Независимо от части света, рыцарь – это прежде всего профессиональный воин-всадник, хорошо вооружённый и обученный. Немногочисленные рыцари средневековой Европы, стремясь показать свою отвагу, бросались в бой, забывая об осторожности и нарушая приказы командующих.
Контролировать их во время боя было невозможно, и это стало главной проблемой во время крестовых походов.
Недисциплинированность рыцарей поражала: стоило врагу начать отступление, как знатные воины кидались грабить лагерь противника, и наоборот, стоило врагу перехватить инициативу, как одиночные рыцари бежали, не желая умирать ни за какие идеалы.
«Первоначально рыцарство было светским воинством, нормы которого во многом противостояли официальной церковной морали, но постепенно церковь усиливала своё влияние на рыцарство, всё активней использовало его для защиты своих интересов».
В этой ситуации с конца XI века стали образовываться духовно-рыцарские ордена со строгой иерархией, уставом и регламентом боевых действий. Во времена крестовых походов XII-XIII вв. в Европе возникли 12 духовно-рыцарских орденов.
Как правило, новый орден появлялся на месте монашеской общины. Изначально рыцари играли роль стражей или защитников, но постепенно так стали называть всех членов ордена, принявших три обета: бедности, послушания и целомудрия.
Каждый рыцарский орден имел свой устав, утверждаемый папой римским. Во главе ордена стоял Великий магистр, подчиняющийся непосредственно папе римскому.
Во многом благодаря поддержке «святого престола» рыцарские ордена быстро становятся ощутимой силой не только на Востоке, но и в Европе. Три наиболее крупных из них: тамплиеры,госпитальеры и Тевтонский орден – сыграли видную роль в истории средневековой Европы.
Стоит отметить так же основанный в 1095 году в Дофинэ орден госпитальеров святого Антония,Меченосцев (Ливонский орден), объединившихся в 1237 году с Тевтонским орденом для захвата северных русских земель, испанские ордена Алькантара, Калатрава, Сантьяго де Компостела и португальский святого Бенетта, имевших местное значение и активно участвовавших в отвоевании и защите земель Пиренейского полуострова от арабов.
Раннее средневековье было отмечено борьбой церкви и государства за верховную власть.
Неудивительно, что знать, короли и римские папы, будто соревнуясь друг с другом, осыпали своими милостями рыцарские ордена, даруя им обширнейшие земли, исключительные права и привилегии, освобождая их собственность от налогов, давая право собирать церковную десятину в свою пользу и пр. и пр.
Само собой разумеется, преобладающим было влияние церкви, а провозглашаемые папами крестовые походы «способствовали небывалой концентрации власти в их руках. …Никогда еще утверждение церкви, что папа есть высший властитель и судья всей земли, не имело за собой такой убедительной силы, как во времена крестовых походов. Никогда средства государств не находились в такой степени в распоряжении церкви и цели государств не подчинялись в такой степени целям церковным»
Приобретенные Западом палестинские земли Рим также стремился подчинить своему влиянию. Для иноземных завоеваний под лозунгами борьбы с исламом и использовались именно духовно-рыцарские ордена, в лице которых католическая церковь получила преданное, в любое время готовое к действиям, хорошо вооруженное и обученное войско.
Духовные ордена рыцарей представляли собой систематическое, освященное церковью соединение элементов военного и религиозного.
Устав рыцарского ордена предполагал монашеские добродетели и ежедневное проведение церковных служб, но разделение внутри ордена на священников-капелланов, братьев-служителей и братьев-воинов неблагоприятно отразилось на нравственности и образе жизни последних.
Со временем в крупные ордена стали принимать только родовитых дворян, на орденские должности смотрели уже не как на богоугодное дело, а как на прибыльную статью. Уставы смягчались для рыцарей, занимавших все основные посты в ордене. Роскошь и разврат стали неотъемлемыми спутниками образа рыцарей.
Всё это не могло радовать папский престол: дисциплина и мораль за стенами орденов постепенно падали, снижая авторитет церкви в целом, прочно обосновавшиеся в Европе Рыцарские ордена вмешивались в государственные дела, и уже с неохотой смотрели на Восток, где их преследовали неудачи.
Религия в духовно-рыцарских орденах стала лишь завесой, формой, в которой аристократия и знать укрепляли свои позиции, накапливая земли и богатства. Формально во главе всех орденов по-прежнему стоял папа, но он не мог уже уследить за раскинувшейся по всей Европе (Малой Азии и Северной Африке) паутине по-прежнему хорошо организованных духовно-рыцарских орденов.
Рыцарские ордена строили крепости и замки, по величию и изысканности не уступавшие королевским, при этом оставаясь во власти монашеских обетов.
То есть, официально подчиняясь, власти папы рыцарские ордена могли не подчинятся светским монархам и более того управлять ими, ссужая им деньги под залог ценных и секретных документов. Особенно здесь отличились небезызвестные тамплиеры.
Так в 1252 году английский король Генрих III пригрозил храмовникам конфискацией их земельных владений. На что великий магистр ответил:
«Пока вы творите справедливость, вы будете править. Если же вы нарушите наши права, то вряд ли останетесь королём».
И это была не простая угроза, так как рыцарями храма были многие влиятельные люди в королевстве, а воля сюзерена могла оказаться менее священна, чем клятва верности ордену.
Таким образом, поддерживаемое официальной католической церковью воинство христово на своей территории наделялось исключительной властью. Религия служила как бы щитом от светской власти, в то же время не ограничивая деятельность и общение орденов с остальным миром, с областями и землями, не входящими в состав орденских владений.
Духовно-рыцарские ордена пользовались авторитетом и милостью папства, которое в свою очередь опиралось на силу и военную мощь военно-монашеских организаций.
«…Военно-монашеские организации, созданные в XII-XIII веках под руководством католической церкви для защиты упрочнения и расширения завоёванных во время крестовых походов владений на Востоке, а также для новых территориальных захватов в Европе», одним фактом своего существования укрепляли власть римских пап.
Папский престол старался всячески поддержать и укрепить власть и военное могущество духовно-рыцарских орденов, которые, изначально приняв форму и устройство монашеской общины, постепенно уходили от идеалов христианской морали, превращаясь в элитное аристократическое сообщество.
За моментальным взлётом престижа и могущества орденов следовало их медленное увядание и упадок. И одной из важнейших причин этого была как раз их экономическая и политическая независимость и могущество, пошатнувшее власть пап и королей.
Источник — Журнал «Чудеса и приключения» №10 за 1995г. Ст. Виталия Смирнова «Куда уплыло золото тамплиеров», Монашеские ордена: власть над душами. – М.: Изд-во Эксмо, Изд-во Алгоритм, 2005, Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства
Выложил — Мэлфис К.