Сайт рекомендован для аудитории 16+

Ткани и цвета Древнего Рима



Ткани и цвета на улицах Рима

одежда древних римлянПростое население Рима — рабочие, ремесленники, крестьяне и рабы, обычно носили одежду преимущественно коричнево-желтых цветов некрашеной овечьей шерсти, да темные, не маркие туники. Чистые цвета здесь практически не встречались.

Более богатые граждане могли позволить себе ткани, окрашенные натуральными красителями красного, фиолетового, зеленого и реже, синего цвета, которые в то время стоили баснословно дорого и завозились издалека.
Однако стремление выставить своё богатство напоказ, выражавшееся в злоупотреблении яркими, кричащими цветами и тканями, всегда порицалось в обществе. Примером чему служат например спесивые и наглые литературные персонажи, главным цветом одежды которых является красный.
Осуждалась также пестрота костюма, воспринимающаяся как противоположность римскому вкусу и традициям, как нечто варварское.

Цветовое «деление» римлян

Приверженность традициям, столь свойственная римскому обществу, ко всему, разделяла цвета костюма по принадлежности к определенном группам. Так например зеленый цвет считался чисто женским и если мужчина не взирая на это продолжал носить одежду этого цвета, он таким образом заявлял о своих «зеленых нравах» (galbini mores), что в те времена было равнозначно тому же, что нынче называют — «голубыми».

Оранжевый цвет, цвет покрывала невесты, так же не приличествовал мужчине — позволить себе так одеваться могли только развращенные и изнеженные индивиды. В отношении женщин, никаких «цветовых» ограничений не существовало.

Сенаторы и магистры ярко выделялись в толпе за счет своих снежно-белых тог, хорошо различимы были и жрицы-весталки, одеяние которых очень напоминало средневековое одеяние монаха: на голову, обвитую шерстяными, в форме валиков повязками — infulae, надевалось головное покрывало спадающее на плечи. Картину дополнял круглый медальон — bulla на груди, и белая туника подпоясанная веревкой.

Одежда других жрецов и жриц практически повторяла обычную городскую одежду римлян, на небольшими различиями.
Например фламины носили островерхую шапочку, в которую была воткнута оливковая веточка с шерстинкой, а фламиники (соответственно жены фламинов) — особую пирамидальную прическу, причем волосы в ней были переплетены пурпурной шерстяной лентой. В их головной платок также втыкалась веточка гранатника.

Как уже упоминалось, основным материалом для одежды в древней Италии была шерсть, из которой ткали и туники, и тоги, и плащи. Шерсть очень удобна — она плохо пропускает влагу, но хорошо сохраняет тепло, тем более в южной Италии коз разводили повсеместно.

Лен в Италии также был очень распространен, однако он в основном шел на паруса и тенты обеспечивающие защиту от дождя. Делали из него и различные ловчие сети.
Льняную одежду носили жрецы Исиды, и женщины идущие в её храм. Широкое распространение ткани из льна получили только в эпоху поздней империи.



Косские одежды и китайский шелк

В I в. до н.э. римляне познакомились с «диким шелком», и одеждами из него, которые с давних пор изготавливали жители острова Кос. По месту производства, такая одежда называть «косской».

Легкие, расшитые золотыми нитями, эти пурпурные одеяния встретили бурный восторг у римских «модниц» и такие же бурное негодование в остальном римском обществе — «Можно ли назвать одеждой то, чем нельзя защитить ни тела, ни чувства стыдливости… их достают за огромные деньги, чтобы наши матроны показывали себя всем в таком же виде, как любовникам в собственной спальне» (Сенека).

Однако буквально через 100 лет после появления «косских» тканей, в Рим стали привозить и настоящий, китайский шелк, почти мгновенно вытеснивший «конкурентов» с рынка.
Этот шелк был очень дорог, настолько, что для ухода за ним наиболее богатые женщины стали заводить специальных рабов, а сами ткани распускались и ткались заново, но уже с вплетением в них льняной или хлопковой пряжи.

«Полушелковая» материя быстро вошла в моду — даже не смотря на бытовавший одно время запрет её ношения среди мужчин, и долго ещё оставалась в цене — практически до III в. н.э., когда чистый шелк смог наконец получить в Риме широкое распространение.

Выложил — Мэлфис К.
Источник — Компиляция из разных источников