В этот раз, я хочу перенести повестование о истории костюма из старой доброй Европы в далекую Среднюю Азию и поговорить о таком интересном предмете женской одежды как головные накидки.
Большинству людей мало что скажут такие названия, как «хиджаб» или «абайя», но если сказать, что всё это накидки закрывающие лицо, то, почти наверняка, вы услышите: «А, ну конечно, паранджа…».
Однако так ли всё просто как кажется? Давайте попробуем разобраться и для начала уясним такой момент: головные накидки бывают двух типов: первые развились из большого платка, это например чадра персиянок и афганская паранджа.
А вторые ведут начало от халата, накинутого воротником на голову — такой вид накидок распространен у многих народов Средней Азии.
В том, что среднеазиатская паранджа сильно отличается от женских головных накидок в соседних странах нет ничего удивительного, просто этот вид одежды складывался у разных народов на различной основе.
Персидская чадра (чадир, чодар) состояла из большого платка или двух платков. Такая конструкция не обеспечивает полного сокрытия женской фигуры, и потому чадру дополняли специальными уличными шароварами, которые дома не носили.
Афганская паранджа — чатри, скорее всего, образовалась из платка, раскроенного в виде полукруга. Она состоит из круглой, плотно облегающей голову шапочки, к которой в сборку пришит своеобразный плащ или плат, достаточно большой, чтобы окутать женщину с головы до ног. Чатри дополняется уличными шароварами, в которые заправляется платье.
И персидская и афганская формы одежды, несмотря на значительно отличающийся внешний вид, имеют много общего в конструкции.
Уличная одежда народов Средней Азии, в том числе таджиков и узбеков — жителей равнин, районов древнего орошаемого земледелия, где развивалась оседлая культура, и где особое развитие получило затворничество женщин, — сильно отличается от головных накидок женщин Передней Азии.
Разница коренится в самих истоках этой одежды: в отличие от персидской чадры среднеазиатская паранджа образовалась не из платка, а из наплечной распашной одежды, которую стали носить воротом на голове.
Халат, накидываемый на голову, имел в Средней Азии много вариантов и представлял собой разные ступени превращения его в особый вид одежды — начиная от халата, который носили то на голове, то как обычную наплечную одежду, и кончая паранджой и туркменскими накидками — пуренджек и чырпы, которые и были только накидками.
Если накидываемый на голову халат в рукава не надевался, он в большей или меньшей степени деформировался: изменялись главным образом рукава, которые откидывались назад. В одних вариантах они удлинялись и сужались, в других — просто скреплялись за спиной.
Самым развитым видом таких накидок была узбекско-таджикская паранджа, а также туркменский пуренджек, в то время как головные накидки у некоторых других групп почти не отличались от халатов, надевавшихся в рукава. Но как бы сильно не был изменен покрой накидок, происходящих из халатов, в них без труда можно узнать ту же распашную туникообразную одежду:
-её длинные и узкие рукава так же сшиты из поперечных кусков ткани
-так же, как на обычном халате, сделан воротник
-карманы, имеющиеся на некоторых вариантах паранджи, такого же устройства, как и на халатах, — они вертикальные, сделаны в шве.
Однако так как они превратились в декоративную деталь, их стали отделывать более пышно, а отверстия карманов либо исчезли совсем, либо стали сквозными и использовались для продевания рук.
Из халата произошли различные головные накидки полукочевых узбеков и многих групп таджиков, называемые джеляк (Самаркандская обл.), джегде (узбеки Хорезма), курта (узбеки-карлуки, туркмены) или пешво (Южный Узбекистан).
Из женских среднеазиатских головных накидок можно выделить следующие:
Паранджа — это наиболее законченная форма головной накидки. Была особенно распространенна в Узбекистане и Таджикистане. Являясь типично городской одеждой, она никогда не была характерна для повседневного костюма женщин из горных кишлаков и встречалась преимущественно в городах и изредка в самых крупных кишлаках.
Халаты — саргирак, желакбош, халатча,- которые совмещают функцию наплечной одежды с головной накидкой. Иногда используемые в качестве накидок халаты делали несколько укороченными.
Накидки-халаты (яктак, джеляк, фарисар), которые сильно видоизменены: сужены и укорочены, с узкими и короткими рукавами, скрепленными на спине тесьмой. Они специально приспособлены к роли головной накидки.
Накидки из белого материала без рукавов, имеющие форму полукруга — саркашак. Появились в XX веке, практически перед установлением Советской власти.
Большие белые, реже черные, фабричные платки, используемые вместо накидки.
Головные накидки без рукавов явились дальнейшим развитием накидок типа паранджи, рукава которой уже являлись чисто декоративной деталью.
Предыдущим этапом в истории накидок сформировавшихся на основе наплечной одежды, было накидывание на голову женщинами при выходе из дома обычного халата — своего собственного, мужа или сына.
Во многих местах, и в таком крупном городском центре, как Ташкент, во второй половине XIX века носили на голове мунисак (разновидность женского халата), употреблявшийся и как обычная одежда.
Интересно кстати, что паранджа получила широкое распространение только к концу XIX века и стала особым видом общеобязательной женской выходной одежды. Тогда же были выработаны все ее своеобразные, строго определяемые в каждом районе традицией черты.
Источники — Абдуллаев Т.А. Одежда узбеков (XIX-нач.ХХ в). — Ташкент: Фан, 1978., Ершов Н.Н., Широкова З.А. Альбом одежды Таджиков. — Душанбе, 1969., Калашникова Н.М., Плужникова Г.А. Одежда народов СССР. М.: «Планета», 1990., Костюм народов Средней Азии: историко-этнографические очерки. — М: Наука,1979.,Лобачева Н. Паранджа: Ритуальный костюм или свадебная одежда. — «Азия и Африка сегодня», 1995, N8, с.78-80.,Русяйкина С.П. Поездка в Таджикскую ССР. — Академия наук СССР. Институт этнографии. Краткие сообщения, вып.4. — Издательство академии наук СССР, 1948, с. 81-86., Сухарева О.А. История Среднеазиатского костюма: Самарканд (2-ая половина XIX- нач. ХХв.). — М., 1982.