Содержание
История древнего Египта немыслима без греческого влияния, что и не удивительно. Во-первых, отважные мореходы и солдаты-наемники Греции, посещали южный берег Средиземного моря уже в VII — VI вв. до н.э., а во-вторых, после завоевания Александром Македонским, управление Египтом досталось Птолемею Лагу — сподвижнику Александра. Именно Птолемею предстояло встать во главе династии, ещё долгих 3 века правившей Египтом.
Птолемей Лаг, или Птолемей I был талантливым полководцем и блестящим политиком. Об его способностях говорит даже тот факт, что из всех диадохов («наследников» Александра), он оказался единственным, кто умер естественной смертью и передал власть сыну — Птолемею II (правил в 283 — 246 гг. до н.э.), которого впоследствии прозвали Филадельфом.
В царствование первых двух Птолемеев сложилась своеобразная форма отношений между завоевателями и местным населением, оформились податная организация и административный аппарат. Все эти разнообразные стороны хозяйственной и социальной жизни Египта регулировались целым рядом постановлений и указов.
20-е годы III в. до н.э. были временем наивысшего политического могущества царства Птолемеев. В этот период Египет являлся грозной империей, которая господствовала в Эгейском море и в восточной части Средиземного моря. Уже Птолемей I владел, помимо Египта, Киренаикой, Кипром, Палестиной, Южной Сирией. При его ближайших преемниках господство Птолемеев распространяется на южную и западную часть Малой Азии, побережье Фракии и Геллеспонта, а также на острова Эгейского моря. В птолемеевском Египте полисы играли значительно меньшую роль, чем в монархии Селевкидов.
Во все периоды истории Древнего Египта главным условием развития и процветания экономики являлось орошение. От ежегодных разливов Нила зависело благополучие египетского населения. Развитие ирригационной сети являлось одной из важнейших функций деспотической власти фараонов и эллинистических царей.
Первые Птолемей были заинтересованы в расширении вывоза хлеба, а также в обеспечении греческих колонистов землей. Поэтому они энергично взялись за расширение и улучшение оросительной системы и увеличение посевной площади. Мелиорационные работы приняли наиболее широкий размах в Фаюмском оазисе, где болотистые пространства были превращены в плодороднейшие земли. В Фаюме были вынуты тысячи кубометров земли, сооружены новые каналы и плотины, основаны десятки новых поселений.
Некоторый прогресс наблюдается в технике сельскохозяйственного производства Египта этого времени. Помимо старинных приемов орошения, ручным способом или при помощи шадуфа, появляется более сложное приспособление — “сакие”. Оно представляло собой сооружение, состоящее из вращающегося вертикального вала, с которым было скреплено несколько зубчатых колес. На этих колесах укреплялись бадьи, которые при вращении вала зачерпывали воду и выливали ее на более высоко расположенную террасу. Вал приводился во вращение тягловой силой животных.
Среди сельскохозяйственных культур все большее значение приобретала пшеница, которая составляла около 80 процентов зерновых культур. Тщательная прополка посевов, постоянное наблюдение за ирригацией, подбор лучших сортов семян давали возможность в некоторых местностях собирать два раза в год высокие урожаи.
Также практиковались смена культур, правильный севооборот при двух- и трехпольной системе. Большую роль в севообороте играли бобовые растения — арак, чечевица, горох, бобы. Расширялись посадки плодовых деревьев. Значительное развитие в эллинистический период получило скотоводство.
Наряду с сельским хозяйством в Египте продолжало развиваться ремесло. Ремесленная техника в ряде отраслей производства улучшилась. Усилилось разделение труда, изменились формы его организации. Ведущими остались те отрасли ремесла, которые имели в Египте многовековую историю развития — ткачество, обработка металлов, керамическое производство, изготовление папирусов, обработка кожи, выделка стеклянной посуды, которая начала частично вытеснять глиняную.
Большого мастерства египетские ремесленники достигли в изготовлении льняных, шерстяных и шелковых тканей. Крупными центрами ткацкого ремесла были города Александрия, Мемфис, Коптос, Гераклеополь, Крокодилополь, Фивы, Панополь. Александрийская стеклянная посуда, цветная и прозрачная, получила широкую известность за пределами Египта.
В конце IV — начале III вв. до н.э. в странах Восточного Средиземноморья наступил хозяйственный подъем, который привел к оживлению обмена и развитию денежного обращения. Египет занял ведущее положение в торговле наряду с царством Селевкидов и островом Родос.
В обширных земельных владениях и многочисленных мастерских производилось огромное количество продуктов, которые направлялись на рынок. Александрия — крупнейший центр городской жизни Египта — нуждалась в снабжении продовольствием и, в свою очередь, вывозила изделия своих ремесленников.
Преимущественное положение в международной торговле стремилось завоевать каждое из крупных эллинистических государств. Египет ощущал нужду в строевом лесе Финикии, в металлах Малой Азии и в изделиях Эллады. В Египет периодически направлялись оттуда большие партии рабов, строевой лес, медь, пурпурная краска, мрамор, вино, мебель, скот. На изделия египетских ремесленников — стеклянную посуду, льняные материи, мази, папирус и зерно — ощущался большой спрос во всех средиземноморских странах.
Египет издавна поддерживал обмен с южными соседями — Эфиопией (Нубией) и Суданом. Птолемеи систематически посылали в Эфиопию особые экспедиции для охоты за слонами. Оттуда же доставляли ценные сорта дерева, золото, рабов. Торговля нередко сопровождалась набегами и захватом добычи. Одновременно успешно развивалась караванная торговля Египта с Аравией и морская торговля с Индией.
В годы правления Птолемея II канал вновь соединил Средиземное море через Горькие озера с Красным морем. На побережье Красного моря были основаны новые гавани — Миос-Гормос и Береника. Тогда греки еще не решались пересекать это море и выходить в открытый океан. Поэтому посредниками в торговле Египта с Индией были южноарабские купцы, которые транспортировали оттуда слоновую кость, ароматические вещества, ткани и другие товары.
Птолемеи чеканили монеты из золота, серебра и меди, так как развитие обмена требовало налаженного монетного дела. В начале своего правления Птолемеи I чеканил монету по аттическому образцу. Однако позднее он перешел к чеканке монет родосского и финикийского типа, так как торговля с Родосом и Финикией играла для Египта особенно большую роль.
Главной единицей в денежной системе Египта была серебряная тетрадрахма. Внутри страны в широком обращении была и медная монета. Хозяйственному обороту способствовала целая сеть государственных касс, так называемых “трапез”, в Александрии, в административных центрах округов, так называемых “номов”, и даже в деревнях, так называемых “комах”.
Рабский труд в Египте применялся в горном деле, в ремесле и в сельском хозяйстве. Особенно тяжела была участь рабов, работавших в рудниках и каменоломнях. В сходном с ними положении находились государственные должники и преступники. Труд рабов применялся также в больших имениях. У собственников средней руки — чиновников, военных колонистов — число рабов также было довольно велико. Например, некий воин Лептин владел 16 рабами.
Крупными рабовладельцами являлись храмы, которые получали значительные доходы от труда храмовых рабов, так называемых “иеродулов”. Сохранились специальные указы Птолемеев о регистрации рабов, запрещении вывоза их из Египта, о розыске и наказании беглых рабов. В завещании и в брачных контрактах рабы упоминались как вид имущества. Работорговля занимала видное место в торговых операциях.
Наряду с развитым рабовладением Египту, как и другим эллинистическим государствам, были свойственны и старинные формы рабства — самопродажа свободных людей, долговое рабство. Представители правящей верхушки Египта обращали в рабство в Сирии и Палестине множество лаой. Это явление приняло настолько крупные масштабы, что вызвало вмешательство правительства, которое было заинтересовано в сохранении налогоплательщиков. В 261 г. до н.э. Птолемеи II издал указ, который запрещал покупать или брать в залог лаой.
В документах эллинистического времени земли Египта делились на несколько разрядов по степени их плодородия, по доходности и с точки зрения владельческих прав. По характеру владения основной разряд составляла “царская земля”, которая находилась в непосредственном ведении царской администрации.
Юридически царь являлся единственным собственником всей земли. В сущности, вся земля Египта являлась царской, но из нее выделялись категории земель, которые отличались от собственно царской земли. Это были “уступленные” земли — в их состав входили земли храмов, клерухов, “дарственная земля”. Земля храмов считалась принадлежащей богу, но государство сохранило верховные права и на эту землю так же, как и на участки воинов.
Дарственными землями владели высшие представители знати. Наконец, по отношению к некоторым земельным участкам устанавливалось более прочное владение, например, в тех случаях, когда частные лица на необработанной ранее земле производили посадки плодовых деревьев или виноградной лозы. Развитие земельных отношений происходило в направлении роста уступленной земли, ее постепенного выделения и расширения за счет царской земли.
Лаой, или “царские земледельцы”, как их называли в Египте, являлись основными работниками в сельском хозяйстве. Крупное землевладение сочеталось с мелким землепользованием. На царской земле, в крупных имениях частных владельцев и храмов практиковалась раздача мелких участков земли царскими землевладельцами. Их отношение к государству и частным лицам формально представляло собой наследственную договорную аренду.
Все сельскохозяйственные работы контролировала и регулировала царская администрация. Она указывала, чем и когда крестьянин должен засевать свой участок и следила за выполнением работ. Когда урожай был собран, царские земледельцы были обязаны уплатить государству так называемую арендную плату натурой и все другие причитающиеся с них сборы.
Земледельцы сохранили свою общинную организацию. В ее существовании правительство было заинтересовано по фискальным соображениям. Община отвечала за исправное несение ее членами государственных повинностей. Члены общины не имели права оставить свою работу и переселиться в другую местность. Покинувшие свои комы подлежали принудительному возвращению.
Занятие земледелием обычно передавалось от отца к сыну. Царские земледельцы в принудительном порядке привлекались к ежегодным работам по ремонту каналов и плотин. За счет местного населения происходило снабжение царя и его многочисленных чиновников во время их поездок. Царские земледельцы не подлежали обычной юрисдикции. Их дела разбирала местная администрация в лице так называемых экономов.
Население комы не было однородным. Рядом с земледельцами, арендовавшими участки царской земли, жили бедняки, которые не вели никакого самостоятельного хозяйства, работали поденщиками и использовались на государственных работах. Рядом с бедными египетскими воинами, “махимой”, жили сравнительно зажиточные “катэки”.
Положение ремесленников, которые работали в царских мастерских, во многом напоминало положение царских земледельцев. Они также подлежали административной юрисдикции и были прикреплены к мастерским. Их деятельность также на каждом шагу контролировалась администрацией. Наряду с крупными мастерскими, которые находились в руках царской администрации, жрецов и владельцев дарственных земель, существовало много мелких ремесленников, которые работали в небольших мастерских или брали работу на дом. Ремесленники объединялись в союзы, члены которых сходились на общие обеды, имели своего бога-покровителя и платили взносы в общественную казну.
Эллинистические цари расширили и усовершенствовали унаследованную от фараонов систему государственного хозяйства, наибольшее значение, в котором имело сельское хозяйство. В казну шли многообразные денежные и натуральные поступления от населения царской земли и от населения других категорий земель. Всем землям и тому, что производилось на них, велся строгий учет с фискальными целями.
Ежегодно составлялись обширные земельные описи, в которых отмечались состояние земель, размеры участков, их качество, имена владельцев, доходность и характер культур. Особенно строго регламентировались зерновое хозяйство и посевы масличных культур. Назначались специальные лица — “генематофилаки” (“стражи урожая”), которые следили за тем, чтобы ни один колос не ушел от государственного обложения.
Собранное зерно поступало в царские склады и затем отправлялось по Нилу в Александрию, откуда в громадных количествах вывозилось почти во все средиземноморские страны. Другой доходной статьей была сдача в аренду земледельцам царского скота и пастбищ.
Огромное значение в государственном хозяйстве имела система откупа — аренды у государства частными лицами тех или иных доходных статей. Эта система применялась в сельском хозяйстве и ремесле, в использовании различных доходных должностей и при организации сбора податей. Предпочтение отдавалось тому, кто предложит большую сумму.
Нередко образовывались целые компании откупщиков, которые соединяли для этой цели свои средства. Царские чиновники зорко следили за тем, чтобы деятельность откупщиков не принесла какого-нибудь ущерба казне. В птолемеевском Египте несравненно большее значение, чем в фараоновском, приобрели государственные монополии, которые позволяли царю концентрировать в своих руках доходы многих отраслей ремесленного производства.
Так, при введении монополии на производство растительного масла Птолемеи отобрали оборудование у всех мелких маслоделов. Теперь масло изготовлялось в царских эргастериях. Об организации и снабжении сырьем и рабочей силой эргастерий заботились специальные государственные чиновники — так называемые “экономы”. Продажа масла была строго монополизирована. Право продажи масла по определенным ценам отдавалось на откуп мелким торговцам, которые должны были выручку доставлять эконому. Монополизированы также были трапезы (кассы), рудники и каменоломни, производство сукна, папируса, пива, пряностей, парфюмерии, поташа, золотых вещей, приготовление красок.
Податная система в государстве Птолемеев была очень сложной. Существовали различные группы налогоплательщиков, которые заметно отличались друг от друга по своему хозяйственному и юридическому положению. Были налоги, общие для всех, и налоги, выплачиваемые сравнительно узкими категориями населения, налоги постоянные и временные, прямые и косвенные. Налоги взимались как в натуральной, так и в денежной форме, причем постепенно увеличивалось значение денежной формы налога. От поголовной подати были освобождены лишь привилегированные группы — “эллины” и жрецы.
Основной доход с земли поступал в царскую казну в форме арендной платы с царских земледельцев. Но существовали и собственно земельные налоги и ряд мелких сборов, связанных с земледельческими работами — особые сборы на поддержание в исправности ирригационных сооружений, за использование гумна, за просев муки в царском амбаре, за измерение земли.
Сбор с виноградников и плодовых посадок в размере одной шестой части урожая поступал в денежной форме. Он носил название “апомойры”. Кожевники, ткачи, золотых дел мастера и красильщики платили за право занятия ремеслом, а также процент с выручки. Существовал также ряд налогов местного и специального характера. Например, в Фаюме собирали налог для кладбища крокодилов, так как крокодил здесь считался священным животным.
Население Египта содержало обширный бюрократический аппарат Птолемеев. Существовали особые сборы на оплату расходов канцелярии, на содержание стражников. Кроме прямого обложения, обильным источником доходов служило косвенное обложение. На севере — в Пелусии и Александрии и на юге — в Элефантине были устроены таможенные станции. Товары, ввозимые в Египет и вывозимые из него, нередко облагались высокими сборами. Существовали и внутренние пошлины. В некоторых пунктах, например, в Гермополе, стояли отряды, которые следили за провозом товаров.
Большую роль в постоянных военных столкновениях и политических событиях конца IV — начала III вв. до н.э. играла армия. По сравнению с другими эллинистическими государствами Египет находился в довольно выгодном положении — воинов привлекали сюда надежда на хорошее вознаграждение, перспектива приобретения земельных наделов в богатой стране.
Земля являлась основным средством обеспечения военной службы в Египте. Система наделения воинов земельными участками применялась в Египте и государствах Передней Азии еще во II тысячелетии до н.э. Участки предоставлялись воинам не в полную собственность, а лишь как временное и условное владение. Основы этой системы с некоторыми изменениями сохранились и в эллинистическом Египте. Прежде всего изменился этнический состав армии. Местные воины — “махимой” — потеряли прежнее значение и оказались в худшем, чем прежде, положении. Наделение воинов различных разрядов землей было тесно связано с экономической и социальной политикой Птолемеев.
Крупные военачальники получали в качестве дарственных земель большие имения. Военачальники низших рангов и простые воины обеспечивались наделами от 5 до 100 арур. И если клерухи с наделами в 5 — 7 арур являлись теми же крестьянами, то катэки, которые составляли высший слой военных колонистов, были владельцами сравнительно крупных участков и нередко применяли в своем хозяйстве труд царских земледельцев.
Одним из центров военной колонизации был Фаюм. Далее шла линия военных поселений от Мемфиса к югу. Предоставляемая воинам за их службу земля в III в. до н.э. оставалась в принципе царской и могла быть отобрана царем. Помимо земли воины обычно получали скот и семена. Размещались они в домах местных жителей. Вопрос о постое стоял очень остро и приводил к столкновениям между воинами и местным населением. Военные колонисты вносили элемент насилия и произвола в жизнь египетской деревни.
Главной опорой Птолемеев в Египте были крупные землевладельцы, наемники и военные колонисты. По своим социальным интересам к ним примыкало и египетское жречество. В некоторых отношениях Птолемеи урезали самостоятельность жречества, однако поддерживали его как социальную силу, проявляя исключительную щедрость. Надписи неоднократно сообщают о даровании Птолемеями земли вместе со всеми доходами местным божествам.
Уже при Птолемее I был установлен культ нового бога — Сераписа, который соединил в себе черты важнейших божеств греков и египтян. Почитание Сераписа вскоре широко распространилось среди египетского и греческого населения.
Египетские храмы оставались крупными хозяйственными центрами. Областью крупного храмового землевладения была Фиваида. Храмы Гора и Эдфу, Исиды на острове Филы располагали тысячами арур. Кроме “священной земли” храмы использовали и ту землю, которую верующие, например, клерухи, посвящали богу, и иногда еще приарендовывали более или менее крупные участки царской земли.
Храмы обладали привилегиями и в области ремесленного производства, например, правом на выработку сезамного масла, считавшегося монополией государства, на изготовление особых тканей. Жрецы получали денежное пособие из казны и собирали с верующих обильные приношения. В эллинистическом Египте жречество представляло собой многочисленную и стройно организованную корпорацию. Во главе храма стоял “архиерей”, или “эпистат”, который представлял местное жречество в сношениях с правительством. Жрецы периодически собирались на съезды, так называемые “синоды”. Храмы сохраняли некоторые особые права, как, например, право убежища.
Птолемеи быстро освоили государственные традиции царства фараонов. Они использовали их налаженный аппарат и учение о божественном характере их власти. Уже при первом Птолемее культ Александра распространился по всему Египту. Затем Птолемеи обожествил свою жену Арсиною, которая умерла в 270 г. до н.э. Культ Арсинои поглощал денежную подать — аломойру.
Последующие Птолемеи приобщались к богам вскоре после вступления на престол. Но царский культ не только восходил к традиционному культу фараонов, который был унаследован новыми правителями Египта. Отчасти он являлся сознательным политическим приемом правительства, при помощи которого легализовалась и укреплялась власть македонской династии.
Египет Птолемеев являлся сильным централизованным государством. Царь обладал всей полнотой власти. В организации управления вековая египетская бюрократическая традиция сочеталась с эллинистическими принципами управления. Опираясь на греческое право, Птолемеи развили интенсивную законодательную деятельность.
Крупные и мелкие чиновники усердно писали, переписывали и рассылали законы, распоряжения, жалобы. Делопроизводство велось на греческом языке. Выработался особый канцелярский стиль и сложная терминология. При дворе Птолемеев сохранились традиции времени Александра Македонского — здесь тщательно вели “царский журнал” и обширную царскую корреспонденцию. Существовал ряд высших придворных должностей — “родственников”, “равных по почету родственникам”, “первых друзей”, “равных первым друзьям”, “друзей”, “преемников”.
Вершиной административной иерархии являлась должность “диойкета” — управляющего хозяйством и финансами. Он ведал царской казной, учетом хозяйственных ресурсов, учетом и сбором поступлений, контролем расходов. Вся его деятельность была посвящена чисто фискальной цели — пополнению царской казны. Диойкет был первым сановником в государстве, и если это был способный и энергичный человек, то он становился почти всемогущим.
За исключением трех греческих городов, весь Египет представлял собой хору — это были сельские местности и поселения городского типа, не имевшие самоуправления. В управлении хорой отсутствовала четкая система. Хора сохранила древнее деление на номы, которые во многом удержали прежнюю обособленность.
Ном делился на несколько “топархий”. В состав топархий входили (как низшая единица) комы. Функции прежних номархов перешли к стратегам, которые стали во главе управления нома. Секретарь, который ведал всем делопроизводством нома, назывался царским секретарем. Соответствующие должностные лица имелись также в топархиях и комах. Назначение на все эти должности зависело от диойкета.
Деятельность должностных лиц в номах была тесно связана с деятельностью финансовых чиновников, которые также подчинялись диойкету. Главным должностным лицом по финансовому управлению в номе был эконом с обширными полномочиями. Эконом должен был заботиться об увеличении царских доходов, об улучшении сельского хозяйства, о благоустройстве царских земледельцев, выслушивать их жалобы, следить за состоянием ирригации в номе, проводить ремонт каналов и плотин. На него же возлагался контроль за работой ткацких мастерских и маслоделен, за торговлей, за сдачей доходных статей на откуп. Деятельность эконома проверял контролер.
В административном центре находилась касса (трапеза) во главе с трапезитом, который принимал поступления от плательщиков налога, от откупщиков. Там же находился и номовый склад зерна (“тесавр”), которым ведал “ситолог”. И трапеза и тесавр имели отделения в номах и в местечках. Трапезиты и ситологи, как и весь многочисленный административный персонал, представляли собой людей, которые целиком зависели от царя и получали из казны плату деньгами или натурой.
В судебных организациях наряду с греческим правом отчасти сохраняло свое действие и право древнеегипетскoe. Существовали различные суды для египетского и греческого населения, для полисов и хоры. Тяжбы, в которых участвовали и египтяне, и греки решались в общем судилище. Большое значение в царстве Птолемеев получила административная юрисдикция, которая распространялась на значительную часть населения.
Древние административные и религиозные центры Египта — города Мемфис, Фивы, Гермополь, Гераклеополь — продолжали существовать и в эллинистический период. Многие египетские города также являлись торгово-ремесленными центрами. Однако они не пользовались правом самоуправления.
В Египте существовало лишь три полиса (по греческому образцу) — Александрия, старая греческая колония Навкратис и основанная Птолемеем I в Верхнем Египте Птолемаида. Эти полисы не принадлежали к хоре и не входили в управление нома. Их граждане — привилегированный слой наиболее зажиточного городского населения — составляли городскую общину и объединялись в филы и демы.
В столице государства Александрии городской совет отсутствовал. Здесь помимо македонян и греков проживали также финикийцы, критяне, иранцы, фракийцы, выходцы из Малой Азии, иудеи и сирийцы, а также египтяне. Это многочисленное разноплеменное население, за исключением египтян, лишенных каких-либо политических прав, объединялось по этническому признаку в своеобразные общины с некоторыми органами самоуправления — “политевмы”, независимые друг от друга и подчиненные царской администрации. Степень самоуправления “политевм” была неодинакова.
Александрия являлась крупнейшим эллинистическим городом древнего мира, резиденцией царского двора, центром ремесла, торговли и культуры. Город был удачно расположен на важных путях сообщения. Географ Страбон писал: “Это единственное во всем Египте место и для торговли на море, благодаря его превосходной гавани, и для торговли сухопутной, потому что все легко свозится по реке и собирается в таком пункте, который представляет наибольший в мире рынок”.
В александрийские гавани заходили сотни кораблей со всех концов эллинистического мира. На острове Фарос, с которым Александрия была соединена длинной насыпью, зодчим Состратом Книдским был выстроен знаменитый маяк высотою около 120 метров. В древности этот маяк считался одним из чудес света.
Александрия была построена выдающимся архитектором Дегинократом из Родоса по стройному плану Длинные прямые улицы не были похожи на улицы старых греческих городов. Александрия делилась на пять кварталов. В царском квартале были расположены дворец Птолемеев, театр, Мусейон, библиотека, гробница Александра. В городе было множество садов, храмов, парков, бань. Далеко за стенами города тянулись сады, огороды и усадьбы богатых александрийских граждан.
Александрия являлась величайшим культурным центром эпохи эллинизма. В ней жили и работали выдающиеся ученые, поэты, художники и архитекторы того времени.
[sign author=»ageageiron.ru» source=»История Древнего мира. Древний Восток. Египет, Шумер, Вавилон, Западная Азия. / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. — Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. — 832 с. ISBN 985-433-718-9 «]