Сайт рекомендован для аудитории 16+

Реконструкция облика княгини (Русь)



Реконструкция древнерусского костюма

Для реконструкции древнерусского костюма, как в общем-то и любого другого, обычно используется метод наложения реальных археологических находок на «условные» силуэты, построеные в соответствии с изображениям на фресках и миниатюрах Древней Руси.
Также используются чудом уцелевшие детали, найденные при раскопках городов (платье, детали одежды, обувь) а также ансамбли украшений, сохранившиеся в кладах.

На рисунке 1 представлены реконструкции княжеско-боярского убора. Археологический материал положен на те одежды, которые известны по фрескам ХI-ХШ вв. и принадлежат древнерусским княгиням.

Реконструкция древнерусского костюма

Типы покроя одежды

Изобразительный материал дает два основных типа покроя женской одежды: К первому типу относятся платья прямого покроя, перехваченные у талии поясом. Рукава одежды могли быть и широкими, и узкими с опястьем.
Такие платья чаще сшиты из однотонной ткани и украшены по подолу орнаментальной полосой, реже — каймой и оплечьем (Рис.1(3)).

Платья второго типа были прямыми или слегка расширяющимися книзу, с узкими рукавами, заканчивающимися опястьем (рис.1 1,2). Их шили из богато орнаментированной ткани и украшали оплечьем и каймой, проходящей в центре и по подолу. Такие платья вошли в традиционный костюм высших слоев населения. Они известны в княжеско-боярском и царском быту ХVI-ХVII вв.
На реконструкции княжеско-боярского убора показаны кожаные сапоги. Форма их дана по находкам в слоях Новгорода.

Украшения

На голове княгини венец. Форма его могла иметь разный контур. В изобразительном материале известны венцы с округлым и острым верхом над челом. Эти формы стали традиционными. Они уложены в два ряда и составляют зигзагообразный орнамент.
Остатки от подобного украшения на жесткой основе были найдены в Набутовском могильнике бывшей Киевской губернии. В погребении были найдены также цепи с колечками, аналогичные тем, что известны на ряснах (цепь из круглых или квадратных бляшек) из колодочек — очевидно, последние могли не сохраниться.

Венец на рисунке украшен колтами (полые височные подвески), подвешенными на ряснах из колодочек.
Такая схема крепления колтов была предложена Б.А. Рыбаковым. Правильность реконструкции подтверждена находками последних лет: обнаружены цепи из колодочек, на которых подвешены колты, а также височные кольца. Их носили на кольце, прикрепленном к последнему звену.
На реконструкции даны колты, найденные в Чернигове. Они обнизаны полыми шариками. На черневом фоне их щитка изображены грифоны по сторонам вертикально расположенной плетенки (Рис.2 (1)).

Орнаменты и шитье

Изображение плетенки на колтах аналогично орнаменту воротника, найденного также в Набутовском могильнике. Золотная вышивка воротника дополнена изображениями крестов.
На воротнике, как и на головном уборе, были нашиты серебряные позолоченные бляшки округлой и квадратной формы. Застежка воротника в виде полых пуговок из позолоченного серебра так же, как и орнамент в виде плетенки, составляет единое целое с украшением колтов. Подобные воротники могли быть пришитыми к нижней одежде (Рис.2 (3)).

Оплечье платья, пояс и подол предполагает украшение из тисненых бляшек и шитья. Платье посредине украшали ленты расшитые золотной нитью в виде сердцевидных фигур с кринами. Расположение их говорит о размещении ленты на платье по вертикали (Рис.2 (2)).



Реконструкция древнерусского костюма

Орнамент на приведенных лентах и колтах близок орнаменту на многих серебряных браслетах-обручах (Рис.2 (4)). В ансамбль серебряных украшений с чернью входили и перстни-печати. (Рис.2 (5)).

Выложил — Мэлфис К.
Источник — Древняя Русь. Быт и культура