Содержание
Новый тип фаланги, был создан отцом Александра Македонского — Филиппом II. Нуждаясь в хорошей армии, македонские цари давно хотели создать пехотные соединения, не уступающие по своей силе армиям крупнейших греческих полисов. Но такой возможности у них не было. Так как особенностью Македонии, в этот период, было отсутствие широкого слоя политов, т.е. граждан полисов, способных за свой счет приобрести тяжелое вооружение пехотинца-гоплита паноплию. Цари же Македонии не были столь богаты, чтобы вооружить всю армию за свой счет. Оригинальное решение, перевернувшее впоследствии всю тактику военных действий, принял Филипп II.
Из подвластных ему свободных крестьян и пастухов он создал македонскую фалангу, отличие которой от обыкновенной состояло в том, что полный набор защитного тяжелого вооружения было только у стоящих в первых рядах воинов, остальные были защищены куда проще. Успех в битве достигался более глубоким построением фаланги и применением вместо копья, пики — сариссы.
Поскольку первоначально длина сариссы не превышала трех метров, копье применялось и как метательное и как колющее оружие. После реформы длина сариссы возросла до 6-7 метров. Теперь сарисса стала использоваться в качестве основного оружия македонской фаланги. Это оружие стало символом македонской фаланги, поэтому воинов входящих в нее часто называли сариссофоры (несущие сариссу), в отличии от простых копьеносцев — аконистов
Однако, более правильное название македонских фалангитов — педзетайры, что означает «пешие друзья», по аналогии с гетайрами — просто «друзьями», отборным кавалерийским отрядом состоявшим из македонских аристократов.
Македонская фаланга представляла собой сплошную стену ощетинившуюся сариссами, ведь длинными копьями теперь могли действовать несколько рядов воинов сразу, к тому же и построены они были плотнее, чем воины обычной фаланги. Атака фаланги была столь сокрушительной, что устоять против нее, пока она была единым целым, не мог никто.
Основной сложностью для использования фаланги в бою была необходимость очень высокой выучки воинов, ведь любая ошибка приводила к разрушению строя, а, следовательно, и гибели всей фаланги, длинные копья которой становились в этом случае бесполезными. Набрать, вооружить, обучить и держать в постоянной боевой готовности почти 20000 фалангу было весьма непросто.
Александр усовершенствовал боевую тактику своего отца. Македонскую фалангу он стал строить углом, такое построение позволяло концентрировать силы для атаки правого фланга противника, традиционно слабого в армиях того времени.
В эллинистических государствах Птолемеев, Селевкидов и Антигонидов македонская фаланга была одним из главных составляющих всей армии. Изменения, в этот период, в организацию фаланги были внесены, в основном этнические, т.е. за неимением достаточного количества македонян, в ее состав включали местное — азиатское население. Так, например, в битве при Рафии, фаланга состояла из египтян.
Македонская фаланга делилась на таксисы (полки) по 1500 педзетайров, в каждом. Командовал таксисом — таксиарх. На момент смерти Филиппа II в 336 г. до н.э. таких таксисов в македонской армии было 12. Александр, отправляясь на войну с Персией, взял с собой ровно половину, оставив остальные для охраны Македонии, под командованием Антипатра.
Кроме педзетайров в македонскую фалангу входил еще и, гораздо меньший по численности, отряд отборных воинов — гипаспистов (щитоносцев). Это был элитный отряд. Гипасписты были вооружены немного легче, чем педзетайры и были весьма маневренны. Особенно удачно гипасписты действовали в условиях пересеченной местности, из них же формировали подразделения личной охраны царя и его приближенных.
Перед походом в Индию Александр на базе фаланги создал еще одно элитное подразделение — аргираспистов (среброщитых). После смерти Александра аргирасписты участвовали в войнах диадохов и запятнали себя предательством: выдав Эвмена — Антигону.
Однако слава этого подразделения была так велика, что украшать щит серебром стало впоследствии традицией, так в армии Селевкида Антиоха IV большая часть фаланги имела такие щиты.
Гетайры, или как их часто называют в литературе — (г)этеры, что в дословном переводе с греческого это означает «друзья», составляли основную ударную силу македонской конницы. Гетайры были облачены в добротные панцири и шлемы, в правой руки у них была сарисса, в левой щит, их боевых коней так же защищала броня. Атака этой тяжелой конницы не редко решала исход битвы, как это было, например при Херонее в 338 г. до н.э. Поэтому часто неправильно гетайров называют конной фалангой.
В армии Александра было почти 1600 гетайров, разбитых на 8 ил (эскадронов) по 200 всадников в каждом. Ил состоял из аристократов проживающих в одном районе, а командовал ими глава местной знати — иларх. Первый ил — «царский» или, как его еще называют «царская агема», состоял из самых близких к царю аристократов и шел в бой по его командой. Традиция лично вступать в битву во главе своей конной агемы, обычно выстраиваемой на правом фланге, сохранялась на протяжении всей эллинистической эпохи.
В македонской армии Александра существовали и другие, кроме перечисленных, подразделения, продолжившие свою боевую жизнь в период эллинизма. Например, пелтасты, сочетавшие качества тяжелой и легкой пехоты. Они были вооружены дротиками и короткими мечами, их защитное вооружение состояло из шлема, панциря и легкого кожаного щита-пелты, по которому они и получили свое название.
Диммахи (двоеборцы) — всадники вооруженные по подобию пелтастов, вступающие в бой, как в конном, так и в пешем строю. Гиппотоксоты — конные стрелки из лука, гиппоконтисты — всадники вооруженные пиками и т.д.
Большое распространение в эллинистическую эпоху получили этнические контингенты: фракийцев, галатов, тарентинцев и т.д. — вооруженных и сражающихся по своим национальным обычаям. Обычно такие подразделения использовались, как вспомогательные.
Начиная с битвы при Гидаспе, в войнах эпохи эллинизма, начинают действовать боевые слоны. Как известно, слоны обитают в двух местах планеты в Африке и в Индии, эти популяции разняться между собой и поэтому обычно в литературе указывается о каких именно слонах идет речь. Древние авторы сообщают нам, что индийский слон, гораздо лучше подвергался дрессировке, нежели африканский, однако современная наука оспаривает это утверждение.
Несмотря на грозные размеры слон имеет довольно чувствительную кожу, и поэтому легко уязвим. В связи с этим тело слона закрывали защитные доспехи. На спине слона располагалась башня с четырьмя стрелками. На шее находился погонщик с долотом и молотом, чтобы разбить голову животному, если оно от испуга двинется, в другую сторону, против своих. Бивни слона удлиняли мечами, а его самого перед битвой доводили до безумия напоив смесью вина и перца.
Особенно часто использовали боевых слонов Селевкиды, получая их из Индии. Это животное было даже увековечено на их монетах. Селевк I, получивший из Индии 500 слонов, носил прозвище элефантарха («повелителя слонов»). Эпирский царь Пирр водил своих слонов в Италию.
Использовались в эллинистическую эпоху и боевые (серпоносные) колесницы. Это были колесницы запряженные парой одетых в броню коней, главную опасность в которых составляли острые клинки прикрепленные к осям колес. Хотя это оружие и считалось устаревшим, иногда его удачное использование приносило победу.
Как это, например, произошло в битве стратега Митридата Евпатора с вифинцами: «Архелай заметил, что они собрались с силами, он перешел в наступление и, сильным натиском бросил против вифинцев колесницы с косами, стал их рубить и рассекать кого на две, а кого и на много частей. Это обстоятельство повергло в ужас войско Никомеда, когда они увидали людей, разрезанных пополам и еще дышащих, или растерзанных в куски, а их тела повисшими на колесницах. Вследствие отвращения перед таким зрелищем, скорее, чем вследствие поражения в битве, они в ужасе смешали свои ряды» (Аппиан).
Греческое слово «диадохос» (диадох) в дословном переводе означает — преемник, наследник, так по устоявшейся еще в античную эпоху традиции называют полководцев боровшихся между собой за раздел империи Александра Македонского. Обычно, как диадохов определяют: Птолемея Лага, Антигона Одноглазого, Селевка I, Лисимаха, Эвмена, Пердикку, Антипатра, Кратера, Полисперхонта, Кассандра, Деметрия Полиоркета. Концом эры диадохов считается битва при Ипсе, после которой идея сохранения единой македонской державы рухнула окончательно.
«Эпигоной» (эпигон) — переводиться как «родившейся после», потомок. В современном русском языке это слово приобрело пренебрежительный оттенок, но в древности его не было и термин эпигон употреблялся без какого-либо подтекста. Эпигонами называют эллинистических владык второго и третьего поколения, воевавшими между собой в первой половине III в. н.э. — Птолемея II, Птолемея III, Антиоха I, Антиоха II, Антигона Гонанта, Деметрия и ряд других.
[sign author=»ageageiron.ru» source=»по материалам сайта ifni.ru, Гуленков К.Л.»]