором Мануилом и напрасно ожидавшийся в минувшую экспедицию. Рассчитывая на этот флот, король Иерусалимский решился вернуться в Египет и предпринял осаду Дамиетты.

После пятидесятидневной осады этого города, во время которой погибла от голода и неприятельского оружия половина христианских воинов, а суда греческие частью были истреблены греческим огнем и частью – бурей, король Иерусалимский с печалью отказался от своего предприятия.

Египет под властью Нуреддина Среди смут, сопровождавших конец существования династии Фатимидов, является мусульманский князь, имя которого приобрело известность и в Азии, и в Европе. Халиф Каирский велел снести голову своему визирю Шаверу, а вместо него назначил Ширку, полководца Нуреддина, но Ширку через два месяца внезапно умер, его заменил младший из эмиров армии Нуреддина.

Этим эмиром был Саладин, племянник Ширку и сын Аюба, явившийся с диких гор Курдистана, чтобы служить мусульманским властям в Месопотамии. Саладин замыслил полное подчинение Египта власти Нуреддина. По смерти последнего халифа-фатимида черный цвет династия Аббасидов был заменен белым цветом потомков Али, и в мечетях стали поминать в молитвах только имя халифа Багдадского.

По смерти Нуреддина в Дамаске в 1174 г. государство осталось без наследника и повсюду в мусульманских провинциях возникли раздоры. Тогда Саладин, сын Аюба, оказался на пути к верховной власти.

Около этого же времени умер Амальрик, который, вероятно, не предвидел в свой последний час, какие великие события должны произойти после его царствования. Наследником престола был его сын Балдуин IV.

Он принял помазание на царство в храме Святого Гроба, но по возрасту своему еще не мог вступить в управление государством. Впрочем, этому юному королю, пораженному проказой, не суждено было царствовать самостоятельно. Современная история не нашла для него другого имени, кроме имени “Прокаженного короля”. Регентство было предоставлено Раймунду Триполийскому, четвертому в роде потомку знаменитого Раймунда Сен-Жильского


Источник – Компиляция на основе книги Жозефа Мишо, “История крестовых походов”, и других материалов находящихся в свободном доступе 
Выложил – Мэлфис К.


Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
 
 
Также вас может заинтересовать:

Интересное

Простой способ сделать простой плащ
Женский костюм 12 века

Наверх