Сай — японское колющее клинковое холодное оружие. Цельнокованый сай имел круглый или многогранный клинок с острым (саки — острие клинка сай), реже затупленным острием. Концы крестовины загнуты параллельно клинку и заточены, выполняют роль гарды. Черен с навершием в виде шара покрывался насечкой или обертывался шершавой кожей. Общая длина сай достигала 600 мм, вес от 500 до 1200 г. Иногда к парным сай добавлялся третий метательный. Сай имеет множество разновидностей:
От других видов оружия железный трезубец сай отличается прежде всего своим «туманным» происхождением. На роль его прародителей претендует сразу несколько предметов начиная от дзиттэ — холодного оружия, находившегося на вооружении полицейских сил в феодальной Японии, до примитивного приспособления для посадки риса.
Наверное отчасти этим и объясняются и те существенные различия, которые сразу бросаются в глаза в используемых сегодня вариантах сай. Но это далеко не все отличительные особенности присущие этому оружию. По одной из классификаций сай относится к парным предметам, но в прошлом воины использовали не два, а три трезубца.
Два из них использовались в схватке, а один, в случае необходимости, мог применяться для метания. Это не так просто сделать с классическим вариантом, но ведь существуют и другие, более пригодные для этого трезубцы. В то же время в одной из ката, выполняемой с трезубцем Чатан Яра-но сай дай, начало комплекса демонстрируется только с одним сай. Второй в это время находится за поясом и используется только после нескольких начальных движений.
Сай с успехом использовался как низшим сословием, так и самураями, а также полицейскими. Причем последними чаще всего. Трезубец очень удобное оружие самозащиты и просто идеальное в том случае, если необходимо не просто отбить атаку, но еще и задержать нападавшего. Вилкообразные «усы» позволяют не только защититься от удара копьем, алебардой, палкой и даже мечем, но и зажать оружие, и вслед за этим выбить его из рук противника. Конечно, это требовало очень хорошо развитых кистей рук и определенной ловкости и сноровки, но ведь известно, что ничто не дается без труда.
Строение конкретного вида сай во многом определяет технические приемы работы с ними. Чаще всего используется, конечно, классический вариант. Так же как и в кама-дзютсу, технический арсенал сай-дзютсу не слишком разнообразен. Даже поверхностное знакомство сразу выявляет ее схожесть с техникой каратэ.
В особенности, в разделе блоков, выполняемых в положении гьякутэ-мочи. И точно так же как в технике тонфа-дзютсу активно используется поворот оружия вокруг оси. Правда, трезубец поворачивается не вокруг рукоятки, а вокруг одного из «усов», защищающих кисть, но принцип сложения скоростей руки и оружия для увеличения силы удара, остается прежним. Вполне понятно, что очень быстро добиваются успехов в освоении сай-дзютсу именно каратэки.
Автор — Мэлфис К.
При написании статьи использованы следующие источники: Энциклопедия Холодного оружия и ряд других, названий которых не сохранила история