Марк Порций Катон Старший, оставил для потомков ценнейший труд «De agricultura», т.е. «Земледелие», где среди прочего дал подробный список одежды, которой приличный хозяин должен снабжать своих рабов.
Практически со стопроцентной вероятностью, можно предполагать, что сей список можно рассматривать не только в отношении рабов, но и в отношении местных крестьян, жизнь которых в подавляющей массе, ничем не отличалась от жалкого рабского существования.
Первым номером у нас идет туника — длинная рубаха с короткими, даже не доходящими до локтя рукавами, и плотный плащ-сагум, предоставляющий хорошую защиту и от дождя, и от холода.
Туника была проста в изготовлении, не стесняла движений и обеспечивала телу защиту от летнего зноя и зимнего холода, в то же время позволяя тел дышать.
Одевалась она через голову и изготовлялась максимально просто — два полотнища сшивались вместе, оставляя отверстие для головы. Иногда у туники имелся только левый рукав, чтоб правая рука оставалась полностью свободной, а оба полотна прихватывались на правом плече застежкой, превращая её таким образом в эксомиду — обыкновенную одежду греческого ремесленника.
В отличии от мужской, одежда женщин из самых бедных слоев общества была снабжена рукавами.
Плащи должны были иметь рукава или отверстия, куда можно было просунуть руки.
Люций Юний Модерат Колумелла, пожалуй древнейший писатель затрагивающий тему сельского хозяства, рекомендовал выдавать рабам в холодное время «шкуры с рукавами», т.е. кожухи и куколи. Про это также упоминает и Катон.
«Шкуры с рукавами» представляли собой короткие накидки, закрывающие плечи, грудь и часть спины, с остроконечным колпаком-капюшеном, надевавшимся на голову. От колпака иногда спускались длинные концы, которые будучи завязаными охраняли горло от холода.
Были куколи и другого покроя, представлявшие короткую накидку с круглым отверстием для лица — практически мешок, но пригнаный по фигуре человека.
Как считал всё-тот же Колумелла, для одетых таким образом рабов «нет такой невыносимой погоды, чтобы нельзя было хоть немного да поработать на открытом воздухе».
Из поношеных и истрепавшихся плащей и туник шили своеобразные «лоскутные одеяла» использовавшиеся очень широко — от тушения пожаров, до использования в качестве постели.
Колумелла, даже упоминает их среди теплой одежды, по всей вероятности подразумевая, что в них заворачивались так же, как и поныне заворачиваются в пуховые платки жители деревень в глубинке.
В качестве обуви рабы и бедняки Древнего Рима носили деревянные башмаки. Надевали их, скорее всего, только в сильную жару и в грязь. В теплую погоду и крестьяне, и рабы ходили босиком. При тяжелой работе, например при пахоте, вскапывании земли или жатве, деревянные башмаки с налипшим на них дерном, были бы только лишним грузом. И крестьяне, и рабы изготовляли легкие самодельные веревочные сандалии.
По Катону, рабу требуется выдавать по тунике на один год и по плащу на два. Деревянные башмаки выдавались по одной паре на два года.
Надо сказать, то приведенная норма крайне скупа. Представьте себе работника, который вынужден целый год копаться в земле и иметь дело с животными — не испачкаться в такой ситуации довольно трудно, верно?
Выход по сути только один — работать голым, ведь одежда из грубой шерсти, грязная и колющаяся, требует частой стирки, а стирка шерстяных вещей в те времена, даже не принимая в расчет такую вещь, как элементарное отсутствие мыла, была не домашним делом, а специальностью фулонов, располагающих специальными снадобьями, совершенно недоступным простым людям.
По этой причине, раб имеющий одну несчастную тунику просто должен был проводить большю часть времени раздетым — если он конечно не хотел подхватить какую-нибудь кожную болезнь…
По большому счету, деревянные башмаки о которых говорит Катон, выдавались на два года по той же причине — их попросту очень редко надевали и не успевали стоптать за один.
Источник — Компиляция из разных источников