Святая земля в ожидании перемен

Слезы Святой земли

После отъезда Людовика IX и окончания Седьмого крестового похода, христианские колонии были предоставлены по сути самим себе — новых подкреплений из Европы ждать было практически бессмысленно.

Рассчитывать своими силами победить или даже хотя бы уговорить мусульманских правителей заключить мир с тем, что осталось от ещё недавно могущественных государств основанных крестоносцами, было бессмысленно в ещё большей степени. Памятуя о череде предыдущих походов, не раз уже погружающих в море крови весь Ближний Восток, они не были склонны идти ни на какие уступки.

Королевство Иерусалимское рассыпалось на отдельные области, управляемые местными феодалами. Централизованное управление и координация действий отдельных городов стали теперь несбыточными мечтами.

В довершении ко всему, в это ужасное время, когда последние города принадлежащие христианам, итак уже стояли на краю погибели, внутренние розни европейцев не ослабли, а напротив, скорее усилились.

Венецианцы, генуэзцы и пизанцы — вечные противники в делах морской торговли объявили друг другу настоящую войну, и кровь ручьями лилась по раскаленным солнцем камням мостовых.

Тамплиеры и госпитальеры, примиренные Людовиком IX, с его отбытием вновь вспомнили прежние обиды. Не раз и не два после этого, безлюдные равнины Палестины были свидетелями того, как христианин проливает кровь христианина.

Конец эры крестовых походов был уже близок, и завоеваниям этих походов, было не суждено пережить свою эпоху.

Султан Бейбарс

Во время Седьмого Крестового похода, власть в Египте захватили мамелюки, свергнувшие династию Айюбидов. Для Египта на некоторое время наступили очень плохие времена — на троне государства за считанные годы сменилось несколько султанов, повсюду в стране вспыхивали усобицы, и казалось, Египет не успокоится ещё долгое время.



Однако всё решилось довольно скоро — власть в государстве внезапно захватил Бейбарс, в прошлом раб, затем солдат, а после — военачальник. Это был очень властный и жестокий правитель, который в короткие сроки сумел победить все внутренние беды государства, сплотить народ, и начать завоевания, настолько успешные и масштабные, что на ум невольно приходит сравнение с самим Саладином I.

Главной свой целью, Бейбарс объявил окончательное изгнание христиан из Святой Земли. Первым под его ударами пал Назарет, затем был взят Арзуф, одновременно с этим войска султана наводнили Кесарию, предав огню и мечу все живое.

После этого, новый султан, совершил паломничество в Иерусалим, для того чтобы призвать себе на помощь Мухаммеда, а затем предпринял осаду города Сафеда, выстроенного в Галилее на самой высокой горе. Тамплиеры, защищавшие крепость, не смогли остановить неприятеля, и вынуждены были просить мира, однако Бейбарс не считаясь с этим, приказал истребить их всех до одного.

Бейбарсу приписывают такие слова: «я хочу опустошить христианские города и населить их гробницы». И надо отдать ему должное слово свое он старался держать.

Вскоре и Яффа, укрепленная Людовиком IX Святым, попала в руки мамелюков, которые перебили всех жителей и предали город огню.

Но даже эти бедствия меркли перед взятием прекрасной Антиохии. Город с многотысячелетней историей, стоивший столько крови и страданий крестоносцам Готфрида Бульонского, и в течении двух столетий отражавший нападения бесчисленных армий, смог продержатся натиску мамелюков не больше недели. Граф Триполийский, хозяин Антиохии, бежал из города, и султан письменно уведомил его о своей победе в таких словах:

«Смерть, — писал он, — пришла со всех сторон и по всем путям, мы умертвили всех тех, которых ты избрал для охраны Антиохии, если бы ты видел рыцарей своих, попираемых ногами коней, жен подданных твоих, продаваемых с молотка, опрокинутые кресты и кафедры церковные, рассеянные и разлетающиеся по ветру листы из Евангелия, дворцы твои, объятые пламенем, мертвецов, горящих в огне мира сего, то, наверное, ты воскликнул бы: «Господи! Пусть и я превращусь в прах!».

Во всех мечетях проповедовали войну против христиан, со всех народов собирали десятину в пользу священной войны, «Божий налог». Владения христианских государей уменьшались с каждым днем, и уже близок был тот час, когда на карте Восточного побережья Средиземного моря, не останется ни одного поселения, хотя бы номинально принадлежащего Европейцам.

Византия просыпается ото сна

После известия о падении Антиохии пришла весть, что Византийская Империя восстала из пепла, а Латинская Империя просуществовавшая чуть больше 50 лет, рассыпалась как карточный домик.

Снова явился на Запад, теперь уже бывший император Балдуин, испрашивающий милостыню и умоляющий папу о сострадании к своему бедственному положению. По времени это совпало с прибытием из-за моря архиепископа Тирского и великих магистров тамплиеров и госпитальеров, с известием о том, что без помощи из Европы, утрата христианских колоний в Святой земле, только вопрос времени.

Однако, хотя тема крестовых походов, всё ещё была на слуху, Европа была слишком поглощена собственными проблемами, и никто из государей не торопился отправлять свои войска, которые могли и дома понадобится в любой момент, за тридевять морей.

Источник: по книге Жозефа Мишо «История крестовых походов» с использованием материалов находящихся в свободном доступе
Автор компиляции: Мэлфис К.


Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
 
 
Также вас может заинтересовать:

Интересное

Япония в средние века. Женщина-самурай
Общий подсчет жертв инквизиции в Испании с 1481 до 1820 года

Наверх