Гимн всем богам (из Ригведы)

Богов рожденье ныне хотим
Возгласить, прославляя.
В слагаемых песнопеньях,
Ибо кто разглядит их в грядущем веке?

Брахманаспати их сковал
Вместе, кузнецу подобно.
В прошлом веке богов
Сущее возникло из не-сущего.

В первом веке богов
Сущее возникло из не-сущего.
Затем возникли стороны света,
И все это — от воздевшей ноги кверху.

От воздевшей ноги кверху земля родилась,
От земли родились стороны света.
От Адити родился Дакша,
От Дакши же — Адити.

Ведь Адити родилась,
Как дочь твоя, о Дакша,
Вослед ей родились боги,
Добрые товарищи бессмертья.

Когда вы, боги, там, в воде,
Стояли, крепко держась друг за друга,
От вас тогда, от плясунов словно,
Густая пыль воздымалась.

Когда вы, боги, словно волхвы,
Наполнили все миры.
Тогда достали вы солнце,
Спрятанное в море.

Восемь у Адити сыновей,
Что родились из ее тела.
С семью — к богам пошла она,
Мартанду прочь отшвырнула.

С семью сыновьями Адити
В первый век явилась.
Вновь принесла она Мартанду,
Чтоб размножился он и вновь умер.



Перевод Т. Елизаренковой

Комментарии к гимну о сотворении мира

В гимне излагаются противоречивые космогонические гипотезы, но не делается попытки примирить их между собой. Это выглядит как стремление автора показать неразрешимость проблем космогонии.

Век — так здесь передано слово “юга”, означающее определенный цикл мироздания. По представлениям древних индийцев, жизнь Вселенной длится четыре юги.

Брахманаспати — бог-покровитель молитвы и жертвоприношения .

…от воздевшей ноги кверху — возможно, от Адити.

Дакша — букв. — сила, способность, здесь — мужское порождающее начало.

Мартанда — букв. — яйцо смертного.


Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
 

Интересное

Конный воин Боспорского царства IV В. до н.э.
Из сасанидской «Книги установлений»

Наверх