Кираса штехцойга была короче, чем боевая. Ее наспинник был обычной формы, но нагрудник имел своеобразные очертания. Левый бок нагрудника был выпуклый, а правый, к которому прижималось копье, — плоский. С правой стороны нагрудника крепился мощный опорный крюк, на который укладывалось копье, а также контркрюк, фиксировавший задний конец копья. На левой стороне кирасы проделывались отверстия или прикреплялось металлическое кольцо для пропуска пеньковой веревки, служившей для прикрепления турнирного щита.
К кирасе болтами прикреплялся набрюшник, переходивший в фартук из поперечных полос, к которому спереди крепились бедренные щитки. Нижняя часть наспинника заканчивалась сегментным нахребетником, который, когда рыцаря усаживали на коня, упирался в седло и таким образом несколько облегчал ношение доспеха. Наплечники штехцойга присоединялись к кирасе с помощью подпружиненных защелок. Они имели небольшие передние крылья и довольно крупные задние. Подмышки закрывались металлическими дисками, свободно крепившимися на кожаных ремнях. Причем правый щиток имел снизу полукруглый вырез для удобства удержания копья. Правый наруч штехцойга был снабжен широким наконечником с чашеобразным щитком, закрывавшим локтевой сгиб. Левый наруч заканчивался неподвижной рукавицей.
На правом наплечнике часто укреплялся металлический стержень — «держатель копья», который препятствовал соскальзыванию копья с плеча (очень часто рыцари при выезде на турнир несли копье на плече) В состав штехцойга входил также и щит — тарч. Он был четырехугольной формы с закругленным нижним краем, который был немного выгнут вперед. Размеры его составляли около 40 см в высоту и около 35 см в ширину. Его изготовляли из твердых пород дерева и облицовывали снаружи костяными пластинками, предохранявшими щит от разрушения. Весь щит обтягивали кожей. В центре щита проделывались два отверстия, служившие для прикрепления его к кирасе. Для того чтобы предохранить голову рыцаря от ударов о стенки шлема, на нее надевали толстый стеганый подшлемник из тиковой материи с прокладкой из войлока. По бокам подшлемника имелись кожаные ремешки, продергивавшиеся сквозь специальные отверстия в шлеме, так что голова рыцаря висела внутри него как бы на растяжках.
Следует также упомянуть об одной интересной особенности шлема штехцойга. Дело в том, что смотровая щель была расположена таким образом, что смотреть сквозь нее можно было только тогда, когда рыцарь пригибался к шее коня, готовясь к атаке. Когда же рыцарь получал удар по шлему, а голову забрасывало назад, то рыцарь уже ничего не видел — перед глазами была глухая лицевая стенка. Таким образом, глаза были надежно защищены от попадания в них обломков от разлетевшегося вдребезги копья.
Копье для немецкого гештеха изготовлялось из мягких пород дерева. Длина его древка равнялась примерно 370 см, диаметр — примерно 9 см. Это копье было снабжено наконечником, представлявшим собой коронку из трех-четырех зубьев на довольно длинной втулке. Такой наконечник затруднял соскальзывание копья при ударе о доспех соперника, тем самым затрудняя ему возможность удержаться в седле. Для того чтобы защитить кисть правой руки рыцаря, на копье надевался защитный диск.
Итальянский штехцойг заметно отличался от немецкого. Во-первых, его шлем был несколько объемистее и снабжался с правой стороны своеобразной форточкой для доступа свежего воздуха. Во-вторых, правый бок нагрудника кирасы был не плоским, а выпуклым. Кроме того, итальянцы всегда обтягивали кирасу материей с геральдическими изображениями. На правом боку кирасы, на уровне пояса, был прикреплен кожаный стакан, в который перед выходом на турнир вставляли обратный конец копья, которое было намного легче немецкого. Поэтому, в-третьих, на итальянских штехцойгах отсутствовал контркрюк. В-четвертых, наплечники итальянских доспехов не имели ни передних, ни задних крыльев. Наконец, левый наруч был подвижным, а не жестким.
В первой половине XV в. в Германии появилась еще одна разновидность конного поединка на копьях. Назывался он «реннен» (Rennen), что в переводе означает «скачки». Считается, что своим созданием эта разновидность турнира обязана маркграфу Альбрехту-Августу Бранденбургскому. Его гофмаршал Людвиг фон Эйб писал: «Он, Альбрехт, создал и открыл свету реннен с копьем, ведь раньше это применялось редко; он со своим вассалом Генрихом Дондорфером создал реннен, при котором точным ударом нужно было сбить с соперника тарч, которого раньше не было, а также реннен с закрепленным тарчем. Он приспособил доспех для копейного боя — штехцойг с перемычками на наплечных пластинах, на которых должен был покоиться шлем. Он также закрепил штифтами пластины, которые раньше соединялись скобами, чтобы части доспеха держались прочнее».
Так же, как и в гештехе, в реннене требовалось выбить противника из седла или же «преломить копье» о его щит или шлем. Но теперь стали уделять больше внимания и искусству управления конем. Во время поединка «гештех» рыцари после столкновения разъезжались по своим местам, чтобы взять новые копья и поправить доспехи. Теперь же рыцари разгоняли коней, сталкивались и, если один из них не падал на землю, в том же темпе проскакивали на противоположный конец арены, разворачивались, брали у оруженосцев на ходу копье и устремлялись в новую атаку. Таких сшибок могло быть три-четыре или более.
Доспех типа «реннцойг» (Rennzeug) выглядел совсем иначе, чем штехцойг. Его шлем был похож на боевой немецкий шталлер, но в отличие от него имел неподъемное забрало с узкой смотровой прорезью. Лобная часть шлема усиливалась дополнительной накладкой. Нижняя часть лица была закрыта подбородником, привинченным к нагруднику кирасы.
Кираса, как и у штехцойга, была снабжена опорным крюком. К низу нагрудника прикреплялся фартук из поперечных сегментов, снабженный подвижными бедренными щитками. Для облегчения доспеха его наспинник делался с крупными вырезами по бокам, у пояса и на шее. Одной из основных составных частей реннцойга являлся специальный щит «реннтарч». Он делался из дерева и обтягивался кожей и оковывался по краям железными полосами. Форма его была довольно сложная. Он повторял очертания левого плеча и груди всадника. В своей нижней части он был несколько выгнут вперед. Реннтарч плотно привинчивали к кирасе. Поскольку в реннцойге наручей не было, реннтарч выполнял функции левого наруча. Правая же рука была закрыта специальным щитком довольно больших размеров, воронкообразной формы, укрепленным на древке копья. При укладывании копья на опорный крюк этот щиток закрывал правую руку от плеча до самой кисти. Само же копье, применявшееся в реннене, изготовлялось, как и у гештеха, из мягкой древесины, было около 380 см в длину, диаметром около 7 см и весом около 14 кг. Наконечник у копья был острый. Поскольку обхватить рукой копейное древко было невозможно, рыцарь удерживал его за специальную рукоятку, укрепленную на внутренней стороне щитка. Существовали несколько разновидностей реннена, для каждой из которых существовали специальные дополнительные детали для реннцойга. Согласно немецкому турнирному кодексу от 1480 г., турниры типа «реннен» разделялись на следующие разновидности: «механический реннен», «точный реннен», «бундреннен», «смешанный реннен», «полевой реннен». При «механическом реннене» (Geschiftrennen) всадник был защищен реннцойгом, для защиты бедер применялись специальные щитки — дильжи, висевшие на ремнях, перекинутых через седло.
В первом случае требовалось точным ударом по тарчу оторвать его от доспеха и выбросить высоко в воздух. Подобный эффект достигался за счет специального механического приспособления, установленного на нагруднике кирасы. Оно состояло из пружинного механизма, соединенного с тарчем с помощью штыря, который проходил сквозь специальное отверстие в тарче и заклинивался снаружи металлической шайбой. Между тарчем и пружинным механизмом были зажаты металлические клинья, удерживавшие тарч. Механизм действовал следующим образом: при ударе копьем тарч несколько подавался назад, при этом сжималась пружина, надетая на штырь. От удара фиксирующие клинья выходили из зацепления со щитом, он освобождался и усилием двух пружинных рычагов высоко выбрасывался вверх. В свою очередь, клинья разлетались далеко в разные стороны. Расчет строился на то, чтобы, с одной стороны, усилить зрелищный эффект от турнира, а с другой — сразу же можно было визуально отметить удачное попадание. «Механический реннен с нагрудной мишенью» проводился практически таким же образом, однако устройство «стреляющего» механизма было несколько иным. На пружинные рычаги укреплялась большая металлическая пластина, закрывавшая всю грудь рыцаря, зажимавшаяся с помощью конических штифтов. При удачном попадании механизм срабатывал, и эти клинья под действием пружин разлетались в разные стороны. Как видно, обе эти разновидности турниров были весьма зрелищны и требовали немалого искусства в обращении с копьем. Но в них требовалось не только привести в действие пружинный механизм. Если рыцарь, получив удар, не мог удержаться в седле, или, как говорили в то время, «высидеть удар» (что было весьма непростым делом, поскольку седла для реннена не имели задних лук), то его отстраняли от дальнейшего участия в турнире. В «точном реннене» (Scharfrennen, Schweifrennen) всадник, кроме реннцойга, иногда облачался в латные наручи и поножи. Здесь требовалось выбить ударом копья тарч противника из крюковидных зацепов, укрепленных на нагруднике, после чего противник считался побежденным и снимался с турнира.
Самым опасным видом турнира считался «бундреннен» (Bundrennen). Нагрудник кирасы оснащался специальным механическим приспособлением, подбрасывавшим при удачном попадании турнирный тарч, который к тому же еще и разлетался в воздухе на несколько частей. В немецком литературном памятнике XVI столетия «Король — поэт», посвященном императору Максимилиану I, говорилось: «Он [Максимилиан] много раз выступал в бундкирасе в схватках на турнире бундреннен. Когда в сшибке взлетали высоко вверх щиты, весело было на это смотреть, однако доставляло беспокойство и озабоченность». Опасность заключалась в том, что всадник при таком турнире не имел защитного подбородника, поэтому неточный удар мог привести к тяжелому увечью или даже к смерти. Дальнейшие разновидности реннена были в основном рассчитаны на развлечение публики.
В «жестком реннене» (Anzogenrennen) от участников требовалось «преломить» свое копье о щит противника. «Смешанный реннен» (Kronlrennen) представлял собой поединок двух рыцарей, один из которых был облачен в штехцойг, а другой — в реннцойг. Требовалось сломать свое копье о щит соперника или вышибить его из седла. При «полевом реннене» (Feldrennen)турнирный доспех дополнялся латными наручами и поножами. Цель турнира — сломать копье.
С XVI столетия, помимо специализированных o турнирных доспехов, начинают использовать латы, конструкция которых в основном повторяла боевые доспехи, но в отдельных, наиболее уязвимых местах, прикреплялись дополнительные защитные пластины. В этом случае к доспеху прикреплялась крупная металлическая пластина сложной формы, закрывавшая нижнюю часть лица, шею, верхнюю часть дo груди и левое плечо. На левый налокотник навешивалась другая пластина, закрывавшая практически всю руку. Форма ее была такова, что рука все время была в согнутом положении (что для турнира особой роли не играло).
Почти с самого начала, кроме турниров на конях, бытовали и пешие турнирные поединки. Поначалу, как и в конных поединках, для них использовалось боевое вооружение, но уже к середине XVI столетия появляются и специализированные разновидности доспехов для пешего боя, конструкция которых специально приспосабливалась для турнирных целей.
Шлемы делались довольно объемистыми, сферической формы, и снабжались широким, профилированным забралом. Нагрудник кирасы состоял из двух частей. К кирасе прикреплялся довольно большой фартук из поперечных сегментов, расширявшийся книзу наподобие воронки. Подвижные сегментные наплечники доходили до середины груди и хорошо закрывали подмышечные впадины. Наручи и поножи практически не отличались от боевых, за исключением того, что набедренники турнирных поножей были выше.
В XVI в. доспешные мастера начинают изготовлять для знатных заказчиков так называемые доспешные гарнитуры. Иными словами, один и тот же доспех путем замены или дополнения некоторых деталей можно было превратить из боевого в турнирный, и наоборот. Причем их можно было приспосабливать как для конных, так и для пеших поединков. В то же время появились и специализированные доспехи для пешего боя, которые закрывали тело рыцаря до верхней трети бедра (наносить удары ниже пояса категорически запрещалось). От боевых полудоспехов они отличались прежде всего наличием специальной ограничительной пластины, которая не позволяла правой руке слишком сильно размахиваться, тем самым искусственно ослабляя удар для обеспечения безопасности.
В XVII столетии для пеших поединков использовались полудоспехи, которые отличались от боевых только несколько более усложненной конструкцией шлема, имевшего дополнительную налобную пластину. Поединок велся с применением специального турнирного палаша с затупленным массивным клинком и мощной гардой.
Различались три основные разновидности турнира типа «гештех»: «гештех высоких седел», «общенемецкий» и «гештех закованных в броню». Для участия в «гештехе высоких седел» (Gestech hohen zeng) рыцарь облачался в штехцойг, а его ноги были защищены латными поножами. Свое название этот поединок получил от конструкции седла, сиденье у которого находилось на более высоком уровне, чем у обычного, так что рыцарь фактически стоял в стременах. На передней луке седла часто укреплялись поручни, для того чтобы за них можно было ухватиться рукой при потере равновесия. Целью поединка было сломать свое копье о щит противника, поскольку конструкция седла исключала падение рыцаря на землю. При«общенемецком гештехе» (Gemeindeutsche Gestech) латная защита ног отсутствовала. Седло не имело задней луки. В этом турнире требовалось сбросить соперника на землю. «Гештех закованных в броню» (Gestech im Bein-harmisch) отличался наличием полной броневой защиты тела и наличием жестких задних лук на седлах. Требовалось либо вышибить противника из седла, либо сломать свое копье о щит.
Источник — Harduin de la Joaille, Boutillier etc, Froissard, chap XX, P. Menestrier. La Colombiers. La Rogue, etc, Outerman, Histoire de Valenciennes, Fargy, liv. III, p. 613. Beneton, Traite des marques nationales, Monuserit du roi d’Anjou, Le P. Menestrier, La Colobiere, Theatre d’honneur et de chevalerie, Un chevalier, n’eb doutez pas, Doit ferir haut et parler bas, M. de Barante, Histoire des dues de Bourgogne, La Colombiere, Marehangy, Gaule poetique.
Выложил — Мэлфис К.