Содержание
Простясь в Жизоре с королями Французским и Английским, архиепископ Тирский, уполномоченный проповедовать священную войну, отправился в Германию, чтобы убедить Фридриха Барбароссупринять крест.
Этот государь был в разладе с папским престолом, и Крестовый поход представился ему естественным средством помириться со святейшим отцом. Храбростью своей Фридрих Барбаросса уже прославил себя в 40 сражениях, но в ХII веке одна только слава признавалась истинной славой — та, за которой приходилось отправляться в Азию.
Он принял крест на сейме в Майнце. Знаменитейшие германские воины последовали примеру Фридриха. Увещаниями римского двора огласились все церкви Германии. Фридрих сопутствовал своему дяде Конраду во время Второго Крестового похода, ему были известны те беспорядки, которыми сопровождались эти отдаленные экспедиции.
На нюренбергском собрании и на многих других, имевших предметом приготовления к священной войне, отдавались мудрые распоряжения, приняты были все меры, чтобы предохранить многочисленную армию от необузданности и нужды. Тевтонские крестоносцы получили предписание соединиться в Регенсбурге.
Император Германский выступил в поход со своей армией незадолго до праздника Пятидесятницы, в 1189 г., предоставив сыну своему Генриху управление государством во время своего отсутствия.
По пути на Восток Фридрих отправлял впереди себя послов ко всем мусульманским и христианским князьям и государям, через владения которых он должен был проходить. Генрих, граф Голландский, был уполномочен вести переговоры с Саладином.
Император, напоминая ему о своих дружеских отношениях к султану Каирскому и Дамасскому, объявлял, что он не может более оставаться в дружбе с ним и что вся Священная Римская империявосстанет против него, если он не возвратит Иерусалима и Креста Спасителя, доставшихся в его руки. Ответом Саладина было объявление войны.
Проходя через Венгрию, армия Фридриха встречала везде гостеприимное население. Она изведала нужду, только проходя через Болгарию — города здесь опустели, мельницы были разрушены, горные проходы завалены огромными камнями и служили притонами для разбойничьих шаек.
Жители грубо обращались с крестоносцам, а те в свою очередь платили той же монетой — «их вешали на деревьях, как поганых собак или как хищных волков», по выражению летописи.
Прибыв в Филиппополь, германская армия узнала, что послов, отправленных к императору Исааку, последний бросил в тюрьму в Константинополе. Священная Империя стала готовиться к войне сВизантией, но Византийским император был не дураком и послов отпустил. Впрочем, вспомнив былое вероломство константинопольского двора, германцы пока и не думали останавливаться.
Адрианополь, Дидимотика, Селиврия, Галлиполи и все укрепленные места по правому берегу Пропонтиды и Геллеспонта быстро подчинились германцам. Было подготовлено нападение и на Константинополь. Фридрих убеждал папу проповедовать Крестовый поход против греков.
Наконец, Исаак, долго противившийся пропустить крестоносцев через свои владения, смирился перед ними и понял необходимость поставить море между Грецией и этой грозной армией.
1500 кораблей и 26 галер перевезли пилигримов на азиатский берег. Герцог Швабский во главе своего отряда первый перешел через Геллеспонт. Император Фридрих при звуках труб переплыл через пролив с остальным корпусом армии. Фридрих вышел из Лампсака, перешел через реку Граник близ того места, где встретились армии Александра и Дария, и, направился к Филадельфии.
Филадельфия — последний греческий город на границе мусульманских владений — отказала в продовольствии армии франков. Рыцари, раздраженные таким приемом, выломали одни из городских ворот и ранили многих греков, другие крестоносцы метали в них со стен стрелами и камнями, эти враждебные действия прекращены были только вмешательством Фридриха.
На пути из Филадельфии в Лаодикею крестоносцы потеряли много лошадей в горах Месосийских. Проходили они мимо развалин Триполи и Иераполиса. Последние находились по южному скату одной горы, в двух часах пути от Лаодикеи. Христианская армия перешла через реку Лик, которую летописцы называют Малым Меандром, и вступила в Лаодикею, где продовольствие было доставлено ей в изобилии.
Императорская армия потеряла много вьючного скота в местности у озера Солончак, где не растет ни травы, ни деревьев. Близ Филомелия напали на лагерь христианской армии мусульманские отряды, но были отражены.
В семи или восьми верстах от Икония крестоносцы вступили в битву с войском султана Иконийского, летописцы говорят, что это войско состояло из 300.000 воинов.
«Подобно саранче, налетели во множестве и покрыли равнину турецкие всадники», — говорится в летописи. Но тевтоны принудили эти неприятеля в бегство. Один пилигрим поклялся честью крестоносца, что он видел св. Георгия, сражающегося во главе полков Креста. Остатки султанской армии искали убежища в Иконии.
Один мусульманин служил проводником германцам на пути их к столице Ликаонии. Этот проводник завел их в пустынную и безводную местность. Чтобы утолить жажду, крестоносцы пили кровь своих лошадей, жевали листья и траву. Встретив болото, гнилая вода которого показалась им приятной, как нектар, они, по выражению летописца-очевидца, бросились к нему, «как олень, убегающий от охотников, устремляется к источникам водным».
Один мусульманский посол явился предложить Фридриху продать за 300 червонцев свободный проход армии через неприятельские земли. ‘’»Мы имеем обычай,’’ — отвечал Фридрих, — ‘’не золотом покупать себе путь, а пролагать его оружием и помощью Господа нашего Иисуса Христа». ‘’ Тевтоны приближались к границам христианских владений. Армянские князья выслали им навстречу послов, чтобы предложить Фридриху всякого рода помощь. Крестоносцам теперь нечего уже было опасаться, но им оставалось еще преодолеть трудности перехода через Тавр.
«Кто взглянул бы без содрогания на этих рыцарей, князей, знаменитых епископов, когда они пробирались по крутизне, недоступной даже для диких серн, или по краю пропастей, цепляясь руками и ногами, как четвероногие животные! Сколько пилигримов лишились тогда и оружия, и имущества, и лошадей, рискуя притом и сами скатиться в пропасть!» – эти слова летописца, дают некоторое представление о трудностях того перехода.
Но самое большое несчастье, ещё только ждало германцев впереди. Когда армия крестоносцев следовала по берегам Салефа, император Фридрих, желая искупаться, спустился в воду… и через минуту был вытащен оттуда без всяких признаков жизни.
Смерть его привела в смятение и уныние всю армию, некоторые пилигримы не могли пережить этого бедствия, другие, в отчаянии, отреклись от веры Христовой.
Крестоносцы продолжали медленно продвигаться вперед, унося с собой останки своего знаменитого вождя, который до сих пор поддерживал в них бодрость. Свидетельства летописцев представляют несогласие относительно того места, где предано было погребению тело Фридриха: иные говорят, что в Тире, другие — что в Антиохии.
Разделившись на несколько корпусов, часть армии крестоносцев прибыла в Антиохию, где сделалась жертвой чумной эпидемии, другие, проходя через владения султана Алеппо, почти все попали под власть мусульман. ‘’»Во всей стране,’’ — говорил один арабский писатель, — ‘’не было семьи, у которой не имелось бы трех или четырех невольников-германцев». ‘’
Из 100.000 тевтонских крестоносцев, отправившихся из Европы, едва только 5000 добрались до Палестины.
Источник — Компиляция на основе книги Жозефа Мишо, «История крестовых походов», и других материалов находящихся в свободном доступе
Выложил — Мэлфис К.