Органы управления Династии Мин

Для управления такой огромной страной, как Китай, династии Мин, пришедшей к власти в 1368 г., необходимо было создать эффективный центральный и местный административный аппарат, который при высокой централизации власти действовал бы слаженно и послушно, как пальцы на руках.
Только при этом условии можно было добиться действительного объединения страны, концентрации ее сил и справиться с функциями подавления народа внутри империи и защиты ее границ от угроз извне. В стране назревали самые решительные реформы.

Опыт династии Юань

В эпоху Юань каждое провинциальное правительство создавалось как копия центрального в столице Даду. В нем учреждались те же должности, что и в центральном правительстве. Оно ведало военными делами, гражданской администрацией и финансами точно так же, как и центральное правительство, и обладало очень большими полномочиями.
В последний период существования династии, когда всюду начались восстания, чиновники на местах воевали с повстанцами на свой страх и риск и часто решали сами все дела, большие и малые дела, а юаньский императорский двор в них совершенно не вмешивался. Результатом была децентрализация власти, руководство же делами со стороны двора было негибким, а меры, принимаемые им, недейственными. Ветви оказались сильными, а ствол слишком слабым, и территория империи стала распадаться.

Что следовало выбрать: децентрализацию или централизацию власти? Позволить ли провинциальным правительствам гнуть самостоятельную линию, как он сам в свое время, или самому держать в своих руках всю власть, жестко контролировать местные административные органы, туго связать им руки и требовать, чтобы они послушно выполняли все его приказы? Это был очень серьезный вопрос, требующий немедленного решения.

Решение династии Мин. Система наместничеств

В 1376 г. Это решение появилось. Отныне все важные органы власти были сосредоточены при дворе, а провинциальные правительства были преобразованы в наместничества, над которыми стояли один левый и один правый наместники.
Наместники были эмиссарами императорского двора на местах и ведали делами управления, главным образом финансами и гражданской администрацией. Императорский двор выпускал законы и распоряжения, определял политику, порядок работы, срок проверки и задачи и доводил все это через наместников до сведения местных чиновников областей, округов и уездов для исполнения.

Вся страна была поделена на 12 наместничеств (бу-чжэн-шисы): Чжэцзян, Цзянси, Фуцзянь, Бэйпин, Гуанси, Сычуань, Шаньдун, Гуандун, Хэнань, Шэньси, Хугуан и Шаньси.
В 1382 г. дополнительно было создано наместничество Юньнань.

По своему положению наместничества, в общем, были наследниками юаньских провинциальных правительств. Наместники ведали только финансами и гражданской администрацией и сильно отличались полномочиями от чиновников юаньских провинциальных правительств, которые управляли всеми делами провинций.

Наместничества были органами императорского центрального правительства на местах, его филиалами, и являлись очень важными учреждениями, а наместники считались эмиссарами императорского правительства на местах и были обязаны подчиняться воле императорского двора по всем вопросам.
Кроме того, в каждом наместничестве создавалось управление уполномоченного — следователя для контроля за наказаниями, ведающее судами и тюрьмами, во главе с уполномоченным-следователем. Оно распоряжалось делами, связанными со следствием по уголовным делам в наместничестве.

Наместничество, управление уполномоченного-следователя и управление главного уполномоченного-командующего, ведавшее военным делом в пределах провинции, вместе назывались «тремя управлениями» и представляли собой учреждения, которые осуществляли распоряжения императорского правительства на местах.



Таким образом, три органа, ведавшие гражданской администрацией, финансами, судом и регулярной армией, были разделены, самостоятельны, не подчинялись друг другу и находились под непосредственным руководством императорского правительства. Это было сделано с целью сосредоточения при дворе наиболее важных административных функций, концентрации и усиления власти императорского правительства и его контроля над этими тремя органами и руководства ими.

Местные административные единицы, подчиненные наместникам, подразделялись на две группы.
Первую группу составляли области во главе с начальниками областей. Еще имелись округа прямого подчинения во главе с начальниками округов, которые по положению были приравнены к начальникам областей.
Вторую группу составляли уезды во главе с начальниками уездов; еще были округа во главе с начальниками округов, которые по положению были приравнены к начальникам уездов. Начальники округов и уездов непосредственно управляли местным населением и назывались «чиновниками, любящими народ».

Реформа центральных органов власти была проведена несколько позднее, чем местных. Контроль и руководство местной гражданской администрацией, финансами, судами, тюрьмами и регулярными войсками были сосредоточены в руках центрального правительства.
По мере увеличения его полномочий и влияния все более обострялись противоречия между центральным правительством и императором.

Министерства

В 1380 г. при дворе возник политический кризис. Воспользовавшись этим, Чжу Юаньчжан полностью упразднил центральное правительство, установил систему шести министерств и стал править страной с их помощью.

Это были министерства: чинов, финансов, обрядов, военное, юстиции и общественных работ. В каждом назначались министр и два старших секретаря — левый и правый.
Министерство чинов ведало назначением, проверкой деятельности, повышением и понижением в должности и наказанием чиновников всей империи. Министерство финансов — сельскохозяйственными, торговым и соляным налогами и трудовыми повинностями. Министерство обрядов — церемониями, религиями, жертвоприношениями, просвещением, экзаменами на занятие государственных должностей и внешними сношениями. Военное министерство — назначением и смещением офицеров регулярной армии и изданием приказов по армии. Министерство юстиции — вопросами законодательства, судами и тюрьмами. Министерство общественных работ — производством оружия, монет, возведением деревянных сооружений, ирригационными сооружениями, путями сообщений и т.п.

Министры несли ответственность непосредственно перед императором и исполняли его волю. Чжу Юаньчжан стал самым могущественным монархом в истории Китая.

Канцелярии

Сложным стало управление военными делами. В случае войны император должен был назначить верховного главнокомандующего, так как не мог каждый раз выступать сам в роли верховного главнокомандующего.
Но, назначив верховного главнокомандующего и поставив его во главе великой армий, следовало лишить его полномочий после окончания войны.
Если же не лишать полномочий, то в один прекрасный день вспыхнет мятеж и тогда начнет рушиться власть императора.

Для решения этой проблемы, за место юаньского военного совета, была создана канцелярия великого инспектора, под контроль которой попадали все войска в столичной области и провинциях.
Однако, канцелярия получила слишком большие полномочия и потому, спустя несколько лет, в 1380 г., она была разделена на пять отдельных канцелярий: инспекторов средней, левой, правой, передовой и тыловой армий.
Когда вместо одной было образовано пять канцелярий, то каждая из них стала возглавляться двумя инспекторами- левым и правым.

Каждый инспектор руководил подчиненным ему управлением главного уполномоченного-командующего и стражей. Они согласовывали свои действия с военным министерством. Однако они и военное министерство также и контролировали друг друга.
Военное министерство имело право издавать приказы, назначать и смещать офицеров, но не могло осуществлять командование войсками.

Хотя канцелярии инспекторов ведали списками личного состава своих армий и военной администрацией, они не осуществляли непосредственное командование войсками.
В военное время старшие начальники канцелярий инспекторов становились командующими войсками и руководили боевыми операциями во главе сосредоточенных войск только в том случае, если военное министерство издавало приказ о сосредоточении войск и назначении командующих на основании решения императора.
В армии еще были назначаемые императором цензоры, или средние инспекторы, войск на императорской службе (впоследствии еще дополнительно назначались великие инспекторы, которые посылали свои донесения о положении в армии прямо императору).
По окончании военных действий данный командующий был обязан сдать обратно свою генеральскую печать и вернуться на прежнюю должность. Собранные войска также немедленно возвращались в распоряжение своих прежних гарнизонных командиров.
Однако реорганизация административных и военных органов сама по себе была еще недостаточна. Как обеспечить, чтобы чиновники в этих учреждениях были верны императору, отдавали все силы службе и отлично выполняли приказы императора?

Для проверки и контроля чиновничьей деятельности в различных учреждениях и исполнения приказов императора, необходимо было создать систему ревизии и контроля.

Ревизоры и ревизии

При династии Юань ревизию осуществлял цензорат. В 1382 г. Он был преобразован в палату главного ревизора.
В ней старшими начальниками были левый и правый главные цензоры, левый и правый помощники главных цензоров и левый и правый товарищи главных цензоров.
Ниже их стояли 110 цензоров-ревизоров, которые осуществляли свои функции в наместничествах. Они должны были разоблачать злоупотребления во всех учреждениях и могли немедленно обвинить в служебных преступлениях самых крупных сановников.

Цензоры-ревизоры были по рангу равны начальникам уездов, но пользовались большей властью. Император использовал их, чтобы держать под контролем крупных чиновников, контролируя больших с помощью малых и периферию с помощью столицы.
Он даровал им право говорить все, что они сочтут нужным, вносить любые предложения и доносить на любых крупных чиновников вплоть до князей. Император считал чиновников этого ямэня своими ушами и глазами.

Они подслушивали и высматривали для императора и немедленно докладывали ему об услышанном и увиденном. При дворе цензоры-ревизоры проверяли весь бюрократический аппарат, а выезжая на места, ревизовали там учреждения, производили чистку в армии, инспектировали школы, проверяли солеварни, чайные и конские рынки, производили смотр войскам и выполняли другие функции.
Цензоры, выезжавшие с ревизией на места, считались едущими с целью инспекторского смотра вместо самого императора. Прибыв к подчиненным, они решали мелкие дела на месте, а о крупных докладывали императору и были самыми влиятельными посланцами.

Административные, военные и контрольные органы были самостоятельными, не подчинялись друг другу и все несли ответственность только перед императором.


Автор компиляции — Мэлфис К., цифры и факты взяты из «Жизнеописания Чжу Юаньчжана» (1328—1398 гг.)


Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
 
 
Также вас может заинтересовать:

Интересное

Что представляет из себя паранжа
Япония в средние века. Женщина-самурай

Наверх