Вступая в Орден рыцари одновременно становились монахами, т.е. принимали монашеские обеты послушания (покорности), бедности и безбрачия.
Устав тамплиеров, как утверждается, был разработан самим св.Бернаром и утвержден на церковном Соборе во французском городе Труа Римским папой Евгением III в 1128 году.
Основой Устава храмовников послужил устав монашеского Ордена цистерианцев (не военно-монашеского, а просто католического монашеского), самого строгого и жесткого устава.
Рыцарь, вступая в Орден тамплиеров отрекался не только от всей мирской жизни, но и от родственников. Его пищей должны были служить лишь хлеб и вода. Возбранялись мясо, молоко, овощи, фрукты, вино. Одежда лишь самая простая.
Если после смерти рыцаря-монаха в его вещах обнаруживались золотые или серебряные изделия, или деньги, то он терял право на похороны на освященной земле, а если это обнаруживалось уже после похорон, то тело надлежало извлечь из могилы и бросить на съедение псам.
На деле оказалось, что эти требования для публики. Тамплиеры прославились самыми жадными относительно военной добычи, чувственных развлечений и винопития, не стесняясь убивать и грабить кого угодно, включая и единоверцев.
Это хорошо описано в романе В.Скотта «Айвенго». Хоть это и художественное произведение, но исторические хроники подтверждают этот стиль поведения храмовников в Англии.
Содержание
Члены Ордена тамплиеров делились на три сословия:
В отличие от, скажем, Тевтонского Ордена, монашеские обеты у тамплеров принимали все сословия и все строгости Устава относились ко всем членам Ордена.
Отличительными знаками Ордена тамплиеров были белый плащ-мантия для рыцарей и коричневый для сержантов с алым восьмиконечным крестом (известен еще как «мальтийский крест»), боевым выкриком: «Босеан», флагом (штандартом) черно-белое полотнище с девизом «Non nobis Domine»( это начальные слова 9 стиха псалома 113 «Non nobis Domine, non nobis, sed nomini tuo da gloriam…» — не нам, Господи, не нам, но имени твоему дай славу…);
гербом Ордена стало изображение двух рыцарей, едущих на одном коне (символ бедности тамплиеров).
По некоторым источникам у сержантов изображение креста было неполным и он имел вид буквы «Т».
Покрой, фасон, размеры и местоположение креста — все это определялось самим рыцарем. Вполне достаточно было иметь плащ белым вообще и иметь на одежде красный восьмиконечный крест.
Вообще, у крестоносцев было принято носить крест на груди, отправляясь в крестовый поход, и на спине при возвращении из похода.
Рыцарями Ордена могли стать только французы (позднее и англичане) благородного происхождения.
Только они могли занимать высшие руководящие должности (великий магистр, магистры владений, капитульеры, каштеляны, драпиеры и т.п.).
Впрочем, относительно национальности соблюдалось это не слишком строго. Среди рыцарей встречаются и итальянцы, испанцы, фламандцы. Сержантами Ордена могли стать как богатые горожане ( занимали должности оруженосцев, счетоводов, управителей, кладовщиков, пажей и т.п.), так и простые люди ( охранники, солдаты, прислуга).
Священиками Ордена могли стать священики католической церкви, однако, вступая в Орден, такой священик становился членом Ордена и подчинялся только магистру Ордена и его высшим сановникам.
Епископы католической церкви и даже сам Папа теряли над ними власть. Священики выполняли духовные обязанности в Ордене, хотя и рыцари Ордена были наделены правами духовников.
Любой член Ордена мог отправлять свои религиозные обязанности только перед орденскими священиками (исповедь,причастие и т.п.).
Устав первоначально состоял из 72 статей на латинском языке. В середине XII в. он претерпел некоторые изменения, прежде всего, в тех разделах, которые касались вопросов структуры Ордена.
Тогда же «Устав», или «Свод», перевели на французский язык. На момент составления «Свода» наибольшей суровостью отличались правила ордена цистерианцев, к которому принадлежал и сам св. Бернар: их он взял за основу, создавая устав монахов-воинов.
Вступавший в Орден давал три обета: послушания, бедности и целомудрия. Тамплиер был обязан беспрекословно и в любое время выполнять приказы вышестоящих чинов. Безусловно запрещалось отступление в бою без приказа командира.
Если после смерти у орденского рыцаря находили золото или деньги, то тело полагалось хоронить за оградой кладбища, а умершего — считать отступником.
Всякое прикосновение к женщине, общение с ней объявлялось преступным, «ибо, как известно, враг рода человеческого многих сбил с пути истинного с помощью женщин». Осуждалось даже сыновнее желание поцеловать мать.
Исключение составляла только та, на изображение которой с умилением и неземной любовью мог беспрепятственно взирать каждый тамплиер. Любовь к ней и вера в ее благосклонность должны воодушевлять храмовников в минуты смертельной опасности. Этой женщиной была Дева Мария.
К сожалению, рамки материала не позволяют нам подробно остановиться на вопросе, почему в столь изолированном от женщин сообществе был развит культ Богоматери (женщины, прежде всего).
Это — тема для отдельного исследования. Отметим лишь, что последняя редакция «Устава» содержит трогательную фразу: «…утренние часы Богоматери должны в Доме (ордене) читаться первыми … поскольку Матерь Божья положила начало нашему ордену, и в ней и в Ее чести, если Богу угодно, пребудет конец наших жизней и конец нашего ордена, когда Богу будет угодно, чтобы таковой конец настал».
Окончательно структура Ордена оформилась при шестом Магистре Бертране де Бланфоре (1156—1159). В ней первоначально присутствовали четыре высших должностных лица: Великий магистр, Великий сенешаль, Смотритель одежд и Великий маршал.
Великий магистр являлся главой Ордена, обладая огромной властью, несколько ограниченной совещательным органом — Генеральным капитулом. Именно этот верховный совет Ордена избирал магистра, который, как правило, занимал пост пожизненно.
Глава Ордена имел свиту, состоявшую из двух доверенных рыцарей, оруженосца, писца и капеллана. Всегда сопровождали его два мальчика-посыльных, пять боевых коней были наготове.
После смерти Бертрана де Бланфора, Великого магистра редко избирали из числа опытных воинов: на вакантный пост, скорее стали приглашать представителей влиятельных и знатных фамилий.
Великий сенешаль являлся, по сути, заместителем магистра, хотя формально отвечал только за снабжение и быт Ордена. В походе, если он был общим, перед круглым шатром сенешаля водружался стяг тамплиеров — знаменитый gonfanon baussant («пегое знамя»).
Полотнище было окрашено в два цвета: черный и белый. Черный означал готовность к смерти и непримиримость к врагам веры, а белый — чистоту и любовь к Богу. На знамени Ордена часто помещался девиз рыцарей: «Non nobis, Domine!» (Не нам, Господи!), означавший стремление сражаться не во имя земных почестей, но во славу Божию.
Великий маршал также имел отношение к знамени. Будучи командующим орденским войском, он обязан был нести его во время боя, ведя воинов за собой. За экипировку рыцарей отвечалСмотритель одежд.
В сороковые годы XII столетия организационная система Ордена усложнилась в связи с ростом численности братства и расширением территориальных владений.
Земли Ордена были разбиты на провинции. Те, в свою очередь, составили две группы: провинции на Западе и в Святой Земле. Сред и первых наиболее крупными являлись: Франция, Англия с Шотландией и Ирландией, Фландрия, Овернь, Пуату, Аквитания, Прованс, Каталония, Арагон, Португалия, Апулия, Сицилия и Венгрия. Во главе провинций стояли командоры, очень скоро переименованные в магистров.
В каждой провинции имелся и капитул, выполнявший совещательную и судебную функции. Низшими подразделениями были командорства, во главе которых стояли командоры или лейтенанты, назначенные провинциальным магистром и его капитулом.
В Палестине важнейшими командорствами являлись Иерусалимское, Триполийское и Антиохийское. В силу своей стратегической важности они подчинялись непосредственно Великому магистру.
Все дороги Святой Земли были разделены на отрезки длиной в один дневной переход. Каждый из них заканчивался укрепленным фортом — орденским замком под началом коменданта — шателена, которому подчинялся гарнизон в сорок или восемьдесят человек.
В Святой Земле из-за недостатка собственных воинов Орден брал на службу наемников. На местный манер их называли «туркополами». Наемники действовали в качестве отдельного подразделения, возглавляемого тамплиером, носившим звание «туркопелье».
Вся эта сеть командорств, замков, укрепленных фортов имела центр в Иерусалиме вплоть до его потери христианами. Сюда стекалась большая часть всех доходов Ордена, отсюда рассылались приказы в провинции и командорства.
Бесспорно, что такую громоздкую машину, какой являлся Орден, необходимо было строго контролировать.
Фискальные и кураторские функции в XIII в. были возложены на Генерального досмотрщика, который подчинялся только Великому магистру. Символами власти должностных лиц ордена являлись кошель, из которого раздавалась милостыня, и булла (печать).
На сегодняшний день известно около двадцати видов орденских печатей. На одной из них — магистерской — изображены два рыцаря, скачущие на одном коне с копьями наперевес.
С потерей владений в Святой Земле штаб-квартира Великого магистра переместилась на остров Кипр, а следующее перемещение — в Париж — стало последним и окончилось трагически.
Говоря о структуре орденской организации, нужно еще раз отметить, что она была крайне сложной и вряд ли столь же стройной, какой видится по документам.
Помимо непосредственно рыцарей-монахов — сержантов — в Ордене со временем появилась категория братьев-ремесленников.
Вокруг Ордена формируется круг так называемых донатов (благотворителей, от лат.»do» — давать). Непостоянной составляющей братства являлись «гости» — рыцари, давшие обет определенный срок сражаться бок о бок с тамплиерами или собиравшиеся вступить в Орден впоследствии.
Источник — Нет сведений
Выложил — Мэлфис К.