Оплот Рима

Военно-монашеские ордена и святое писание

Военно-монашеские ордена и святое писание

Соединение монашеского и воинского в образе жизни членов духовно-рыцарских орденов таило опасное противоречие, которое рано или поздно могло подорвать престиж подобных организаций.

Святое Писание провозглашало несовместимость служения Богу с пролитием человеческой крови. Человекоубийство объявлялось грехом. Новые ордена легко могли стать объектом критики, а явное противоречие букве Евангелия превратилось бы для многих в непреодолимое препятствие для их пополнения.

Бернар Клервоский решает проблему

Тамплиеры, как и представители других орденов, нуждались в богословском обосновании правомочности своей деятельности. Религиозно-этическую доктрину боевого католического монашества разработал всё тот же Бернар Клервоский.
В период между 1128 и 1136 гг. он написал сочинение «Похвала новому воинству рыцарей Храма», которое явилось изложением доктрины военно-монашеского братства.
Бернар осуществил небезуспешную попытку примирить человеколюбие Евангелия и воинственность монахов с мечами в руках.

«Нет такого закона, — заявляет богослов, — который запрещал бы христианину поднимать меч. Евангелие нигде не говорит воинам: бросьте оружие и откажитесь от воинского дела; оно лишь запрещает несправедливую войну, особенно между христианами».
По мнению св. Бернара вооруженная деятельность рыцарей-монахов — лишь способ защитить христианские святыни.

«Было бы запрещено убивать и язычников, — утверждает Бернар, — если бы каким-нибудь другим путем можно было бы помешать их вторжениям и отнять у них возможность притеснять верных.
Нет для избравших себе воинскую жизнь задачи благороднее, чем рассеять этих жаждущих войны язычников, отбросить этих служителей скверны, мечтающих отнять у христиан сокрытые в Иерусалиме сокровища, осквернить святые места и захватить в наследие святилище Бога».
Нет, не человекоубицами должны предстать в глазах верующих воины Христа, но злоубийцами, возложившими на алтарь веры свои жизни.

«Гиппократ и его последователи учат, как сохранить жизнь в этом мире; Христос и его ученики — как ее потерять», — в фанатичном воодушевлении утверждает автор.

Папа Римский и Тамплиеры

Значение тамплиеров было оценено и в Риме. Имея исключительно военные функции и заявляя о своем полном подчинении римскому понтифику, Орден тем самым впервые в истории Церкви превращался в папскую вооруженную гвардию, подразделения которой могли быть размещены не только в Палестине, но и в любом другом месте католического мира.
Папство не преминуло укрепить верность своих новых суровых слуг с помощью целой серии привилегий, дарованных Ордену в течение двенадцатого столетия.

В 1139 г. папа Иннокентий II буллой «Omne Datum Optimum» объявил о подчиненности Ордена исключительно римскому престолу.
Орден освобождался от выплаты церковной десятины. Булла подтверждало право тамплиеров на добычу, захваченную в бою с неверными, и, как уже упоминалось, вводила в Ордене институт братьев-капелланов.



В 1144 г. была издана булла «Milites Templi», в которой за храмовниками закреплялось право собирать милостыню в любом католическом храме.
В местах, находившихся под интердиктом — запретом богослужения, в случае появления тамплиера должны были — в знак уважения к святому воинству — на один день открываться храмы.
Булла «Milicia Dei», изданная в 1145 г. оповещала епископов о праве храмовников возводить собственные часовни.

В 1199 г. папа Иннокентий III, несмотря на недовольство белого духовенства, лишил епископов права налагать на храмовников какие-либо наказания.
Поддержка Рима сыграла не последнюю роль в процессе превращения скромного братства рыцарей-монахов в могущественную международную организацию.

Уже к началу XIII в. тамплиеры чувствовали себя на церковной стезе столь вольготно, что осмеливались допускать к мессе и таинствам людей, преданных анафеме.
Рим закрывал на это глаза. Тамплиеры были нужны папству, военно-монашеские ордена оставались не только единственной реальной силой на Востоке, но и опорой Рима во всех странах католической Европы, причем опорой авторитетной.


Источник — Нет сведений
Выложил — Мэлфис К.


Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
 
 
Также вас может заинтересовать:

Интересное

Из сасанидской «Книги установлений»
Общий подсчет жертв инквизиции в Испании с 1481 до 1820 года

Наверх