Борьба как вид спорта

В Древней Греции были хорошо развиты такие виды спорта, как палестрика, пятиборье, кулачный бой, панкратион и многое другое. Все они были направлены главным образом на совершенствование “боевых” навыков, тренировку тела и духа и общее физическое развитие.
По сути греков можно считать основателями современного спорта: не будь тогдашних олимпиад, не было бы и нынешних.

Палестрика

Палестрика

Палестрика – упражнения, выполняемые в палестре: тренировочном зале или площадке. Палестрика составляла основу и боевой подготовки, и соревнований cостязательно-спортивного характера, отвечающих понятию “спорт” гораздо в большей степени, чем например египетские соревнования. Именно этот аспект палестрики получил наибольшую известность.

Древнейшее из греческих единоборств – борьба. Сейчас классическую борьбу стали называть греко-римской. Это не так: в Элладе правила были намного более “вольными”, чем даже у египтян и тем более римлян. Например, подсечки напоминали скорее удар по ногам:

“Вдруг в подколенок ударил пятой и – подшиб ему ноги,
Навзничь его опрокинул…” (Илиада)

Также захват противника разрешалось сбивать ударом в руку или плечо. Болевые приёмы запрещались – и в этом отличие от Египта: правда, там боец, проведя такой приём, предлагал противнику сдаться, но при отказе со спокойной совестью ломал ему кости.
Конечно “запрещались” – не значит “были неизвестны”. На тренировочных площадках греки во всю отрабатывали удушающие захваты, удары головой и коленом. Греческие тренировки вообще заслуживают особого уважения: они подвергались серьёзной научной разработке с дозированием нагрузок, тренажем конкретных групп мышц и т.д.

Имитировались и экстремальные условия например, поединок намазанных маслом атлетов – для умения проводить захваты. Или, наоборот, в яме с сухим песком – чтобы освобождаться от захватов. В первом случае преимущество получал защищающийся, во втором – нападающий и для обоих это была хорошая подготовка к боевой ситуации.
Борьба, входившая в программу пятиборья отличалась высоким темпом и сводилась в основном к броскам. Позже она выделилась в отдельный вид – и тогда её оккупировали грузные, медлительные тяжеловесы с маховыми приёмами и захватами.

пятиборье в древней греции

Пятиборье

Пятиборье – “пентатл”- включало борьбу только на финишном этапе. Кроме неё в программу входил спринтерский бег, прыжки с отягощением (специальные гири- “гальтеры”), метание копья и диска на дальность.

Почти каждый вид соревнований (по-гречески “агон”) имел некоторое отношение к боевому искусству. Утяжелители при прыжке символизировали оружие. О копье и вовсе говорить незачем (метали его своеобразно: просунув два пальца в петлю специального ремня на древке, в броске придавали оружию вращение).
Даже диск раньше использовали в бою: при осаде крепостей на нём писали условия сдачи и перебрасывали через стену, а то и просто, как метательное оружие, бросали на пехотинцев в плотном построении, сминая ряды.

Явный победитель в трёх агонах мог не участвовать в оставшихся двух соревнованиях, или, по крайней мере, в последнем – именно в борьбе. Кого считать явным победителем решали судьи: значение имела не только дистанция прыжка или броска, но и красота, чистота движения.
Кроме того, нельзя было рассчитывать на победу в пентатле, если в одном из агонов проиграешь “позорно”- с большим отрывом. Это, а также перенос борьбы на последнее по счёту место, не давало возможности побеждать медлительным “силовикам”, cпособным одержать победу в трех последних агонах, но отсеивающихся ещё в двух первых. Эллинская эстетика в данном случае была важнее, чем механический подсчет очков и за это эллинов упрекать не приходится.
В пентатле поединок борцов проходил исключительно в стойке. Для победы было достаточно трижды заставить противника коснуться земли любой точкой тела, кроме ступни.



Итак, подлинно “Греко-римская” борьба имела отчетливый силовой уклон. Основанные на внутренней энергии приёмы, характерные для ряда восточных школ, ей неведомы. Но в своей области греки достигли идеала.

Например, великий борец Милон Кротонский (с ним связано много легенд, но это реальная личность) проделывал такие фокусы: становился на скользкий, смазанный жиром бронзовый диск – и предлагал всем желающим столкнуть его с места.
Никому из борцов это не удавалось. Равно как не удавалось разжать руку Милона, сжимающую плод граната. Чтобы доказать, что он держал гранат не силовой хваткой, Милон потом очищал с него кожуру и все видели: ни одно зёрнышко не помято. Никому не удалось также расцепить его пальцы, даже не сгруппированные в кулак, а собранные в фигуру, у каратистов носящую название “кейко”- “голова цыплёнка”. Даже борцы, пытавшиеся обеими руками захватить мизинец Милона -терпели фиаско.

Похоже, некоторые борцы, полностью овладев возможностями эллинского стиля, переходили с “механического” на “энергетический” уровень. Это подтверждает и их спортивное долголетие. Олимпийские игры проводились раз в четыре года, но кроме них, существовали и другие панэллинские состязания, заполнявшие промежутки между олимпиадами: Пифийские, Немейские, Истмийские игры… Особенную славу получали периодоники – то есть атлеты, побеждавшие на протяжение всего периода (от Олимпиады до Олимпиады включительно) во всех играх.
Милон, одержав первую победу в не очень молодом возрасте, становился периодоником шесть раз подряд!

Судьба Милона Кротонского в добавок служит иллюстрацией того, что физическое и умственное совершенство не разделимо: он был одним из лучших учеников философа Пифагора!
Да Пифагор ведь и сам успешно занимался палестрикой… Борец и философ, сливаясь в одной личности, давали неожиданный результат. А может быть, наоборот – вполне ожидаемый?
Впрочем, активное долголетие отличает многих греков, и не только борцов. Например воинскую службу эллины традиционно должны были нести до шестидесяти лет, причём даже старший “призывной возраст” сражался в одних шеренгах с молодежью.


Источник: нет сведений


Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
 
 
Также вас может заинтересовать:

Интересное

Перевязь на ламеляр (Византия)
Общий подсчет жертв инквизиции в Испании с 1481 до 1820 года

Наверх