Содержание
По понятиям современников, сама суть христианской веры состояла в прямой связи с сохранением Иерусалима и потому потеря священного города вызвала общее уныние на Западе. Урбан VIII, получив это известие, умер от горя. Даже знамения небесные, казалось, возвещали о бедствиях Святая земля.
Вслед за несчастьями, разразившимися над Святыми местами, явились чудеса, как бы в отзыв на общую скорбь: слезы верующих смешивались с кровавыми слезами, источаемым Святым Распятием и иконами святых угодников Божиих.
Все обвиняли себя в бедствиях Иерусалима, почитая их наказанием Божиим за грехи, все стремились смиренным покаянием умилостивить прогневанного Господа. За этим взрывом общей скорби и раскаяния последовали разные благочестивые преобразования. Европа была готова отозваться на призыв папы Григория VIII, который умер, не осуществив начатого предприятия, руководство Крестовым походом принял папа Климент III.
Вильгельм, архиепископ Тирский, прибывший с востока, чтобы испросить помощь князей, был уполномочен папой проповедовать священную войну. Прежде всего, он обратился к народам Италии, а потом поехал во Францию. Он явился на собрание, созванное близ Жизора Генрихом II, английским королем, и Филиппом II Августом, королем французским.
По прибытии Вильгельма Тирского оба эти короля, находившиеся в войне за Вессень, заключили мир. Епископ Святой земли прочел во всеуслышание, в присутствии собравшихся князей и рыцарей, донесение о взятии Иерусалима Саладином.
Оратор начал убеждать верующих принять крест, он представил им страдания христиан, изгнанных из их жилищ, лишенных имущества, скитающихся среди азиатского населения, не имея где приклонить голову. Он упрекал князей и рыцарей, допустивших похитить наследие Иисуса Христа, забывших христианское государство, основанное их отцами, он упрекал их в том, что они ведут войны между собой из-за границ провинции или берегов реки, между тем как неверные победоносно попирают царство Иисуса Христа.
Непримиримые до того враги, Генрих II и Филипп-Август, со слезами обняли друг друга и приняли крест, а следом множество баронов и рыцарей, несколько епископов и архиепископов французских и английских дали клятву освободить Иерусалим. Все собрание повторяло слова «Крест! Крест!», и на этот крик, призывающий к войне, отозвались все провинции. Энтузиазм Крестового похода овладел всей Францией и всеми соседними странами.
На совете князей и епископов было решено, что все те, кто не примет креста, должны будут уплатить десятую часть своих доходов и стоимости своего движимого имущества. Этот налог был назван «саладиновой десятиной», как бы в объяснение воинственных целей, ради которых он был назначен.
Тех, кто отказывался уплатить этот священный налог, подвергали отлучению от церкви. Духовенство заявляло, что оно может быть полезно крестоносцам только молитвами, но на эти заявления не обратили никакого внимания — и церковь также была принуждена починиться налогу. Взимание саладиновой десятины определялось статутами.
Но и этого налога оказалось недостаточно, но тут, всё разом вспомнили, что евреи тоже богаты. Король Французский приказал арестовать их в синагогах и принудил внести в государственную кассу 5000 серебряных марок.
К сожалению, приношения верующих не достигли своего священного назначения, они были употреблены на войну, предпринятую против короля Генриха сыном его Ричардом, перешедшим на сторону Филиппа-Августа.
Папский легат отлучил Ричарда от церкви и угрожал Филиппу наложением духовного запрещения на все королевство. Оба государя отнеслись с пренебрежением к этим проклятиям и угрозам.
Сделавшись английским королем и обвиняя себя в смерти своего отца, Ричард устремил всю свою энергию на священную экспедицию. Он собрал близ Нортгемптона всех баронов и прелатов королевства, на собрании этом архиепископ Кентерберийский Балдуин проповедовал Крестовый поход. Этот прелат посетил также и провинции, стараясь везде возбудить общее религиозное и воинственное настроение, миссия его сопровождалась чудесными случаями.
Энтузиазм англичан, также проявился, прежде всего, в виде гонения на евреев — кровь их полилась в Лондоне и в Йорке. Ричард, надеясь извлечь из этого преследования выгоды для своей казны, не торопился обуздывать ярость толпы.
Богатств, добытых путем гонения на евреев и «саладиновой десятины», которая взыскивалась в Англии с беспощадною строгостью, оказалось, однако же, вновь недостаточно для короля Ричарда, он посягнул и на государственные земли и положил продать с аукциона права на высшие государственные должности.
Он не поколебался бы, как говорили тогда, продать и Лондон, если бы только нашел на него покупателя.
Между тем как совершались эти приготовления к Крестовому походу и знаменитый Петр Блуаский воспламенял своим красноречием баронов и рыцарей, в Нонанкуре произошло свидание между Филиппом-Августом и Ричардом.
Оба короля, желая обеспечить порядок и дисциплину в тех армиях, которые они должны были вести на Восток, составили очень строгие постановления для обуздания страстей и пороков пилигримов.
Присутствие женщин во время Первого Крестового похода было причиной многих беспорядков, Нонанкурское собрание запретило им путешествие в Святую землю. Запрещены были все азартные игры. Умерена была роскошь стола и одежды. Ричард отправился в Марсель, а Филипп-Август — в Геную, чтобы ехать дальше морским путем. Управление королевством французский монарх поручил матери своей Адели и дяде своему кардиналу Шампаньскому. В Сен-Дени он принял посох и котомку пилигрима.
Источник — Компиляция на основе книги Жозефа Мишо, «История крестовых походов», и других материалов находящихся в свободном доступе
Выложил — Мэлфис К.