Шумерский язык

Клинописная табличка найденная в шумерском Уруке

Клинописная табличка найденная в шумерском Уруке

Шумерский язык в древней Передней Азии шумерский представлен наибольшим числом памятников из всех несемитских языков. По этой причине, он же и самый изученный в том регионе, что, правда, не касается грамматики шумерского языка, всё ещё не разгаданной или, скорее, не расшифрованной окончательно.

Географически шумерский яэык был распространен в Двуречье Евфрата и Тигра, от линии, проходящей у современного иракского города Багдада, к югу вплоть до Персидского залива. Насколько и когда он был распространен как живой язык севернее этой линии, трудно сказать.

Время появления шумерского языка в Двуречье остается неясным. Намывные, заболоченные низовья Евфрата и Тигра долгое время были необитаемыми и шумеры точно не населяли его испокон веков. Напротив, точно известно, что названия населенных пунктов (топонимика) Шумера не всегда шумерского происхождения, да и в самом шумерском языке имеется некоторое количество слов, которые, возможно, не шумерского, но даже и не семитского происхождения. Поэтому вероятно, что шумеры в низовьях Двуречья Тигра и Евфрата — народ пришлый, хотя откуда они пришли — открытый вопрос.

Существует теория, что шумеры пришли с Востока, с гор Ирана и из Средней Азии. Однако доводы в пользу этого пока недостаточно убедительны. Сами шумеры связывали свое происхождение скорее с юго-востоком, с островами и побережьем Персидского залива.

Первые шумерские поселения (с «собственно шумерскими» названиями) возникают в начале IV тысячелетия до н. э. на крайнем юге страны. Письменные памятники известны в Шумере с последней четверти IV тысячелетия. Около 3000 г. до н. э. засвидетельствовано «ребусное» использование знаков письменности, и из этого видно, что тогда язык уже был шумерским.

Фактически, можно проследить само сложение письменности, и нет оснований предполагать, что первоначально письменность была создана для какого-то другого языка и лишь заимствована для шумерского. Поэтому вероятно, что в Южном Двуречье говорили по шумерски с прото-письменного периода, а судя по преемственности культуры, вероятно и значительно раньше, по крайней мере с середины или с начала IV тысячелетия до н. э.

В III тысячелетии до н. э. различное положение существовало на юге страны (к югу от Ниппура — Шуруппака) и к северу от этого центра. Южнее Ниипура и Шуруппака семитских имен собственных до XXIV—XXIII вв. практически не встречается, севернее же они были распространены уже и раньше, а в дальнейшем число их все увеличивается.

Эта северная часть страны называлась по-шумерски Ки-Ури, а по-аккадски сначала Варум, а позже, по столице государства, основанного в XXIV в. до н. в. Саргоном Древним, Аккад. Центральная, а затем и южная часть стала тогда называться Шумером; ранее же общим названием всей шумероязычной территории было просто Страна — kalam.



Народ шумеров также не имел самоназвания; жители назывались каждый по своей общине — «человек Ура», «человек Урука», «человек Лагаша»; все жители Двуречья, независимо от языка, назывались «черноголовыми» — [sag-giga]; так называли себя и семитоязычные жители Двуречья (акк. salmat kakkadim).

Постепенно, двигаясь с севера на юг, семитский аккадский язык вытесняет архаичные и, видимо, в живой речи сильно различавшиеся общинные шумерские диалекты. Еще в ХХI в., при «Царстве Шумера и Аккада» (так называемой III династии Ура), шумерский язык был официальным языком канцелярий по всему государству. Но в живом обиходе уже в это время аккадский язык проник до самого юга страны.

Шумерский язык сохраняется, по-видимому, в болотах низовий Тигра и Евфрата до середины II тысячелетия до н. э., но примерно с XVI—XV вв. и здесь перестают давать детям шумероязычные имена. Однако шумерский продолжает сохраняться как язык религии и отчасти науки на всем протяжении периода существования аккадского языка и клинообразной письменности, и в качестве такового изучается и за пределами Двуречья, в странах, где была распространена клинопись. Окончательно шумерский язык был забыт только во II—I вв. до н.э.

Любопытно, что хотя шумерский язык был вытеснен семитским аккадским, при этом не было физического вытеснения одного народа другим! Не изменился антропологический тип (вариант средиземноморской расы, сосуществовавшей с арменоидным, или ассироидным, вариантом балкано-кавказской расы), не произошло почти никаких существенных изменений в культуре, кроме обусловленных развитием социальных условий.

Попросту говоря, позднейшие вавилоняне — это тот же народ, что и шумеры (конечно, с некоторой примесью окрестного семитского населения), но сменивший язык.

[sign author=»ageageiron.ru» source=»Дьяконов И.М. Языки древней Передней Азии. М., 1967 «]


Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
 

Интересное

Конный воин Боспорского царства IV В. до н.э.
Женский костюм Древней Греции

Наверх