Доспех собраный из горизонтальных полос, развился независимо друг от друга у совершенно разных народов. Им приходилось сталкиваться с похожими трудностями, решать похожие задачи, а потому не стоит удивляться и появлению столь похожей брони.
Самое полное свидетельство такого развития мы можем проследить на примере Японии. Первоначально, японская война была очень сильно ритуализирована. Воин выезжал верхом из рядов своей армии, выкрикивая вызов своим противникам, а затем мчался мимо их рядов, стреляя из лука, под ливнем вражеских стрел. Объехав ряды вражеской армии он возвращался назад к своим.
Так делали воины с обоих сторон — строго по одному, чинно соблюдая порядок.
Японские доспехи в то время были очень толстыми и тяжелыми, сделанными из большого числа мелких пластин. Нельзя сказать, что храбрецу скачущему под вражеским огнем ничего не угрожало, однако он всё-таки был в относительной безопасности.
Война, изменилась только после вторжения монголов. Самураипробававшие использовать старую тактику боя были попросту уничтожены, японская армия, которая ожидала от монголов такого-же «благородного» поведения была опустошена.
Японцы быстро преспособились к новым условиям «жесткой» воины, однако нужда не только стрелять из лука, но и маневрировать, а при необходимости использовать меч и другое оружие ближнего боя, заставляла самураев искать новые решения.
В это время, они начали активно использовать менее прочную или даже обеспечивающую лишь частичную защиту броню, до этого использовавшуюся только слугами. Они пытались укреплять кожаные доспехи сталью, или напротив — заменяли сталь кожей, однако всего этого было недостаточно.
И даже после того, как угроза монголов миновала и японцы вернулись к своим внутренним войнам, они не забыли уроков, которые преподали им заморские завоеватели. Война стала более жестокой. Теперь, воины постоянно должны были быть начеку и во время походов вообще не снимали доспехов.
Тканевое основание чешуйчатых доспехов, впитывало, воду и грязь и становилось просто неподъемным, а медленно высыхая, становилось настоящим рассадником для различных паразитов. Во время многонедельного похода, когда негде остановиться, помыться и превести обмундирование в порядок, больше солдат погибало от болезней, чем от вражеских мечей!
Поэтому первым шагом японских оружейников стало сокращение использования в доспешном деле ткани и различных шнуровок. Так к 14-му веку появился новый тип доспеха.
Панцирь состоит из четырех частей (перед, зад, и боковины), выполненных из горизонтальных полос. Так как «наследие» чешуйчатого доспеха ещё не было забыто, пластины накладывались одна на одну и скреплялись шнурками. Социальный статус в Японии значил очень много и поэтому шнуровка стала неким отличительным символом — чем больше шнурков, тем более могущественен владелец доспеха.
Соседние пластинки скреплялись петлями. Доспех опирается на плечи и как большинство японских доспехов, застегивается слева на пуговицы. Рукава и нижняя часть доспеха так же делалась из пластин. Юбка пристегивается к панцирю пуговицами.
Хотя эта броня и имела свои недостатки, она была вероятно самой эффективной комбинацией гибкости, силы, и практичности, достигнутой в японском доспешном деле. В попытке устранить недостатки, постоянно появлялись новые типы доспеха, и тут уже японские мастера показали свою изобретательность. Были даже варианты, где пластины были скованы намертво, фактически образуя самую настоящую кирасу!
Однако в период сёгуната Токугавы, войны провинций закончились и доспех стал главным образом практически бесполезным символом положения в обществе. Тогда стали возвращаться старые традиции, доспехи вновь становились предметом роскоши — ужасно красивым и причудливым, но совершено не практичным нарядом.
Римляне, также столкнувшись с проблемой излишнего веса снаряжения и с чрезвычайными расходами государства на обмундирование, пришли к похожему решению. Лорика Сегментата — доспех римского легионера, на долгое время стал практически униформой римской армии.
Этот доспех состоит из панциря в пять или семь (в зависимости от временного периода) горизонтальных полос, наложенных друг на друга («вниз»), в два ряда. На плечи также накладываются пластины. Несколько металических полос с успехом заменяют намного большее количество пластин и позволяют отказаться от громоздских кожаных и тканевых «оснований». Такой доспех получается удивительно простым и дешевым, но в то же время намного более эффективным, чем ранние образцы. Поэтому довольно удивительно, что после крушения римской исперии, Лорика Сегментата практически исчезла из употребления.
Достаточно интересно, что в 16-ом веке, в ответ на возросшую жесткость пластинчатой брони, и вероятно из-за влияния с востока, Италия и Германия вновь начали делать броню из горизонтальных полос. Такую броню называли «Anime» из-за гибкости, а её полосы были связаны на этот раз с использованием технологии «скользящей заклепки», появившейся двумя веками ранее.
Невозможно сказать, когда доспехи из металических полос вошли в использование в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Однако, к восьмому веку они были уже весьма обычным явлением, вероятно принесенные из Средней Азии во время более ранних Мусульманских вторжений. Их иллюстрации можно найти повсюду от Сирии до гор Кауки. Конструктивно, она практически ничем не отличалась от аналогичных типов, рассморенных ранее.
Перевод — Мэлфис К.
Articles and Illustrations by Norman J. Finkelshteyn. Web Site designed and implemented by Silk Road Designs. Contact us at normlaw@yahoo.com