Содержание
Обстановку в мире, после завершения шестого крестового похода, никак нельзя было назвать спокойной. Монгольское вторжение опустошило восточную Европу и по всем христианским церквям, зазвучала молитва «Господи! Избави нас от ярости татар!».
Кроме молитв, уповать в сущности было не на что, призыв Германского императора Фридриха II Гогенштауфена к европейским монархам, о совместной борьбе с захватчиками не нашел отклика и казалось, мир в скором времени рухнет раз и навсегда.
Забегая вперед, стоит заметить, что толи молитвы были услышаны, то ли начались раздоры в сердце огромной монгольской империи, в общем, в тот момент, когда Европа готова была сама упасть к их ногам, завоеватели повернули назад, оставив после себя лишь руины и пепелища.
Впрочем, проблемы этим не исчерпывались — Латинская Империя, образованная в результатепятого крестового похода, на обломках бывшей Империи Византийской, полыхала в огне восстаний, власть духовная в лице Папы римского Иннокентия IV, вовсю воевала с властью светской в лице германского императора Фридриха II, а на далеких просторах Сирии уже разворачивалась новая драма.
Нашествие монголов, сдвинуло с места многие народы, среди которых были и хорезмийцы — обитатели завоеванного монголами государства Хорезм, располагавшегося в Средней Азии. Вынужденные бежать с насиженных мест, хорезмийцы были любезно приняты султаном Египетским. Сделал он это конечно не от широкой души — в то время Египет как раз вел войны с эмирамидамасским и эдесским, а также с христианами Палестины, и решив использовать в своих целях хорезмийцев, султан просто отдал им на откуп всю Сирию.
Надо отметить, что хотя Хорезм и была завоеван, а самим хорезмийцам пришлось искать спасения в бегстве, это был вовсе не малодушный народ. Напротив, закаленные в походах, умелые войны, они представляли из себя весьма ощутимую силу.
Поэтому вырвавшись из родных степей на просторы Палестины, хорезмийцы опустошили её как смерч, легко справившись с выставленными против них христианскими отрядами, которые перед лицом общей опасности, даже пошли на объединение с бывшими врагами — местными эмирами.
Вскоре пал Иерусалим, а его христианское население, было подчистую вырезано хорезмийцами.
Хотя дух крестовых походов практически выветрился уже из Европы и сказать, что от воинов, горящих отправится в Палестину, дабы освобождать Гроб Господень, не было отбоя, значит согрешить против истины, захват Иерусалима был очень больно воспринят христианскими монархами, а более всех — Папой римским.
28 июня 1245 г. был созван Лионский собор, на котором Папа произнес речь, содержанием которой были «пять скорбей», которыми он был терзаем, уподобленные пяти язвам Спасителя мира, распятого на кресте:
Монголы к тому времени уже не представляли непосредственной угрозы для Европы, острота этой темы спала, и потому она была затронута только в общих чертах и свелась к тому, что германским народам, «в целях профилактики», стоило бы вырыть рвы и поставить стены на предполагаемых путях последующих монгольских вторжений.
Проблемам искоренения ереси было уделено достаточно внимания, также впрочем, как и проблемам Иерусалима и Константинополя, для освобождения которых решено было начать новый Крестовый Поход. Но главную свою «скорбь» Папа приберег напоследок.
Константинополь и Иерусалим были далеко, а вот Фридрих, осмелившийся оспаривать власть самого Папы римского и главное, располагающий всеми возможностями его этой власти лишить, совсем близко и, что главное — целиком в его руках.
Как не пытался Фридрих задобрить римский престол обещаниями не только остановить любое вторжение монголов, но в придачу к этому подавить восстание на Балканах, а потом отправиться в Святую Землю, у Папы были все основания ему не верить.
Приговор не заставил себя долго ждать: «Я — наместник Иисуса Христа, сообразно с обещанием Бога главе апостолов, все, что я свяжу на земле, будет связано на небесах. На этом основании, посоветовавшись с нашими братьями кардиналами и обсудив дело всем собором, я объявляю Фридриха виновным в святотатстве и ереси, в измене и клятвопреступлении.
Объявляю его отлученным от церкви и лишенным императорской власти; разрешаю навек от присяги всех тех, кто клялся ему в верности; запрещаю навсегда повиноваться ему — под угрозою отлучения от церкви за нарушение этого моего запрещения. Повелеваю, наконец, избирателям выбрать другого императора, а себе предоставляю право располагать троном Сицилии».
Всем присутствующим стало ясно, что как бы ни была хороша идея нового крестового похода, с учетом отлучения Германского императора от церкви, она обречена на провал.
«Теперь еретики воспоют победу, хорезмийцы и татары воцарятся над миром» — воскликнул кто-то из присутствующих. «Я исполнил мой долг, да свершится воля Божия!» — сказал в ответ Папа и удалился.
Хоризмийцы прокатившись смерчем по Святой земле, вскоре растворились в её бескрайних пустынях, осев на местах, погибнув от голода и распрей, а частично и от меча коварных египтян, в руках которых служили лишь оружием.
Правда на смену одним свирепым ордам, тотчас пришли другие — племена туркменов огненной волной прошлись по княжеству Антиохийскому, а султан Египетский, вторгся в Сирию, захватил Иерусалим и вскоре стал всерьез угрожать захватом всех остальных городов ещё принадлежащих христианам.
До Европы доходили всё более мрачные слухи — будто бы во Францию направлены ассасины Старца Горы, горящие желанием убить короля, будто бы все пряности, ввозимые с востока отравлены… Неудивительно, что в царящей повсюду обстановке страха и гнева, жаждущие мести взоры европейцев всё чаще стали вновь обращаться на восток.
Источник: по книге Жозефа Мишо «История крестовых походов» с использованием материалов находящихся в свободном доступе
Автор компиляции: Мэлфис К.