В древности, лук в Японии был довольно не популярен и применялся крайне редко и только с наступлением периода Ямато (III-VII вв.) это оружие стало по-настоящему востребовано. Связано это главным образом с тем, что именно в это время, а если точнее то на рубеже IV и V веков, в Японию с континента были завезены лошади.
Их появление в корне изменило тактику сражений и основной силой армий стали не тяжеловооруженные пехотинцы, а всадники с луком, а так как лошадь во всем мире была привилегией людей с достатком, то конные лучники были в большинстве своем дворянского происхождения.
Древние луки «юми» были простыми, то есть были сделаны из одного куска древесины. Однако уже тогда сложилась та уникальная ассиметричная форма, которую нельзя найти более нигде в мире; две трети длины лука (36 обмотанных тростником участков по сравнению с 28-ю) находятся выше рукоятки и только одна треть — ниже.
Это позволяло конном лучнику держать большой лук в вертикальном положении и не задевать при этом за шею коня.
На протяжении X и в начале XIв. растущая доступность лошадей привела к дальнейшим изменениям в тактике боя, который теперь в значительной мере определялся умением воинов пускать стрелы на полном скаку, а в последний момент изменить курс, чтобы перегруппироваться.
Умение владеть луком стало считаться столь важным, что термин кюсэн-но-иэ стал означать «семья самурая», хотя буквально он означает «семья лука и стрел».
Лук, известный под общим термином юми, изготавливался всех размеров и форм и использовался для различных целей — войны, охоты, ритуала или спорта. Мы разберем главным образом большой боевой лук дайкю (или о-юми, не путать со стационарным арбалетом).
Его средняя длина 2,2 м, но некоторые известные экземпляры имели длину и все 2,5-2,8 м. Сила натяжения столь большого лука даже простой конструкции была весьма и весьма значительной.
Однако уже в начале периода Хэйан (794-1185гг.) дайкю стали дополнительно усиливать бамбуком на той стороне, которая дальше всего от стрелка, когда он натягивает лук. К середине этого периода лук был усилен ещё и дополнительной облицовкой бамбуком внутренней стороны древка.
В период Муромати (1333-1573гг.) деревянную основу лука стали покрывать бамбуком со всех четырёх сторон, а затем и делать почти целиком из бамбука. Вместо использовавшейся прежде деревянной сердцевины, теперь между лицевой и тыльной сторонами древка лука приклеивались перпендикулярно друг другу три или четыре бамбуковые планки, а дерево использовалось только в качестве оболочки по бокам. Всё вместе, это ещё более увеличило его мощность.
Полученный, уже сложный по конструкции, лук имел ненадёжные места — стыки с бамбуком; их приходилось укреплять, перевязывая волокнами ротанговой пальмы в разных местах.
Переплетения из волокна ротанговой пальмы и кожи создавали и рукоять. Однако только генерал тайсё мог носить лук, густо перевязанный по всей длине. Такой лук назывался сигэ-тоюми.
Лук, обмотанный витками красного тростника на чёрной основе, был известен как сингэто. В церемониальных случаях использовался лук нукигомэдо, сделанный из двух кусков соединённых короткой металлической рукоятью.
На концах плечи лука имели характерный изгиб, образуя рога, к которым крепилась тетива. Рога покрывались металлом и назывались отоканэ; при выстреле тетива ударяла по ним, издавая звук часто используемый для подачи сигнала. Например, когда утром императору требовалась вода для умывания, трое из его слуг подавали об этом сигнал, издавая звенящий звук на луках.
Для придания луку изгиба, мастера по изготовлению луков (юмиси) использовали большой деревянный блок с прорезями, называемый юдамэ, один конец которого лежал на полу (распорка от него упиралась в потолок), а другой был приподнят над землёй примерно на 0,5 метров.
Иногда на рога лука насаживались с помощью втулки два копейных наконечника длиной 7-10 см со втулкой, причём между втулкой и наконечником находилось наклонное плечо для закрепления тетивы. Эти наконечники назывались юми-яри («лук-копьё»), так как полученное оружие совмещало в себе возможности лука и копья.
Тетива лука, она называлась цу-ру (известная также как цура или цурао), делалась специальными мастерами (цура-саси) из растительной ткани, обычно из пеньки, китайской крапивы или шёлка (шёлк, как правило, использовался для церемониалььных луков), и покрывалась воском, чтобы поверхность была твёрдой и гладкой.
Тетива сильно различалась по качеству — от прочной, сильной тетивы для боевых луков, до мягкой и эластичной (кусунэ), используемой в основном для спортивных и охотничьих луков.
Верхний конец тетивы был обмотан красной шёлковой нитью, нижний — белой. Петли чаще всего не были частью тетивы. Их заменяли деревянные крючки или они делались из отдельных шнуров, как в Китае.
Верхняя петля имела и ещё дополнительную шёлковую петельку, чтобы тетиву можно было держать зубами, оставляя обе руки свободными для натягиваия лука.
Сила натяжения таких луков была очень велика. В некоторых случаях один человек не мог справиться с луком. Одним из способов оценить силу лука было — сосчитать, сколько надо человек, чтобы натянуть его.
Лук, тетиву на который можно было надеть только после того, как его согнут два человека, назывался саннин-бари.
Запасную тетиву гэ-эн носили в колчане, или на специальной камышовой или кожаной катушке цурумаки, часто богато украшенной.
Почти все традиционные луки покрывались лаком для защиты от влаги склеенных частей, чтобы они не ослабели. Самая популярная цветовая гамма — чёрный лук с красной обмоткой. Вне боя, в дороге или при хранении, лук для защиты помещали в завязывавшийся на концах матерчатый налуч.
Автор — Мэлфис К.
При написании статьи использованы материалы форума http://forum.gunblade.ru/, а также выдержки из книги «Вооружение самураев» К.С. Носова