Таблички из Шумера — развитие медицины в древности

Табличка из Шумера

При раскопках одного из древнейших шумерских городов — Ниппура (в 160 км от современного Багдада) в 1889 г. была найдена клинописная табличка, содержащая 15 рецептов.
Ее текст записан на шумерском языке в конце III тысячелетия до н.э. и представляет из себя древнейший из дошедших до нас текстов медицинского содержания.

Из текста этой таблички ясно, что врачи Шумера использовали в своей практике по большей части лекарственные средства растительного происхождения: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, иву, леканору («манну небесную») и т.д.
В состав лекарств включались нефть, природная асфальтовая смола, поваренная соль, а также продукты животного мира: молоко, внутренние органы водяных змей, панцирь черепахи, шерсть и т.п.

медицина древнего Шумера

Клинопись древнего Шумера

Шумерский врачеватель, составивший табличку из Ниппура, в своей практике исходил из жизненного опыта — в ней нет ни единого слова о богах или демонах, а также заклинаний или заговоров, которые можно встретить в медицинских текстах древнего Междуречья более поздних времен. Табличка имела практическое применение при составлении лекарственных средств и текст ее предельно лаконичен.

Например:

Рецепт 12. «Просеять и тщательно перемешать растолченный панцирь черепахи, побеги растения нага (из него добывают соду), соль [и] горчицу. Омыть [больное место] крепким пивом [и] горячей водой, растереть [больное место] этим [приготовленным составом], после чего натереть растительным маслом [и] обложить растертыми в порошок иглами пихты.»

К сожалению, табличка не содержит указаний, при каких недугах эти лекарства должны были применяться. Сведущий врачеватель, по всей вероятности, знал это, тем более что в тот период истории Месопотамии значительный объем знаний продолжал передаваться устно. Записывались лишь конкретные, точные сведения, возрастающий объем которых человеческая память уже не могла удержать.

В Шумере издавна выработались строгие гигиенические традиции, основанные на коллективном опыте народа: не пить воды из нечистой посуды, не простирать к богам немытые руки, ограничивать себя в определенного рода пище и т.п.
Самые строгие требования предъявлялись к жрецу: перед статуей бога шумерский жрец должен был появляться тщательно вымытым и начисто выбритым с головы до пят — одной из причин этого обычая было элементарное предупреждение вшивости.



Интересно, что дошедшие до нас тексты свидетельствуют, что врачевание в тот период (конец III тысячелетия до н.э.) развивалось не в связи с магией и религией, которые к тому времени еще недостаточно оформились, а вырастало из практического опыта — этот исторический период был по преимуществу временем накопления знаний в области врачевания.
По сути жители Древнего Шумера заложили основы врачевания (впрочем как и сельского хозяйства, астрономии и др.), которые затем применялись и развивались в более поздних государствах Междуречья.

Развитие медицины в Междуречье

С падением Шумера и пришествием на смену ему других могущественных империй — Ассирии и Вавилонии, передача медицинских знаний продолжала осуществляться в узком кругу посвященных:
«Дай посвященному (знающему) показать свои секреты магических знаний — посвященному, непосвященный да не увидит их. Что касается сына, которому ты покровительствуешь,— заставь его поклясться именами Асаллухи (Мардука) и Нинурты… затем покажи ему…»

Ученики врача назывались асу агашгу (аккад. asu agasgu). Клинописи они обучались в знаменитой традиционной светской школе Вавилонии (э-дубба), которая существовала до XVII в. до н.э.
Деятельность э-дуббы весьма положительно отразилась на развитии естественно-научных знаний в Междуречье. Специально о медицинских школах в текстах древней Месопотамии не упоминается. Скорее всего, они просто еще не существовали.

Число свободно практикующих врачевателей в древней Месопотамии было невелико. Их положение в обществе было различным в зависимости от исторического периода и с течением времени имело тенденцию к ухудшению в связи с падением престижа асу.
При ассирийском дворе в последние столетия истории Ассирии служили только заклинатели, ашипу.

Положение врачевателей при дворе было весьма важным: они следили за здоровьем царя, его семьи и гарема. Наиболее известных придворных врачевателей иногда посылали в другие страны для лечения их монархов. Так, известно, что в XIII в. до н.э. вавилонский царь направил своего врачевателя к хеттскому царю.

Клинописные таблички свидетельствуют также и о некоторой врачебной специализации. Так, в старовавилонских текстах имеется единичное упоминание о женщине-враче, которая лечила женские болезни, а в нововавилонских текстах (XI—VI вв. до н.э.) говорится о врачевателях, которые лечили болезни глаз.

Ветеринария Древнего Шуммера

Особенно много рассказывается о, ветеринарах — му-наишу (аккад. muna-isu — целители скота, шум. a-zu ansu — врачеватель ослов).
В ветеринарной практике му-наишу часто производили кастрацию волов. Они же делали эту операцию людям — число евнухов, обслуживавших дворцы царей в древнем Междуречье, было весьма велико. Впоследствии операцию кастрации стали роизводить специально обученные для этого люди, не являющиеся врачам.

К середине I тысячелетия до н.э. медицина древней Месопотамии ценилась ниже древнеегипетской. Об этом свидетельствует и Геродот, который посетил Месопотамию в середине V в. до н.э., когда земли Двуречья были завоеваны персами и государств Вавилонии и Ассирии уже не существовало.
Однако на протяжении всей своей многовековой истории вавилоно-ассирийская культура оказывала большое влияние на развитие научных знаний во всей Передней Азии, где вместе с клинописью широко распространились и месопотамские медицинские тексты, которые переписывались почти без изменения до начала нашей эры.


Компиляция по книге: Т.С. Сорокина, «История Медицины»


Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
 
 
Также вас может заинтересовать:

Интересное

Перевязь на ламеляр (Византия)
Из сасанидской «Книги установлений»

Наверх