Эламом в древности называлась низменная, а в средней и верхней части — горная долина рек Каруна и Корхе, вливавшихся в высохшую теперь лагуну Персидского залива восточнее р. Тигра — нынешняя иранская область Хузистан. По-шумерски эта страна обозначалась идеограммой NIM (nim — высокий); чтение ее неясно *Nim или *Elam, но аккадцы называли эту страну Elamtum, а древние евреи — Elam. Древние персы называли страну эламитов (Н)uја, откуда и вышло современное «Хузистан».
В самих эламских текстах страна называется Hatamtt, встречается и Hal-tamti — форма, возможно, более архаичная (по-эламски hal — страна). Термин Hatamti сопоставляется также с названием одного из эламских городов-государств III тысячелетия до н. э., передаваемым в шумеро-аккадских текстах как A-dam-DUN.
В III тысячелетии до н. э. известен целый ряд эламских городов-государств: Шушен (Сузы), Аншан (Анчан), Симаш, Парахсе (позже Мархаши), Адамдун, Хамази и многие другие.
Во II тысячелетии до н. э. важнейшими составными частями Элама были Шушен (Шушун) и Анчан; эламские цари неизменно указывают эти два города в своей титулатуре.
Шушен — это Сузы греческих авторов, хорошо исследованное городище в центре Элама, поселенце, восходящее к IV тысячелетию до н. э.; местонахождение Анчана остается спорным.
Древнейшие эламские тексты (с начала тысячелетия до н. э. написанные особой местной иероглификой, с XXIII в. до н. э. — написанные клинописью) происходят
из Суз. Однако есть основание думать, что эламский язык в древности был распространен гораздо шире. Надпись III тысячелетия до н. э., сделанная линейным эламским иероглифическим письмом, найдена в районе современного порта Бушир в Фарсе на юге Ирана (древний Лиян), а хозяйственные документы с эламским иероглифическим письмом найдены, помимо Суз, также и на городище Тепе-Сиялк, в самом центре Ирана.
Имея в виду возможную лингвистическую связь эламского языка с дравидской семьей языков, наиболее западный представитель которых — язык брахуи, распространен среди ираноязычного населения в Белуджистане, можно предполагать, что племена, по языку родственные эламитам и дравидам, в IV—III тысячелетиях до н. э., а может быть и позже, были распространены по всему Ирану, по крайней море в его южной части.
К этому можно добавить, что следы дравидской топонимики (правда, но датируемой каким-либо определенным периодом), по-видимому, обнаружены на Аравийском полуострове, а следы примеси дравидоидной (южноиндийской) расы отмечены, как утверждают некоторые исследователи, в ряде районов южного Ирана
Древнегреческий историк Геродот (V в. до н. а.) называет население современного Белуджистана (и, возможно, также иранской области Мекран, расположенной с ним по соседству с запада) «азиатскими эфиопами». Археологические данные как будто указывают на связь населения этих районов в III-II тысячелетиях до н.э. с культурой индской долины — высокоразвитой «городской» цивилизацией Мохенджо-Даро и Хараппы, также, возможно, дравидской по этнической принадлежности населения.
Древние шумеры еще в глубокой древности тоже имели культурные связи не только с Эламом, но и с более восточными областями; шумерский эпос сообщает о торговых и других связях Энмеркара и Лугальбанды, правителей Урука (традиционная дата — около 2700 г. до н. э.), с городом-государством Араттой, расположенном «за семью горами» по ту сторону Элама; в надписях середины и конца III тысячелетия до н.э. нередко упоминается страна Маган (откуда к шумерам привозили на кораблях черное дерево и другие ценные породы деревьев, а также диорит и др.) и расположенная еще дальше по Персидскому заливу или Индийскому океану страна Медуха, откуда привозили золотой песок.
Хотя в позднейшее время вавилоняне отождествляли эти две страны с Африкой, однако следует учитывать, что в III тысячелетии существовала прямая морская связь между Маганом и Медухой и Шумером, в то время как начиная со II тысячелетия до п. э. все товары из расположенных далее к востоку стран пе довозились до Ирака, а переваливались на Бахрейнских островах. Вследствие этого вавилоняне могли утерять правильное представление о местонахождении Магана и Медухи; но, по-видимому в шумерский период под Мелухой разумелась дравидская Индия.
Как известно, произведения ремесла индской культуры и подражания им найдены в Шумере и Аккаде в слоях середины и конца III тыс. до н. э. Найдена даже шумерская печать переводчика с мелухского.
Все эти данные во всяком случае свидетельствуют о давних и прочных контактах между Шумером, — а стало быть и Эламом, — и расположенными к востоку цивилизациями. Это имеет важное значение для оценки генетических связей также и эламской культуры и эламского языка с другими областями древнего мира.
[sign author=»ageageiron.ru» source=»Дьяконов И.М. Языки древней Передней Азии. М., 1967 «]