Маги, целители и знахари каменного века

Магия на службе первобытного доктора

Среди многочисленных разновидностей магии бытовавшей у людей каменного века, была и лечебная магия — врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике.

Сначала культовая практика не составляла секрета, ведь простые церемонии и ритуалы мог совершать каждый. Со временем развитие верований и усложнение ритуалов потребовали определенной специализации. Круг лиц, способных их усвоить, резко сужался, и культовые действия стали совершаться старейшинами рода или наиболее умелыми общинниками.

В конце позднего палеолита в пещерах стали создаваться специальные святилища, на стенах которых изображались и “служители культа”.
Наибольшей известностью среди них пользуется небольшое изображение “колдуна” (как окрестили его ученые) в пещере Трех братьев во Франции — полусогнутая фигура с длинным хвостом, ногами человека и лапами зверя, длинной бородой и оленьими рогами.

Окончательно первобытная культовая практика оформилась в период развитой родовой общины, когда зооморфный тотемизм предков-животных постепенно трансформировался в антропоморфный тотемизм и культ предков-людей — покровителей рода (предков-мужчин — при переходе к патриархату и предков-женщин — при переходе к матриархату).

«Колдун» из пещеры Трех братьев во Франции

«Колдун» из пещеры Трех братьев во Франции

Культ предков отразился и на представлениях первобытного человека о причинах болезней: возникновение недуга порой понималось как результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка. Подобные толкования оказали влияние и на приемы врачевания, целью которых стало изгнание духа болезни из тела больного.
В ряде случаев это “изгнание” осуществлялось вполне естественными средствами. Так, аборигены Америки высасывали “дух болезни” при помощи полого рога буйвола (прототип современных банок).

У многих народов было принято кормить больного горькой пищей, неприятной для “вселившегося духа” (в ее состав входили и лекарственные средства). Однако в целом стремление изгнать дух болезни из тела больного породило целое направление культовой практики — шаманство, которое сочетало в себе иррациональные ритуалы с применением рациональных средств и приемов врачевания.

Формирование лечебной магии проходило на фоне уже сложившихся общих знаний и практических навыков первобытного врачевания, которые зародились на заре человеческой истории задолго до возникновения культовых обрядов. Следовательно, культовые обряды врачевания были явлением вторичным — практика и эмпирический опыт, а не магия, были той основой, из которой появились зачатки врачевания.



Знахари

В наши дни в некоторых странах Азии, Америки, Африки, на островах Океании сохранились народные врачеватели—знахари. Называют их по-разному: в Южной Америке — куран-дёро, в некоторых районах Бразилии— паже, на западном побережье Африки — нгдмбо, в Центральной Африке— нганга, на севере Африки и в странах Востока — хакйм, в Индии — вёдья и хаким, в Бангладеш — коби-рйз и т.д.

Знахарь прекрасно знает флору и фауну окружающей местности, более чем кто-либо из соплеменников, он посвящен в законы и обычаи племени, незыблемо хранит их и передает по наследству. Будучи тонким психологом, он прекрасно понимает свою аудиторию, которая беспредельно верит ему.

Глубокий анализ деятельности народных врачевателей “первобытных” племен Америки, Африки, Азии и Океании середины нашего века дан в книге американского стоматолога Г. Райта “Свидетель колдовства”.
Г. Райт отмечает, что знахари, с которыми ему приходилось встречаться, “все были людьми с высоким уровнем профессиональной подготовки… Все эти служители древнего искусства прекрасно владеют средствами контроля над настроением масс, о которых современная психологическая наука только-только начинает догадываться”.

Знахарь не пытается лечить “болезни белого человека”. Он знает, что бессилен против тропической или желтой лихорадки, “но когда болезнь находится в пределах возможностей его примитивной “науки”, он принимается за лечение со всей энергией, энтузиазмом и… мудростью. Часто ему удается справиться с болезнями, перед которыми могла бы отступить даже современная медицина”.

“Он часто пользуется травами и снадобьями, целебные свойства которых сомнительны… Пользуясь ловкостью рук, он может “материализовать” паука или ящерицу, причем работает он перед зрителями, среди которых скептиков нет. Он применяет гипноз и самовнушение. Он пользуется фетишами, чтобы внушить веру, а чтобы создать атмосферу страха, он не останавливается перед убийством”.

“Мне пришлось быть свидетелем, как он, используя все средства фокусника, волшебника и психолога, полностью подчинил себе суеверное сознание своих соплеменников и достиг результатов, явно превышающих возможности современной медицины и таланты ее лучших представителей…
Знахарь простейшими приемами за несколько минут достигает результатов, для которых нашим высоко оплачиваемым психиатрам требуются месяцы и даже годы”.

Африканский шаман исполняет ритуал изгнания демона. Вряд ли шаманы эпохи неолита использовали более прогрессивные техники

Африканский шаман исполняет ритуал изгнания демона. Вряд ли шаманы эпохи неолита использовали более прогрессивные техники

Небольшой “магический” словарь, который поможет вспомнить смысл некоторых терминов:

Магия (греч, mageia — колдовство) — вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы.
Не понимая еще истинной связи событий и явлений природы и превратно истолковывая случайные совпадения, первобытный человек пытался с помощью специальных приемов вызвать желаемый результа, например изменения погоды, удачу на охоте или выздоровление от болезни.

Тотемизм (алгонкинск. от-отем — его род) — вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения. Тотему не поклонялись, его считали “отцом”, “старшим братом”, защитником от бед и болезней.
Тотемизм явился идеологическим отражением связи рода с окружающей его естественной средой. Ранней родовой общине был свойствен главным образом зооморфный тотемизм, т.е. почитание животных.

Фетишизм (португ. fetico — амулет, талисман) — вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Сначала эта вера распространялась на орудия труда (например, удачное копье), плодоносящие деревья или полезные предметы обихода, т.е. имела вполне материальную основу.
Впоследствии фетиши стали изготовляться специально в качестве культовых предметов и получили идеалистическое толкование. Так появились амулеты и талисманы (от чумы, холеры, ранения в бою и т. п.).

Анимизм (лат. anima, animus — душа, дух) — вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы. Полагают, что эти. представления связаны с ранними формами культа умерших. Ритуалы, посвященные мертвым, встречаются на островах Океании, в Австралии, Америке и Африке.


Компиляция по книге: Т.С. Сорокина, “История Медицины”


Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
 
 
Также вас может заинтересовать:

Интересное

Древний Рим. Прически, украшения, косметика
Конный воин Боспорского царства IV В. до н.э.

Наверх