Ранний уздечный набор скифского всадника был достаточно своеобразен. В то время широко применялись двухсоставные бронзовые удила, скрепленные кольцами на концах, со стремявидными окончаниями. Железные удила входят в широкое употребление начиная с VII в. до н. э.
К удилам крепились бронзовые литые или железные псалии с тремя отверстиями. Центральное отверстие служило для привязывания к удилам, а также для крепления центрального нащечного ремня уздечки, а его боковые ответвления крепились в два других отверстия. Судя по сибирским аналогиям, кожаные уздечки состояли из затылочного, налобного, наносного и подбородочного ремней. Для их скрепления служили бронзовые или костяные пронизи геометрической формы, иногда в виде круглых бляшек с петельками, порой они оформлялись в зверином стиле.
Относительно скифской седельной упряжи данные весьма немногочисленны. Предполагается, что они применяли мягкие седла. Вероятно, форма скифских чепраков могла быть заимствована в Передней Азии.
С течением времени, упряж претерпела значительные изменения. В первую очередь, это касается изменения формы удил. Стремечковидные бронзовые удила уступают место железным, согнутым на концах в петли. На удила иногда надеваются колечки с шипами для облегчения управления лошадью.
Одновременно с удилами изменяются и псалии — теперь в них наличествуют только два отверстия, так как удила не привязываются к псалиям, а псалии продеваются через петлю, которой оканчиваются удила. Соответственно, уздечный ремень теперь расходится только на два ремешка, которые крепятся сверху и снизу от удил. Положение остальных ремней в целом не изменяется.
Применялись псалии разнообразных форм: S-образные, С-об-разные, Г-образные и в виде прямых стержней. Края псалии часто украшались фигурами животных в зверином стиле. Для крепления повода служили специальные пряжки, крепившиеся к окончанию удил.
В V в. до н.э. появляются нащечники в виде птичьего крыла, бедра хищника или копытного животного. Для скрепления ремней используются круглые бляхи с петельками на оборотной стороне, иногда они бывают довольно крупными и изготавливаются из драгоценных металлов. В некоторых случаях бляха может быть сделана в виде солнечного колеса с головками грифонов. Вместе с на-шечниками и круглыми бляшками в комплект уздечного набора входит налобник или наносник. Налобник, который обычно имел фигурную форму, в наиболее богатых погребениях украшался рельефом, например, изображением змееногой богини на налобнике из кургана Большая Цимбалка.
На налобнике имелись петли или прорези для крепления ремней. Наносники надевались на среднюю часть наносного ремня, они состояли из узкого продолговатого щитка и расположенной над ним скульптурной головки животного или птицы. Часто в уздечный набор входили многочисленные дополнительные декоративные бляшки. Во многих курганах, в том числе Солохе, Чертомлыке и Огузе, были найдены нагрудные украшения лошадей. В Мелитопольском кургане они состояли из лунообразных и круглых блях, подвешенных на цепочках к нагрудному ремню.
Кроме того, можно предполагать, что в IV-III вв. до н. э. некоторые скифские всадники пользовались твердыми седлами на деревянной основе, так как найденные в ряде захоронений украшения седла явно набивались на твердую основу. Однако наличие таких седел, похоже, не повлияло на тактику скифского удара копьем. Использовать седло в качестве упора догадались только сарматские всадники.
Источник — компиляция из различных материалов (гл.обр.замечательной книги «Всадники войны» автор которой мне не известен)