Содержание
Происхождение рыцарства относится к эпохе Великого переселения народов — VI — VII вв. Но, фактически, некий прообраз рыцарства сформировался еще в позднеримский период, когда на фоне ослабления централизованной власти крепли образования феодального типа. Они обычно представляли собой некие общины крупных землевладельцев, которые обеспечивали вокруг себя подобие порядка, что было жизненно важно в те смутные времена. Фактически, вся власть сосредотачивалась в их руках. Позднее на базе этих общин формировались основные ядра будущих раннесредневековых земельных объединений — государств.
Сначала возвышение сеньоров над соплеменниками было относительным: последние оставались свободными и полноправными людьми. Чувствуя свою безнаказанность, магнаты нередко силой отбирали землю и имущество у более слабых соседей, которых затем заставляли признать себя зависимыми людьми. Надо заметить, что в то время, когда с разложением античного мира были утрачены почти все торговые связи, военные акции оставались почти единственным источником обогащения.
Если поначалу «рыцарем» мог стать почти любой воин, как-либо проявивший себя на фоне других, то позднее служить сеньору на ратном поприще стало огромной привилегией, передававшейся по наследству. Этому в немалой степени содействовало крайне выгодное положение рыцарей, которых сюзерен одаривал всевозможным имуществом, покупая их верность. Обычному воину становилось все труднее попасть в столь привилегированное положение, сулившее земли и богатство.
Постепенно сформировалась особая культура рыцарства, резко ограничивавшая это сословие от простолюдинов. Рыцари считали себя лучшими во всем: в общественном положении, в военном искусстве, в правах, в манерах и даже в любви.
На весь остальной мир они взирали с крайним пренебрежением, считая горожан и крестьян «неотесанными мужланами». Разве что священнослужители, образуя свою, не менее могущественную, касту, могли поддерживать к себе некоторое уважение в них.
Мир в средневековом понимании был вечен и неизменен, а в нем таким же вечным и неизменным представлялось господство владетельных сеньоров и рыцарского сословия.
Красиво и нравственно только то, что относится к жизни и деятельности рыцарей, все остальное — безобразно и аморально. Таково распространенное суждение того времени, и, надо сказать, отчасти оно было справедливо, так как в данном сословии некое подобие культуры имело возможность сохраняться и развиваться. Простой же крестьянин не знал ничего, кроме нескончаемой борьбы за существование.
Сеньор имел достаточно широкие права на своих крестьян и значительно меньшие — на своих вассалов, однако и он сам должен был выполнять целый ряд определенных обязанностей.
Во-первых, для сохранения своего образа жизни ему просто необходимо было всесторонне защищать как своих крестьян, так и своих вассалов. Это касается и военной защиты от внешних или внутренних врагов путем организации обороны замка, города или феода, и юридической защиты от посягательств другого сеньора, церкви или даже короля.
Кроме того, за службу сеньор был обязан предоставить вассалу феод (лен), т.е. поместье, а крестьянину — надел земли, а вот отобрать их при условии добросовестного выполнения вассалами и крестьянами своей службы он не мог.
Также сеньор должен был помогать своим вассалам выкупиться из плена и дать рыцарское воспитание их сыновьям. В континентальной Европе сеньор не мог требовать службы от вассалов своего вассала — это отчасти практиковалось лишь в Англии.
С другой стороны, необходимо учитывать, что в таком обществе почти все феодалы (за исключением короля и мельчайших рыцарей) одновременно были чьими-нибудь сеньорами и чьими-нибудь вассалами. Поэтому почти каждый сеньор одновременно выполнял и обязанности вассала по отношению к более высокопоставленному сеньору.
Доля рыцарского сословия в Европе была невелика. В среднем они составляли не более 3% населения той или иной страны. В силу особенностей исторического развития Польши и Испании количество рыцарей там было несколько выше, но тоже не более 10%. Однако роль рыцарства в Средневековой Европе была огромной.
Средние века были временем, когда все решала сила, а сила была в руках рыцарства. Рыцари (если этот термин рассматривать как синоним слова феодал) владели и основным средством производства — землей, и именно они сосредоточили в себе всю полноту власти в средневековом обществе. Количество рыцарей, находящихся в вассальной зависимости сеньора, определяло его знатность. Кроме того, очень важно отметить, что именно рыцарская среда породила особый тип культуры, ставший одной из наиболее ярких сторон Средневековья.
Идеалами рыцарства были пронизаны как вся придворная жизнь, так и военные конфликты, и дипломатические отношения. Поэтому изучение особенностей рыцарской идеологии представляется совершенно необходимым для понимания всех сторон жизни средневекового общества. Но нельзя не сказать, что, на самом деле, их отношение как к простым людям, так и к представителям своего круга (в том числе членам своей семьи), было далеко от идеала, венчающего рыцарство особым ореолом благородности.
Детство рыцаря продолжалось до 7-8 лет. После 8 лет игры сменялись подготовкой к военной службе. Старшие сыновья обычно изучали азы грамотности, но основное внимание уделялось военному образованию. Около 21 года юношу посвящали в рыцари, после чего он уже считался совершеннолетним. Вторых сыновей часто готовили к церковной карьере, и после получения минимальных знаний в родительском доме их отдавали в монастырь или на теологические факультеты университетов.
Источник — http://shipovnik.boom.ru Выложил — Мэлфис К.