Орден был учрежден в 1362 г. Амадеем VII, графом Савойским (1243-1383 гг.) под названием ордена Цепи. Некоторые источники ошибочно считают годом учреждения ордена 1364 г., когда в Авиньоне были вручены первый пятнадцать орденских цепей. Амадей VII сказал по этому поводу, что «каждый носящий орденскую цепь должен заботиться о благе остальных рыцарей, поддерживать их, и вместе с тем заботиться о благе государства и ордена». Орден Цепи состоял только из знати, связанной обетами верности своему правителю. Основное правило устанавливало, что все рыцари ордена равны между собой и зовут друг друга «братьями». Вероятно, это послужило причиной того, что орден имеет только один класс.
Первое, дошедшее до нас установление, касающееся ордена, принадлежит Амадею VIII (1391-1451 гг.) и датируется 1409 г., дополнено в 1431 и 1433 гг. В этом уставе, помимо изложения политических, военных и религиозных целей ордена, определялось, в частности, что число рыцарей, не превышающее пятнадцати, символизирует пятнадцать радостей девы Марии. Число пятнадцать было символично для ордена. В ордене было пятнадцать рыцарей, пятнадцать капелланов, служивших пятнадцать ежедневных месс, в первоначальном уставе ордена было пятнадцать статей, до Амадея VIII, который добавил в устав еще пять статей. Храмом ордена был определен храм Пьер Шатель. В нем покоятся первые рыцари.
Жизнь рыцарей определялась религиозными правилами, были предусмотрены особые процедуры посвящения, похорон и завещания имущества. Каждый рыцарь указывал придел храма ордена, в котором после его смерти должны храниться его оружие и доспехи; на похоронную службу должна была быть принесена его орденская цепь, символизировавшая исполненное служение. Все рыцари должны были принять участия в похоронном обряде, одетые в белые накидки, которые затем жертвовались Церкви.
Каждый рыцарь должен был перед своей смертью завещать ордену 100 флоринов, на который братья должны были заказать 100 святых месс. Посвящение в рыцари в замену усопших производилось лишь единодушным решением собратьев.
Споры между рыцарями выносились на суд герцога, которому помогали в этом два рыцаря. В случае, если герцог сам участвовал в споре на чьей-либо стороне, разбирательство поручалось четырем рыцарям, которым в помощь приглашались два «доблестных ученых мужа».
Рыцарей также обязали всегда носить отличительные знаки ордена и не состоять в других орденах.
При расширении устава в 1433 г. было предусмотрено изгнание из ордена, которому подвергались братья, совершившие проступки против чести, честности и лояльности. За всю историю ордена из него были изгнаны четверо: первым в XVII в. был Филиберто Ферреро Фьески, князь Массерано, виновный в оказании помощи испанцам против герцога, последним – Бенито Муссолини в 1943 г.
В 1518 г. герцог Карл III Добрый (1504-1553 гг.) дал ордену наименование ордена Благовещения (Аннунциаты) и пожелал, чтобы количество рыцарей ордена было увеличено на пять человек (напоминание о пяти крестных муках Христа). В уставе ордена герцог произвел следующие изменения: провозгласил себя главой и сувереном ордена, ввел должности канцлера, церемониймейстера, избиравшихся из прелатов, а также секретаря, казначея и герольда, которые помогали ему в управлении, в проведении служб и церемоний. Изменения герцога Карла III продолжил Эммануил Филиберт. Сохраняя духовные основы ордена, новый герцог придал ордену более «рыцарское» обличье. Было, в частности, учреждено пожертвование каждому рыцарю 1200 флоринов с тем, чтобы каждый мог поддерживать соответствующий внешний вид независимо от личного состояния.
В этот же период орден был провозглашен суверенным, что выводило орден из-под юрисдикции обычной магистратуры.
В 1570 и 1577 гг. герцог Эммануил Филиберт продолжил преобразования ордена, в частности, исключил из максимального числа в двадцать рыцарей наследного принца и самого герцога.
В этот период для вступления в орден личной знатности было уже недостаточно. Претенденты должны были иметь знатность происхождения минимум в пятом поколении, т.е. их прадеды должны были быть детьми знатных фамилий. Новый устав также вводит все больше привилегии для рыцарей. Они все являются сенаторами, никто не властен над ними, кроме суверена, они освобождаются от налогов. Тогда же храмом ордена стала церковь Камальдолези в Турине.
С 1721 г. орден стал сардинским и существовал без изменений вплоть до 1840 г., когда король Сардинии Карл Альберт объявил храмом ордена монастырь Колленьо, так было до 1855 г., когда Виктор Эммануил II переместил храм ордена в Палатинскую капеллу королевского дворца в Турине.
С 1860 по 1946 г. орден был высшим орденом итальянского королевства. В 1860 г. Виктор Эммануил нарушил традицию, согласно которой рыцари ордена должны были принадлежать знатному роду, вручив знаки ордена Карлу Фарини. 3 июля 1869 г. Виктор Эммануил издал указ, который придал ордену в значительной мере характер ордена заслуг. Теперь им могли быть пожалованы и те, кто не принадлежал к аристократии, за большие заслуги перед монархией, военные и гражданские.
Число рыцарей ордена, оставаясь официально не превышающим двадцати, фактически было увеличено тем, что из максимального числа были исключены духовные лица и иностранцы. Кавалеры ордена именовались кузенами короля, им присваивалось звание Grande Ufficiale dello Stato. Посвящение в орден теперь производилось не единодушным решением рыцарей, а решением короля, который лишь выслушивал мнение рыцарей. Инвеститура производилась лично королем, который собственноручно надевал на шею посвященного Большую цепь ордена. Кроме того, несмотря на то, что орден был открыт лишь для католиков, в некоторых случаях знаки ордена возлагались и на лиц некатолического вероисповедания, таковыми стали, например, в 1815 г. герцог Веллингтонский и в 1915 г. принц Уэльский.
Королевским указом от 25 августа 1876 г. функции секретаря были переданы Президенту Совета Министров. Впоследствии эта передача была подтверждена королем Умберто I указом от 7 апреля 1889 г.
Указом от 14 марта 1924 г. Виктор Эммануил III установил, что к двадцати рыцарям ордена, кроме священнослужителей и иностранцев могут быть добавлены лица королевской крови по прямой линии до четвертого колена.
Орден перестал признаваться в Италии после падения монархии и изгнания короля Умберто II, однако сохранился как династический орден и продолжал вручаться монархом в изгнании. В 1963 г. был опубликован список 27 Великих Магистров ордена и 818 его кавалеров за все время его существования, среди них были 65 савойских принцев. К рыцарям ордена принадлежали члены политической, военной, административной, судебной элиты Савойи, Сардинского королевства, Италии.
Знаком отличия ордена была шейная цепь, состоящая из «савойских узлов», перемежающихся розами и надписью «F.E.R.T.». К цепи крепился необычный вычурный золотой знак ордена – три переплетенных «савойских узла». Происхождение роз как звеньев цепи связывают с золотой розой, которую папа Урбан V вручил графу Амадею VI в 1344 г., производя его в крестоносцы. Роза символизирует один из важнейших христианских догматов – девство Марии.
С «савойским узлом» (иначе «узлом любви», фр. lacs d’amour, нем. Liehesseile) некоторые легенды связывают происхождение ордена, рассказывая о подаренном герцогу некоей дамой рукоделии в форме «узла любви», символа вдовства.
Изначально цепь ордена была очень простой работы: золотой обруч, состоящий из двух закругленных пластин, которые застегивались сзади на шее с помощью крючка, на этих двух пластинах были отчеканены четыре надписи «F.E.R.T.». Спереди, на груди располагался знак ордена, который могла иметь вариации – по вкусу обладателя к ней могли быть добавлены изображения крестов, цветов и др. символов. Амадей VIII утвердил вид орденских инсигний. Они состояли из серебряной позолоченной цепи и подвески-знака, состоящей из трех «савойских узлов», символизирующих нерасторжимый союз, и не должны были иметь других оставляющих. В цепи должно было быть пятнадцать роз.
Надпись «F.E.R.T.» имеет множество толкований. По одной версии она напоминает о победе графа Амадея VI в 1310 г. при Родосе и часто интерпретируется как инициалы девиза «Fortitudo Eius Rhodum Tulit» («Его мужество спасает Родос») и аллюзия на помощь Савойи Родосу в 1310 г. Есть другая точка зрения, что слово fert есть форма латинского слова ferre, в этом случае оно означает, что узами веры рыцари ордена связаны со своими обетами Деве Марии.
Буквы также могут быть инициалами девиза «Foedere Et Religione Tenemur» («Приверженный закону и религии»), который впоследствии чеканился на золотых дублонах савойского короля Виктора Амадея I (1718-1730), или инициалами девиза «Fortitudo Eius Republicam Tenet» («Его сила защищает государство»). Эти и другие интерпретации существуют уже много веков. Папа Пий IX (1846-1878), который много и часто направлял протесты сначала королю Виктору Эммануилу II, а затем наследовавшему престол Италии в 1878 г. Умберто I по поводу «несправедливого растаскивания» имущества церкви, расшифровывал F.E.R.T. как «Frappez, Entrez, Rompez Tout!» («Ударил, вошел, все сломал!»).
В 1518 г. герцог Карл III Добрый, изменив название ордена, добавил на подвеску сцену Благовещения. Розы в цепи также изменились, отныне в цепи было семь красных и семь белых роз, а центральная роза стала наполовину белой и наполовину красной с золотыми шипами по краям.
В уставе Карла Эммануила было установлено, что орденский знак может носиться на цепи или без нее, с шелковым бантом, в зависимости от ситуации. В дальнейшем были введены разновидности цепи – большая и малая. Функционеры ордена этого времени, т.е. герольд, казначей и церемониймейстер, носили в качестве орденского знака лишь одну белую или красную розу.
В 1680 г., когда герцогиня Мария Иоанна была регентшей малолетнего Виктора Амадея II, она установила, чтобы в случаях, не предусматривавших ношения цепи, рыцари носили на левом боку на половине расстояния между плечом и поясом вышитое изображение Благовещения. Другим нововведением стало введение «Большого ордена» и «Малого ордена». Тогда же функционерам ордена было разрешено в качестве орденского знака носить знак ордена меньших размеров на голубой ленте слева на костюме. Цепь дозволялось носить только рыцарям. Герольд носил золотую медаль с изображением Благовещения в левой петлице платья.
В 1869 г. было официально утверждено использование большой и малой цепи. Большая цепь носилась в день Нового года, в праздник Благовещения, во время национальных и дворцовых торжеств. Вместе с большой цепью была учреждена нагрудная звезда ордена, которую следовало носить вместе с большой цепью. Звезда носилась на левой стороне груди. Во всех остальных случаях предписывалось носить малую цепь без звезды. Большая цепь после смерти обладателя, кроме редких официально разрешенных случаев, возвращалась родственниками усопшего Королю. Каждая возвращенная цепь регистрировалась в списке кавалеров ордена. В 1889 г. было установлено, что возвращенные большие цепи хранятся у казначея ордена.
Орденский костюм также претерпевал неоднократные изменения. Карл III Добрый постановил, что все рыцари должны носить плащи карминного цвета. Эммануил Филиберто изменил цвет с карминного на голубой, цвет савойского стяга, который вместе с изображением Мадонны сопровождал герцога во время войны. В 1639 г. Карл Эммануил II вернул мантии цвет близкий к первоначальному: на пурпурной мантии вышивались серебром и золотом языки пламени и розы, край украшался золотой надписью «F.E.R.T.»
Источник — Источник — G. Ravetto, P. Sezanne, P. L. Imbrighi. Gli Ordini Cavallereschi Italiani. 1997, И.Г. Спасский. Иностранные и русские ордена до 1917 г. 1963., P. Bander van Duren. Orders of Knighthood and Merit. 1995.
Выложил — Мэлфис К.