Разговор Агастьи и Лопамудры (из Ригведы)

ЛОПАМУДРА

Многие годы я изнуряю истомляю себя,
Дни и ночи, многие зори приближают к старости.
Старость отнимает красоту у тела.
Неужто не внидут мужья к своим женам?

Даже и те, прежние, что услужали истине
И вели речи истинные с богами,
Даже они прекратили путь, так как не достигли конца.
Неужто не соединятся жены с мужьями?

АГАСТЬЯ

Не напрасно усилие, к которому добросклонны боги,
Мы двое устояли бы во всех сражениях.
Вдвоем мы победили бы, избежав сотни ловушек,
Когда бы парой устремились к одной цели, повели войска.

На меня нашло желание быка вздымающегося,
Явилось во мне и оттуда и отсюда, откуда не ведаю.
Лопамудра заставляет струиться быка,
Неразумная сосет разумного, пыхтящего.

УЧЕНИК АГАСТЬИ

Этому Соме, выжатому в сердце моем,
Говорю изнутри:
Если согрешили мы против его,
Да простит он его, — ведь смертный обилен страстями!

АВТОР



Агастья, копавший лопатой в земле,
Возжелал детей, потомства, силы,
Могучий риши послужил процветанью обеих сфер, обоих миров,
Он средь богов претворил свои желанья.

Перевод Т. Елизаренковой

Комментарии к разговору Агастьи и Лопамудры

Лопамудра призывает мужа отказаться от аскетического воздержания и произвести с нею потомство. Нарушение Агастьей аскезы искупается заклинанием, которое произносит живущий в его доме ученик-брахмачарин.

Те, прежние… — то есть древние мудрецы-аскеты. Они прекратили аскетическое воздержание, так как не смогли постичь конца истины.

Этому Соме… — сок сомы, выпитый учеником Агастьи, выступает средством избавления учителя от греха.

…копавший лопатой… — намек на отшельнический образ жизни Агастьи, питавшегося кореньями, которые он выкапывал лопатой.

…обеих сфер (букв. — варн)… — сферы аскетизма и сферы продолжения рода.


Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
 

Интересное

Япония в средние века. Женщина-самурай
Костюм Золотой орды

Наверх