Содержание
Вторым по важности, после тоги, элементом одежды Древнего Рима была туника. Туника представляла собой тонкую шерстяную рубаху с короткими рукавами или совсем без них.
Обычно ее носили с поясом и появляться вне дома неподпоясаным считалось ужасно неприличным. Исключение тут составляли только рабы и ремесленики за работой.
Римляне очень много внимания уделяли внешнему виду и часто регламентировали ношение одежды до самых мелких подробностей. Носить тунику нужно было так, чтобы спереди она спускалась чуть пониже колен, а сзади доходила до коленного сгиба.
Спускать значительно ниже было «по-женски», что мужчине не приличествовало, а поднимать выше, (это называлось «носить, как центурионы», которые в «приличном» римском обществе часто служили объектами шуток из-за своей неотесаности) было и вообще признаком крайне дурного тона.
Среди достаточно обеспеченного населения, не занимавшегося тяжелым трудом, предпочитали носить туники белого цвета. Крестьяне, ремесленики и рабы носили туники темных, немарких цветов. У представителей высших сословий на тунику наносилась вертикальная, от шеи до подола, полоса алого или пурпурного цвета под названием «clavus«. У сенаторов полоса была одна и широкая — «laticlavia«, а у всадников две, но узкие — angusticlavia.
Особую тунику надевал триумфатор — она была расшита золотыми пальмовыми ветвями, хранилась в храме Юпитера Капитолийского, числилась в составе храмового инвентаря и выдавалась только на день триумфа.
Однако, стоит помнить, что такой вид туника приобрела только в период поздней республики.
Прообразом туники, были простые куски ткани обертываемые вокруг тела и скрепляемые застежками или фибулами. Мы можем видеть такой тип одежды на древних изображениях — два куска ткани — спереди и сзади, скрепленые на плечах и по бокам фибулами. Разумеется сами плечи и тем более руки при этом остаются открытыми.
Когда же во времена поздней республики в широкий обиход вошли кроенные, подогнанные по фигуре и аккуратно сшитые туники, многие римляне воспринимали их как нарушение древних традиций. Особо поборников закона предков возмущало нововведение — рукава. Были даже целые аристократические семейства, членам которых ношение кроеных туник просто запрещалось!
Представляете, что случилось после восточных походов II века до Р.Х. когда в Рим проникли туники с длинными рукавами? Правильно — еще в течение двух столетий они воспринимались верхом изнеженности и развращенности.
Однако постепенно взгляды менялись. Туники вошли во всеобщее употребление, а иные римляне стали одевать и по несколько туник сразу — одна на другую.
Как правило нижнюю тунику, одеваемое на голое тело, называли subucula, или tunica interior, т.е. «внутренняя».
Сам Октавиан Август, который вошел в историю ещё и как ревностный борец за чистоту нравов, зимой носил четыре туники и шерстяную тогу, по причине слабого здоровья.
Вместе с длинными рукавами, пришел и галльский обычай выпускать из-под верхней туники рукава нижней и оторачивать их мехом.
Уже в 180-х гг. от н.э. обычай этот распространился настолько, что даже на статуе императораКоммода, он изображен в тунике с длинными рукавами.
Ещё немного позже у туники появился капюшон, и она стала называться «caracalla«. Эта одежда была столь вопиюще чуждой истинно-римской культуре, что первые христианские монахи, видящие в империи всё зло мира, стали использовать её практически в качестве униформы, которую и по сей день носят некоторые ордена.
Выложил — Мэлфис К.
Источник — компиляция из разных источников