Зерцало и Бронелиф

Зерцало и Бронелиф

Издавна, чтобы усилить доспехи и обеспечить дополнительную защиту самым уязвимым частям тела, народы востока нашивали (или надевали) поверх брони небольшие по размеру металлические пластины. Зачастую это нехитрое приспособление и было единственной защитой воина.

Зерцало

Существовало два типа такой защиты, достаточно отличные, чтоб поговорить о них отдельно.«Зерцало» — это две пластины (обычно сантиметров 20 в диаметре) крепящиеся одна на спине, вторая на груди. «Бронелиф» (из-за сходства с предметом женского белья) тоже 2 пластины, но прикрывающие соотвественно правую и левую части груди.
Зерцала были в основном круглой формы, однако же часто встречаются квадратные и даже восьмиугольные пластины. Обычно парные, они повторяют форму друг друга, различаясь только надписями, гравировками и украшениями.

Трудно сказать где впервые появилось зерцало. В европе например найдено множество изображений персов, тела которых не защищает ничего кроме маленьких дисков надетых поверх одежды на ремнях. Также изображения «зеркал» можно найти повсюду где обитали евразийские кочевые народы.

«Зеркала» были известны и в Китае, где они имели поначалу только религиозную цель — металлические пластины (неизменно отполированые до зеркального блеска) должны были отпугивать демонов. А затем, стали и полноценным предметом экипировки, так как весили очень мало и не стесняли движений, при этом значительно повышая степень «бронированости» воина.

Так что возможно, в Европу «зерцало» пришло именно с китайских равнин, и первоначально выполняло ту же религиозную функцию. С другой стороны, «зерцала» Евразии также очень похожи на «нагрудные пластины» которые использовали древние италийские племена и могут иметь отношение к ним.
Но самый вероятный вариант состоит в том, что конструкция «зерцала» так проста, а применение столь очевидно, а значит и появиться оно могло почти одновременно в разных не связанных друг с другом местах. Однако, что любопытно, независимо от места происхождения, не смотря на многообразие народов и культур, название этого предмета неизменно означало одно и то же, — конечно же зеркало.

Возможно из-за своей первоначальной функции, более «духовной», чем «материальной», зерцала почти никогда не использовались как самостоятельный доспех, но часто дополняли любую другую. Будь то стеганый доспех, кольчуга или ламелярный панцирь. Особо хорошее сочетание получилось с кольчугой — не было сведено на нет одно из важнейших качеств — гибкость, но в то же время значительно увеличилась прочность. С течением времени, размер зерцала постоянно менялся в сторону увеличения, достигнув в итоге такого размера, что почти полностью мог прикрывать живот, грудь и спину.

Бронелиф

Зерцало и Бронелиф

Несколько менее известный, чем «зерцало», бронелиф появляется на исторической сцене в эпоху великого переселения народов.

Как можно понять из названия этот вид защиты состоит из двух пластин, прикрывающих грудь. И механизм крепления и внешний вид — всё очень напоминает обыкновенный женский бюстгалтер (да простят меня граждане кочевники). Бронелиф дополнительно подразделяется на два типа:



  • Две пластины полностью прикрывающие грудь.
  • Два маленьких диска справа и слева.

В Китае существовал вид доспеха, представляющий из себя короткий жилет надеваемый на туловище и нагрудник в форме сердца, прикрепленый в центре, но закрывающий не только грудь, но и отчасти живот. Кажется именно от этих нагрудников и берет начало рассматриваемый тип защиты. На приведенных иллюстрациях хорошо заметны отличия двух типов.

На более ранних изображениях, все бронелифы можно отнести к 1-му подтипу, но с течением времени их размер всё уменьшается, пока к 6-у веку не приобретает вида двух отдельных дисков, сравнительно небольшого размера.

Больше всего изображений бронелифа пришли к нам из 11-13 веков, с мест, где обитали Половцы,Печенеги и Кипчаки. На статуэтках и рисунках мы видим воинов с теми самыми «блюдцами» на кожаных ремнях (плечевые и подмышечные), одеваемых на одежду. На некоторых рисунках присутсвует и третья пластина — на спине, в месте соединения ремней.
Любопытно — что на изображениях, бронелиф это единственная защита кочевников, никакой другой брони на них нет.

Зерцало и Бронелиф

Однако военное значение этих «дисков» не подвергается сомнению — все найденые фрагменты только подтверждают это как внешним видом и материалом (обычное железо), так и полным отсутствием украшений и элементов художественого оформления (в то время броня выполняла сугубо практичные функции).

Что до отсутствия доспеха — возможно его одевали под одежду, а быть может существовали какие-то ещё дополнительные элементы (например защита живота встречающаяся иногда на рисунках тех времен), «диски» же прикрывали наиболее уязвимые места.

Даже много позже «Великого переселения», бронелиф всё ещё не вышел из употребления — почти аналогичные диски находят и на косюмах монголов 14 века, и на более поздних русских кольчужных панцирях.

Как упомянуто выше, ранние, «большие» бронелифы, появились на востоке, соотвественно «маленькие» тоже родом из тех мест. Но секунду! А как же древнеримские «Фалеры»?
Да, фалеры, круглые диски с гравировкой, во многом подобные современным медалям, с гордостью носили солдаты римской Республики, а позже Империи. Носили их римские герои на кожаных ремнях, перекинутых через плечи и пропущеных подмышками. Происхождение этих «медалей», скорее всего кельтское.
Солдаты Византии также, но уже в более позднее время, носили на груди похожий набор ремней (но только без дисков). Я полагаю, что эти вещи достались им в «наследство» от «старого» Рима, а затем… их вполне могли перенять и степные кочевники, с которыми постоянно контактировала Византийская империя.
В добавок стоит заметить, что и кипчаки и печенеги, вообще с радостью перенимали некоторые вещи у византийцев, например всем известные «птеруги» («юбка» из кожаных или металических пластин).

В дополнение…

В дополнение к зерцалу и бронелифу, в разные времена у разных народлов применялись также и отдельные округлые пластины, служащие той же цели — предоставлению дополнительной защиты. Обычно их помещали на плечи, локти и даже бедра.

перевод — Мэлфис К. 
Articles and Illustrations by Norman J. Finkelshteyn. Web Site designed and implemented by Silk Road Designs. Contact us at normlaw@yahoo.com


Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
 
 
Также вас может заинтересовать:

Интересное

Женский костюм Древней Греции
Костюм Золотой орды

Наверх