Тактика греческих гоплитов, по большей части определялась спецификой их вооружения. Слово «фаланга», используемое ещё Гомером для обозначения рядовых воинов, в классические времена стало прилагаться, прежде всего, к плотному боевому построению, использовавшемуся гоплитами.
Существовала явная тенденция к увеличению глубины строя, однако во времена Ксенофонта она составляла четыре шеренги, и эта ее характеристика может считаться нормальной для пятого столетия.
При таком построении выглядывавшие из-за щитов первой шеренги длинные копья воинов, стоявших в последней шеренге, могли представлять угрозу для врага. По мере возрастания числа шеренг длина копий, соответственно, также возрастала.
Нередко говорится, что роль задних шеренг сводилась к приданию фаланге большего веса, и, что битвы в древней Греции напоминали современные схватки в регби, когда стороны пытаются «отодвинуть» друг друга. В этом случае становится совершенно непонятной роль длинных копий, которые только мешали бы воинам, стоявшим в задних шеренгах.
Тем не менее, возможно, некоторые битвы действительно превращались в состязания подобного рода. В классическую эпоху наконечники копий делались не из мягкого железа, что было характерно для некоторых древних народов, а из мягкой стали, которая, по современным понятиям, не проходила должной закалки и потому, возможно, не могла пробить бронзовых доспехов противника. В таких случаях естественным образом складывалась ситуация «схватки». Там, где линию вражеской обороны невозможно было прорвать, ее пытались «сдвинуть».
При плотном построении каждый щит защищал не только левый бок самого воина, но и правый бок и сжимавшую древко копья руку его соседа. При нарушении боевого построения это преимущество мгновенно терялось. Та сторона, которой удавалось нарушить боевые порядки противника, сохранив собственные, выигрывала сражение и потому войско, боевые порядки которого нарушались, пыталось спастись бегством. Гоплит, пытавшийся бежать с поля боя, бросал свой тяжелый щит, и даже в современном греческом языке дезертиров обозначают словом ripsapsis (буквально «бросивший свой щит»).
Гораций, писавший свои труды в первом столетии до Р.Х. признается в том, что бросил свой щит в битве при Филиппах, где он воевал на стороне Брута и Кассия. На подобную откровенность его, видимо, подвиг пример поэтов древности, признававшихся в том же проступке.
Для многих битв древности была характерна явная диспропорция между страшными потерями проигравшей и незначительными потерями выигравшей стороны. Причина этого, на первый взгляд, странного явления, состояла в том, что основная бойня происходила не во время самого сражения, а в ходе следовавшего за ним преследования беглецов.
Спартанцы предостерегали своих воинов от подобного бегства. Они призывали своих воинов возвращаться либо со щитом, либо на щите (как пишет Тиртей, спартанцы использовали свои щиты и в качестве похоронных носилок).
Тяжеловооруженный гоплит, разумеется, не мог догнать бегущего врага, расставшегося со своим тяжелым щитом, этим занимались конники и легкие пехотинцы. Впрочем, как и всюду, здесь встречались и исключения. Спартанцы порой также спасались бегством, а щиты могли выбрасываться как преследуемыми, так и преследователями. Именно при таких обстоятельствах предводитель мессениан Аристомен лишился своего щита в момент триумфа над своими спартанскими врагами.
Военное искусство различных греческих государств в классический период следовало одному и тому же образцу. Сражения гоплитов представлялись порой, скорее не битвами, но сценическими постановками, подобными средневековым боевым испытаниям или судам «божьим».
Сражения могли происходить на одних и тех же полях, становившихся своеобразными аренами. Впрочем, последнее обстоятельство объясняется, прежде всего, своеобразием греческого рельефа. В гористой местности трудно сражаться даже пешим воинам, и потому в разные эпохи для боя избирались одни и те же поля и перевалы: Фермопилы, Мантинея, Коронея, Херонея.
Победитель воздвигал трофей или памятник из захваченного оружия и доспехов побежденной стороны. Проигравшая армия просила перемирия с тем, чтобы собрать трупы своих воинов. Сооружение трофея и перемирие являлись формальным объявлением победы или признанием поражения.