Во франкоязычном регионе словом «tornoi» еще в начале 12 в. определялись бои конных воинов. Первое, как раньше считалось, немецкое сообщение о турнире 1127 г. близ Вюрцбурга, теперь также принято полагать ошибочным истолкованием сообщения о военном столкновении. Очевидно лишь постепенно этот термин стали употреблять исключительно для определения боевых игр, служащих тренировке. О турнире как о рыцарских упражнениях впервые сообщает Вильгельм из Сан-Тьери в 1149 г. в своем рассказе о жизни Бернарда Клервосского.
Кретьен де Труа в 1170 г употребляет слово torno в значении спортивного турнира в своем романе «Эрек».После него и другие авторы рыцарских романов 12 в. используют термины turnei и turneiement уже не в военном значении. То, что французские рыцари были прародителями турнира, видно и из английских рукописей Высокого Средневековья, называвших спортивные турниры также conflictus Gallici.
Магдебургский епископ Вихманн (Wichmann) проклял в 1175 г. всех участников этой «порочной игры» после того, как в течение одного года 16 рыцарей погибло на саксонских турнирах. Саксонские властители должны были поклясться, что навсегда откажутся от проведения турниров. Как строго эта клятва соблюдалось, можно увидеть из того, что уже в следующем году именно маркграф Дитрих фон Мейсен (Dietrich von Meissen) погиб от несчастного случая на турнире. Многие служители церкви также были приверженцами турниров: аббат монастыря Lesterps близ Лиможа стал известен в 1198 г. тем, что не пропустил ни одного турнира в окрестностях.
То, что критика со стороны церкви шла на убыль, могло быть и следствием изменения турнирной культуры: чем ближе мы к расцвету рыцарско-придворной культуры, тем больше теряет турнир свою грубость и военную функцию. Это развитие было неудержимо. Упадок рыцарского войска стал заметен уже вскоре после 1300 г., и это ускорило перемены в турнире. Позднее, после изменений способов ведения войны в 14 в., начатых в т.ч. катастрофами в битвах при Моргартене (Morgarten) и Земпахе (Sempach), турнир, как упражнение профессиональных воинов, утратил большое значение. Он просто превратился в — пусть и смертельно опасное — спортивное и репрезентативное зрелище. С падением значения рыцарей на поле боя возрастала потребность рыцарства в самовыражении на турнирном поле. Именно на этом фоне надо интерпретировать позднесредневековые усилия по обособлению турнирной культуры. Регламент становиться все жестче: основание турнирных обществ и связанных с ними институтов, например демонстрация шлемов и гербов, должны были защитить последнюю территорию, оставшуюся рыцарям.
Рыцарская турнирная культура знала не единственный вид боевых игр: в средневековых источниках различают Turnei, Buhurt и Tjost.
Turnei — симуляция группового боя закованных в броню всадников, проводился как правило с участием двух команд. Бухурт был, напротив, командным соревнованием в искусстве верховой езды. Тренировке парного боя служил Тйост. Понятие «турнир» как обозначение всех видов состязаний стало общепринятым к концу 15 в. При Turnei — турнире в узком смысле — симулировалась рыцарская битва. Это происходило следующим образом: две возглавляемые предводителями команды по сигналу (им служило чаще всего перерезывание каната), начинали движение, переходили с рыси в галоп, затем в карьер, сталкивались, разворачивались (tornare!), и все повторялось. Победивший всадник имел право увести в плен выбитого из седла противника или потребовать залог. Был также распространен обычай, по которому побежденный освобождался в обмен на свое оружие или выкуп. Были рыцари, которые благодаря своим успехам на турнирах становились «профессиональными спортсменами» и благодаря участию в турнирах получали неплохой доход.
В турнирах поначалу принимали участие не только рыцари. В 12 в. еще было принято, что рядом с рыцарями сражались вспомогательные пешие войска, вооруженные дубинами и булавами. Лишь в ходе 13 в. от этого обычая постепенно отказались после того, как возросло число жалоб по поводу распространившейся практики «опрокидывания». Речь идет о слугах, которые целенаправленно пытались стянуть противника своего господина из седла с целью обеспечить сеньору большую добычу. Турниры были массовыми мероприятиями. На турнир в Суассоне в 1175 г. граф Балдуин Геннегау (Hennegau) явился с 200 рыцарями и 1200 пешими слугами. На турнире, устроенном в Гейдельберге (Heidelberg) в 1481 г. пфальцграфом Филиппом, присутствовало 5 князей, 20 графов, 4 свободных господина (Freiherr), 60 рыцарей и 385 благородных (т.е. еще не посвященных в рыцари оруженосцев). Из-за большого стечения народа турниры были опасны не только по техническим причинам: если среди бойцов присутствовали те, кто имел между собой личные счеты, то катастрофа была почти запрограммирована. Дурно прославился турнир в Шалоне (Chalons) 1274 г. между рыцарями графа Шалона и англичанами из свиты короля Эдуарда I. Он перерос в кровавую бойню. Королевский двор был так шокирован, что было введено «armes courtoises» — тупое оружие, которое должно было в дальнейшем применятся при состязаниях. При турнире в Виндзоре 1278 г. допускались лишь мечи из китового уса.
Бугурт (или Gyrum) был скорее конным состязанием, уходящей корнями в старинные, возможно древнегерманские обычаи. При этом состязались в демонстрации совершенства верховой езды. При бухурте оружие, как правило, заменялось деревянным. Благодаря мирному характеру этого состязания участие в нем было разрешено даже рыцарям-тамплиерам, для которых участие в турнирах было вообще строго запрещено. Такого рода спектаклем был, вероятно, знаменитый придворный праздник в Майнце в 1184 г. Это мероприятие всегда описывается хронистами как особо блестящее, возможно этот бухурт стал событием века. По данным хрониста Гизельберта фон Монс (Giselbert von Mons) в празднике принимали участие 20000 рыцарей. Центральным событием было посвящение в рыцари сыновей императора, короля Генриха VI и герцога Филиппа. В конных играх участвовал и император со своими сыновьями.
Тйост — это бой двух рыцарей с длинными копьями, знакомый нам по многочисленным средневековым изображениям. Оба рыцаря пытаются сбить друг друга с коня или как минимум сломать копье. В зависимости от правил иногда, например в случае выхода из строя копий, разрешалось пользоваться мечом.
В романах Высокого Средневековья часто сообщается о тйосте. Одно из старейших описаний дает нам Хартманн фон Ауэ (Hartmann von Aue) в своем романе «Эрек» (1190 г.). Подробное описание тйоста можно найти и в рассказе о турнире, устроенном маркграфом Генрихом фон Мейсcен(Heinrich von Meissen) в 1263 г. в Нордхаузене (Nordhausen). Богатый князь установил на турнирном поле искусственное дерево с серебряными и золотыми листьями. Серебряные предназначались в награду тем, кто смог сломать копье противника, золотые — выбившим противника из седла. В немецких землях тйост сначала называли Stechen (от нем. колоть). С переходом на тупые копья было перенято и название тйост. Введение такого тупого оружия, вероятно в 13 в., «обезопасило» тйост, хотя риск и не мог быть полностью исключен. Это доказывает смерть короля ФранцииГенриха II в 1559 г., которому при тйосте обломок копья, прошедший сквозь визир шлема, проник в мозг
Источник — Harduin de la Joaille, Boutillier etc, Froissard, chap XX, P. Menestrier. La Colombiers. La Rogue, etc, Outerman, Histoire de Valenciennes, Fargy, liv. III, p. 613. Beneton, Traite des marques nationales, Monuserit du roi d’Anjou, Le P. Menestrier, La Colobiere, Theatre d’honneur et de chevalerie, Un chevalier, n’eb doutez pas, Doit ferir haut et parler bas, M. de Barante, Histoire des dues de Bourgogne, La Colombiere, Marehangy, Gaule poetique.
Выложил — Мэлфис К.