Содержание
Несчастия Эдессы и судьбы Святой Земли, спустя почти полвека с момента взятия Иерусалима, тревожили Европу не меньше, чем раньше. Как раз в то время, разгневанный самоуправством своего вассала, графа Шампанского, король Франции Людовик VII, прошел огнем и мечом по Шампани и суровыми мерами, вызвал осуждение многих людей, в том числе и Бернара Клервосского, авторитетного богослова.
После писем с последнего, Людовик VII, желая искупить свою вину, он твердо решил отправиться на Восток, дабы священной войной, искупить свои грехи перед богом.
Однако Бернар Клервосский выразил мнение, что король должен посоветоваться с папой, прежде чем приводить в исполнение свое намерение. В то время на папском престоле был Евгений III, преемник Иннокентия II, более чем кто-либо убежденный в пользе Крестового похода.
Дух протеста и ереси возникал тогда на Западе и очень волновал папский престол, поэтому экспедиция за море могла отвлечь умы от этой опасной новизны.
Папа поздравил короля Французского с его решением, обратился с увещаниями к христианскому миру и обещал крестоносцам те же привилегии, те же награды, которые даровал папа Урбан IIвоинам Первого Крестового похода.
В булле, в которой папа объявлял о Крестовом походе, он возлагал на Бернара Клервоского миссию проповедовать войну. Никто не мог исполнить эту миссию с большим успехом, чем аббат Клервоский. Этот человек, возвышавшийся над своим веком могуществом своего слова, с двадцатилетнего возраста предался уединению в монастыре в Сито и увлек за собой туда многих родных и друзей.
В непродолжительное время этот отшельник поставил неизвестную долину Клерво в один ряд со знаменитейшими местами, приспособленными для монастырского уединения. Бернар Клервоский имел огромное влияние на события своего времени; несколько соборов подчинялись его постановлениям. Среди его учеников были аббат Сугерий и папа Евгений III.
Короли и высшие духовные лица подчинились его властному слову. Могущественного действия на народ можно было ожидать от проповеди такого человека. Бернару Клервоскому, олицетворявшему религиозный энтузиазм XII века, представлялись только два пути, ведущие к небу: пустыни и Крестовый поход.
Когда решение папы сделалось известным, созван был собор в Везеле, маленьком городке Бургундии. Многочисленная толпа народа, состоявшая из знатных владетелей, рыцарей, прелатов и людей всех званий, расположилась на скатах холма вокруг города.
Людовик VII во всем великолепии царского облачения и св. Бернар в скромной одежде отшельника заняли места на обширной трибуне посреди многочисленного народа, который приветствовал их радостными возгласами.
Возгласы «Этого хочет Бог! Так угодно Богу!», когда только речь зашла о бедствиях Святой земли, прервали его слова, как прервали они и речь Урбана на Клермонском соборе.
Возбужденный энтузиазмом толпы, св. Бернар предсказал успех Крестового похода, угрожал божественным гневом тем, кто не восстанет на борьбу за Иисуса Христа, и воскликнул подобно пророку: «Горе, горе тому, кто не обагрит меча своего кровью!»
Бернар Клервоский не ограничился проповедованием похода в Везеле. Он посетил разные места королевства, воспламеняя все сердца рвением к Крестовому походу. Во Франции распространились слухи о чудесах, которыми, казалось, сам Бог освящал его миссию. Все прониклись убеждением, что св. Бернар был орудием Божественной Воли.
На собрании, бывшем в Шартре, несколько знатнейших князей решили поставить аббата Клервоского во главе экспедиции. Св. Бернар, вспоминая пример Петра Пустынника, уклонялся от лестных предложений со стороны баронов и рыцарей и в испуге заклинал папу «не предавать его мечтаниям человеческим». Ответ папы был сообразен с желанием св. Бернара, который продолжал проповедовать поход во имя Евангелия.
Подготовив Крестовый поход во Франции, Бернар Клервоский перешел в Германию. В это время император Конрад III созвал большой сейм в Шпейере. Св. Бернар приехал сюда с намерением проповедовать войну против мусульман и мир между христианскими государями.
Ни частные совещания, ни официальные обращения не могли убедить Конрада принять крест. Причиной своего отказа он выставлял возникшие недавно смуты в германской империи. Но настойчивое красноречие св. Бернара не ослабевало.
Однажды, служа обедню в присутствии владетельных князей и знатнейших лиц, собравшихся в Шпейере, он внезапно прервал божественную службу и начал проповедовать поход против неверных, представил перед своими слушателями картину Страшного суда, представил им изображение Иисуса Христа, несущего Свой Крест, и упрекал императора Конрада, который со слезами на глазах поклялся идти на защиту христиан. Множество рыцарей и баронов приняли крест по примеру императора.
Св. Бернар посетил все города по Рейну, начиная с Констанца и до Маастриха. Толпа слушала его, как пророка, почитала, как святого. Несколько раз одежда его была разрываема толпой слушателей, спешивших разделить между собой обрывки ее, чтобы сделать из них знак своего странствия в Святую землю.
Возвращение св. Бернара во Францию произвело всеобщее оживление. Успех его проповедничества в Германии, решение, принятое императором Конрадом под его влиянием, были новым возбудительным толчком для крестоносцев. Людовик VII и знатнейшие лица королевства, собравшиеся в Этампе, еще ничего не решали. Св. Бернар воодушевил совет князей и баронов. В то же время на собрание съехались многие посланники, предлагавшие различные планы нового Крестового похода.
Между ними обращали на себя внимание послы от Рожера II, короля Апулии и Сицилии, который предлагал крестоносцам суда, продовольствие и обещал отпустить с ними в Святую землю своего сына, если поход будет предпринят морским путем.
Начались рассуждения по поводу предложения короля Сицилии и относительно того, каким путем отправиться в Палестину. Морской путь представлял менее затруднений и опасностей, однако принято было решение отправиться сухим путем.
Приготовления к походу продолжались, и всякий день на призыв св. Бернара являлись новые защитники Креста. Примером Франции и Германии увлеклись Англия и Италия.
С Альпийских гор, с берегов Роны, из Ломбардии и Пьемонта двинулись толпы под предводительством маркиза Монферратского и графа Мориенского, дяди Людовика VII по матери. Английские крестоносцы выехали на судах из гаваней Ла-Манша и направились к берегам Испании.
Источник — Компиляция на основе книги Жозефа Мишо, «История крестовых походов», и других материалов находящихся в свободном доступе
Выложил — Мэлфис К.