Тайная полиция при Чжу Юаньчжане и его приемниках

Основатель династии Мин, Чжу Юаньчжан, хорошо запомнивший уроки гражданских войн, которые он пережил в своей молодости, твердо усвоил правило – император должен быть не только самым влиятельным человеком Поднебесной, но и самым осведомленным.
Стоит ли удивляться, что именно при нем была создана обширная сеть осведомителей, являвшихся сотрудниками тайной полиции, опутавшая всю страну и впоследствии служившая “глазами и ушами” всех будущих императоров?

Глаза и уши императора

Задачи тайной полиции, сводились к тому, что “они ведали делами о противозаконных поступках больших и малых чиновников в ямэнях и докладывали императору обо всем”.

Помимо гражданских чиновников и армейских офицеров, осведомителями частенько становились и буддийские монахи, свободно перемещающиеся по стране и вхожие в любое общество. Однако они могли лишь шпионить за чиновниками, но не имел права арестовывать и наказывать людей.

Осведомители действовали всюду. Их посылали шпионить даже за членами семей генералов и чиновников. О том, что со своей задачей они справлялись великолепно, прекрасно рассказывает такой случай.
Однажды некий Сун Лянь, пригласил гостей на вино. Через день Юаньчжан спросил его, кого он приглашал, какое вино он пил с гостями и что у него было на закуску. Когда Сун Лянь ответил ему честно, Юаньчжан сказал: “Все верно. Здесь вы не обманываете меня”.

Стражи в парчовых халатах

Однако, одних осведомителей было недостаточно и потому в 1382 г., в стране была создана особая организация тайной полиции под названием “стражи в парчовых халатах”, имеющая даже собственные суды и тюрьмы. Новое ведомство было создано на основе управления императорской охраны.
В страже в парчовых халатах существовали должности одного уполномоченного-командующего, двух помощников командующего, трех заведующих общими делами и двух усмирителей.
В нее входило 14 тыс. стражников во главе с тысячниками, помощниками тысячников, сотниками, которые ведали охраной императора, арестами и тюрьмами.
Стража представляла собой учреждение военной тайной полиции и не подчинялась министерствам и палатам императора. Ею командовал сам император. Ответственность она несла только перед ним.
В страже в парчовых халатах было создано управление делами, ведавшее официальной перепиской, а также управление усмирителей, которое ведало наказаниями.
В дальнейшем все императоры использовали стражу в парчовых халатах в качестве своих ушей, глаз и, частенько, когтей. Власть стражи в парчовых халатах со временем только ширилась, а численность личного состава, только росла. В итоге, со временем Стража превратилась в исключительно эффективный и мощный инструмент террора, работавший безотказно до самого падения династии Мин.

Подвижные инспекторские управления

Во всех важных пунктах в различных областях, округах и уездах были созданы подвижные инспекторские управления во главе с инспекторами и их помощниками.
Их обязанность заключалась в том, чтобы “хватать и арестовывать грабителей и разбойников, проверять и допрашивать бесчестных и вероломных людей”. На важных путях сообщения проводилась специальная проверка с целью задержания шпионов, соляных контрабандистов, беглых преступников и подозрительных лиц, не имеющих подорожных.

Введение подорожного свидетельства (подорожной), то есть пропуска или удостоверения личности, было дальнейшим развитием древней системы проезда на перекладных через почтовые станции и пропускные пункты по официальным удостоверениям.

Закон устанавливал: “Во всех случаях передвижения воинов и гражданских лиц у них проверяются письменные подорожные, стоит им только выехать за 100 ли от места жительства; если у кого не окажется письменной подорожной, то того необходимо схватить и препроводить к властям. Кроме того, разрешается всем доносить властям о таких лицах. Если донос подтвердится, то доносчик награждается; тот, кто потворствует преступнику, наказывается наравне с ним”.



Меры наказания были следующие: “Если преступник, не имея подорожной, тайно проезжает через заставу или переправляется через реку, то во всех случаях подвергается 80 ударам большими батогами.
Если он объезжает заставу стороной (не через ворота) или переправляется через реку не на месте переправы, то подвергается 90 ударам большими батогами.
Если он проезжает через границу нелегально, то подвергается 100 ударам большими батогами и каторжным работам на три года.
Если он нелегально выезжает на внешнюю территорию, то подлежит повешению”.

Разница между воином и представителем гражданского населения в отношении “паспортного режима” была такова: “Если воины и гражданские лица выезжают за 100 ли от местожительства без подорожных, то воин предается суду как дезертир, а гражданское лицо предается суду как за тайный проезд через заставу или переправу через реку”.

Конечно, невозможно было полностью запретить передвижение населения страны. Поэтому подвижные инспекторские управления создавались лишь на важных участках путей сообщения.
Однако старостам стодесятидворок и десятидворок, (объединений крестьянских поселений по количеству дворов, со старостой во главе) было приказано помогать подвижным инспекторским управлениям выполнять их задачи.

В 1386 г. Чжу Юаньчжан в собственноручно написанном им указе требовал, чтобы “народ знал совершеннолетних в семьях друг у друга”. Он говорил: “Когда этот указ выйдет, все жители и соседи, живущие вместе в стодесятидворках и десятидворках, должны знать совершеннолетних в семьях друг у друга и их занятие. Жителям уездов, областей и округов следует накрепко запомнить, что в городах и селах не должно быть скрывающихся от властей.
Если кто-то меняет дело либо уходит в буддийские или даосские монахи, то его имя исключается из списков семей. Всем совершеннолетним, исключая занятых на казенных работах, необходимо прилежно заниматься своим делом.’

  • 1. Жители должны знать, сколько у кого совершеннолетних, кто из последних обучился земледелию, кто – делу ученого, кто – ремеслу и кто – торговле. Если кто-то желает стать ученым, то должен стремиться к этому. Когда он поступает в школу, соседям необходимо знать, что его учителем является такой-то и место его учебы такое-то.
Если это не общинная школа, то должно быть уездное училище, а если не уездное училище, то окружное или областное. Это то, что надо знать о месте нахождения ученого, чтобы можно было проверить почти все его действия и чтобы он не совершал проступков.
  • 2. Тем, кто занимается земледелием и не выходит за пределы своей стодесятидворки, надо знать друг о друге, кто куда ходит и кто как работает.
  • 3. Если тот, кто занят ремеслом, отправляется в далекий путь, то в подорожной ясно указывается место прибытия. Соседям настоятельно необходимо знать квартал, где он живет, а если он работает в окружном городе, то и большие и малые работы его. Большие выполняются медленно, а малые – быстро, и соседям нетрудно видеть все действия ремесленника.
  • 4. Торговые капиталы бывают большие и малые, а товары легкие и тяжелые. Все это и дальность пути купца по суше или воде указываются в подорожной, и соседям его необходимо хорошо знать о сроке возвращения его и трудностях путешествия.
Если кто-то из купцов не возвращается и не дает знать о себе в течение года, то на второй год соседи обязаны доложить властям об этом для расследования причины. Если данный человек совершает преступление где-то, будучи бродячим торговцем, то соседи его не несут коллективной ответственности за него”.

Далее Чжу Юаньчжан писал:

“Если в стодесятидворке среди ста семей все же окажется скрывающийся, если эти семьи не донесут на него, а соседи и родственники не схватят его и если этот скрывающийся совершит неправильные поступки в общественных местах, городах или поселках, то такой преступник подлежит аресту властями и подвергается казни, а соседи по стодесятидворке и десятидворке отправляются в ссылку”.

Кроме того, Чжу Юаньчжан подчеркивал: “Как только этот указ будет выпущен, распространите его по всей Поднебесной. Все чиновники и жители должны охотно заниматься проверкой совершеннолетних в любое время. Когда городские жители оставляют у себя гостей, пусть они разузнают, чем занимаются последние, и проверят их подорожные! Если есть подозрение, что некий человек под видом своего занятия тайно совершает преступления, пусть они разузнают о нем подробнее. Пусть добропорядочный народ занимается проверкой таких!”


Автор компиляции – Мэлфис К., цифры и факты взяты из «Жизнеописания Чжу Юаньчжана» (1328—1398 гг.)


Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
 
 
Также вас может заинтересовать:

Интересное

Женский костюм 12 века
Конный воин Боспорского царства IV В. до н.э.

Наверх