Древний Египет. Прически, украшения, косметика

Мода Египта

Egip 003.jpg

Уже за 3000 до нашей эры, Египтяне, окрашивали волосы хной и активно украшали их декоративными элементами. Прически были достаточно сложными и для их создания использовали рабов-парикмахеров, специально обученных этому делу.

Египтяне были чрезвычайно консервативным народом и даже не смотря на то, что основной частью прически был парик, она не отличалась разнообразием форм, особенно это видно на примере мужчин.
Женские прически, с течением времени, стали отличаться большим разнообразием, что в общем-то вполне естественно, но в целом также повторяли традиционную для Египта форму «трапеции».

Прическа

Парики носило всё свободное население Египта. По сути это был не только и не столько «декоративный» элемент, но и своеобразная «визитная карточка» владельца, указывающая на его социальное положение.
Фараон например и его приближенные носили самые большие по размеру парики. Воины, земледельцы, ремесленники — маленькие, круглой формы. Их делали из волос или шерсти, шелка или веревок окрашенных в темные тона, которые были особенно «модными» а те времена, особенно в период Нового царства.

Egip 001.jpg

Со временем прическа усложнилась. Теперь волосы стали заплетать в многочисленные косички, располагая их плотными рядами, или делать завивку при помощи холодной укладки: волосяные пряди наматывали на деревянные палочки и обмазывали грязью, которая по высыханию отваливалась, а пряди таким образом, завивались красивыми, легкими волнами или крутыми завитками.

Длинна волос теперь опустилась до плеч. По длине волосы стали достигать плеч. Челки над лбом были заменены продольными или поперечными проборами.

В торжественных случаях надевали длинные парики, завитые крупными параллельными локонами. Иногда завивка просто заменялась рядами плотно уложенных косичек.

Прически обильно пропитывались ароматическими маслами, эссенциями и клейкими составами. Все мужчины в обязательном порядке брили бороду, так как борода (правда искусственная, привязываемая к подбородку) была одним из символов власти фараона, олицетворявшим владение землей.
Её так изготовляли так же как парики, однако форма тут была не так важна. В дополнение, бороду часто украшали золоченой змейкой — уреем, которая также считалась символом власти.

Жрецы обычно брили голову и лицо, надевали парики или маски, изображавшие священных животных, а знатные придворные и землевладельцы носили парики или делали короткие стрижки из собственных волос.
Многочисленные рабы, населявшие Египет того времени, носили привычные им прически, однако из-за жаркого климата, многие в целях гигиены полностью сбривали волосы.



Женские прически во все времена были значительно длиннее мужских и конечно же куда более замысловаты, особенно это касалось цариц и знатных дам. Характерной чертой всех причесок была строгость, четкость линий, за это они и получили название «геометрических».

Знатные женщины, как и мужчины, брили голову и надевали парики. Самыми типичными прическами на париках были две: все волосы разделялись продольным пробором, плотно облегая лицо с обеих сторон, и ровно подстригались на концах. Верх парика при этом был плоским.
Вторая прическа имела форму шара. Обе они были «геометрическими».

Egip 004.jpg

С развитием египетского общества женские прически удлинились, появился «трехчастный» парик, три бриды которого спускались на грудь и спину, а также громадный парик из крупных завитых волн.

Форма такого парика была необычной, «каплевидной». Волосы в нем разделялись пробором, волны с двух сторон перехватывались плоскими металлическими лентами. При этом уши оставались открытыми. Концы прядей, спадавших на грудь, завивались в крупные улиткообразные локоны. Прядь волос, спадающая на спину, плоская, состояла из прямых волос или мелких косичек.
Парики окрашивали в разные цвета — голубой, оранжевый, желтый.

Прически делали и из собственных волос, свободно распуская их по спине, концы украшали кистями. Иногда волосы завивали мелкими волнами — такая завивка получалась после расчесывания мелких, тонких косичек.
Дети, юноши и девушки сбривали волосы, оставляя одну или несколько прядей на левом виске, которые завивались в локон или заплетались в плоскую косу.

Концы волос перехватывали заколкой или цветной тесемкой. Применялись накладные косы из шелковых цветных нитей, лент или полосок кожи, шерсти животных.

Головные уборы

Простейшими из них были шнурки из кожи и шелковых нитей — египтяне носили их в качестве лобных повязок. Так же широко представлены обручи из металла или материи, которые надевались поверх прически как на парики, так и на собственные волосы.

Фараоны в торжественных случаях надевали специальные головные уборы из драгоценных металлов. Они плотно облегали голову, закрывая волосы, но оставляли уши открытыми. Древнейший из них — пшент — корона, по форме напоминавшая бутылку, вставленную в кольцо.
Такую сдвоенную корону красно-белого цвета стали носить фараоны после объединения Нижнего и Верхнего Египта в одно централизованное государство. Обычно пшент надевали на тонкие, полотняные или льняные платки или чепцы.

Другими парадными головными уборами были атеф — тростниковая корона, а также сдвоенная корона, украшенная изображениями коршуна и кобры. Разновидностью парадных головных уборов была диадема из золота или серебра — сешнем.

Все сословия носили платок — клафт, плотно облегавший голову и оставляющий уши открытыми; два конца спадали на грудь, третий — на спину, иногда этот конец перехватывали лентой или обручем.
Разновидностью клафта был полосатый платок — немее. Головные уборы украшались изображениями птиц, животных и иероглифами носившими декоративный характер.

Часто использовался растительный орнамент. Лепестками и листьями лотоса, заполненными цветной пастой, украшали головные повязки, диадемы, ленты.

Egip 002.jpg

Символом неограниченной власти и божественного происхождения фараона было изображение маленькой змейки, которое называли урей, или уреус. Его изготовляли из золота, цветных эмалей, укрепляли надо лбом или у виска на парике, головном уборе или на бороде фараона.

Иногда короны украшали не одной, а двумя змеиными головами. Воины носили шлемы в виде войлочных шляп; служители культа — шапочки с укрепленными на них тяжелыми масками животных.

Женщины редко носили головные уборы, за исключением цариц. На росписях жены фараонов часто изображаются в головном уборе в виде распростершего крылья ястреба, сделанного из золота, драгоценных камней и эмалей. Были головные уборы и других форм, например как тот, что изображен на голове царицы Нефертити.

Дамы высшего сословия надевали венки, цветы, диадемы, ленты, золотые цепочки с височными подвесками из стекла, смол, драгоценных камней.

Обнаруженная в гробнице фараона XVIII династии Тутанхамона золотая диадема инкрустирована опалом, сердоликом, в центре помещен золотой шарик. Круглый диск и цветы лотоса расположены на месте прикрепления лент, инкрустированы малахитом, кораллами, а также стеклом.

В головных уборах XVIII династии очень популярен мотив лотоса.
Повязки, обручи не только знатных женщин, но и музыкантш, рабынь украшены цветами лотоса. Низшие слои населения носили платки из ткани, тростниковые, кожаные, соломенные шляпы и шапки.

Украшения

В Древнем Египте их носили все слои населения. Это были кольца, серьги, браслеты. Египтяне любили бирюзовые тона и потому, самые искусные ювелирные изделия были выполнены из лазурита, который ценился очень высоко.

Целый ряд разнообразных украшений был связан с религиозными представлениями египтян. Амулеты должны были отг онять злых духов и п редохранять от опасностей. Обычно они имели форму глаза, сердца, змеиной головы, жуков-скарабеев.
Украшали головные уборы изображениями птиц, стрекоз, лягушек, оправленными в золото и серебро, платину. Обилие и сравнительно легкая добыча золота сделали его одним из распространенных металлов, известных египтянам издревле.

Железо также служило материалом для ювелиров и стоило значительно дороже золота. Из железа делали шпильки и гребни для причесок. Многие гребни сами по себе являлись произведениями искусства, особенно из слоновой кости: инкрустированные цветными эмалями, драгоценными камнями, они завершались изображением фигурок животных, птиц — страусов, жирафов, лошадей.

Косметика

Косметика широко применялась в Древнем Египте. В пирамидах, в гробницах фараонов хранились туалетные коробочки с полным набором пузырьков, баночек, тарелочек, туалетных ложечек, горшочков.
Все женщины белились, румянились, употребляли фосфоресцирующие краски. Увлечение косметикой было так велико, что даже скульптурные портреты, мумии кошек и священных быков раскрашивались!

Женщины чернили брови и ресницы специальным порошком кохоль, малахитом рисовали зеленые круги вокруг глаз. Для подкрашивания век использовали мелкотертый сернистый свинец.
Знатные дамы пользовались косметическими средствами, настоянными на травах; многие косметические средства были не только декоративные, но и имели лечебные свойства.
Например, краска для век применялась как средство отпугивания насекомых. Малахитовая зелень служила лекарством от глазных болезней. Египетская царица Клеопатра даже написала книгу по косметике «О лекарствах для лица».

Египтянкам были известны средства для ухода за кожей лица, тела, которые приготовлялись по специальным рецептам. Знатные дамы любили использовать для притираний растительные масла с добавлением сока водяных лилий, лотоса.
Мази использовались для питания кожи, защиты ее от палящих лучей солнца. В их состав входили оливковое, касторовое, подсолнечное, миндальное, кунжутное масла. Добавляли овечий и воловий жир, амбру. На парики прикрепляли ароматические башенки.

Клеопатра имела для производства парфюмерных изделий целую фабрику. Археологи при раскопках обнаружили в районе Мертвого моря остатки строений. Это место было собственностью царицы, его подарил Клеопатре римский полководец Антоний. Среди утвари были найдены котлы, горшки для выпаривания и кипячения, ручные жернова для растирания трав и кореньев.
Туалетные процедуры выполнялись рабынями, причем каждая имела свою специальность. В дошедших до нас египетских медицинских сочинениях в так называемом папирусе Эберса, изданном в Лейпциге, папирусе Херста и других кроме сведений по анатомии содержатся и некоторые рецепты по изготовлению косметических средств.

Египетские рецепты упоминаются у Гиппократа, вошли они и в народную европейскую медицину. Это прежде всего рецепты мазей, которые приготовлялись в храмах.
Скажем, для предотвращения седины использовали жир черных змей, кровь черных быков и яйца сорок и ворон.

Парикмахеры уверяли, что мази, изготовленные на жире льва, обладают чудодейственной силой, способствуют густоте и росту волос. Ценились мази, в состав которых входили жир рыб, порошок из копыт ослов. Эти средства были предметом экспорта и продавались за большие деньги.

источник — история прически (?)


Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
 
 
Также вас может заинтересовать:

Интересное

Из сасанидской «Книги установлений»
Древний Рим. Прически, украшения, косметика

Наверх