Сайт рекомендован для аудитории 16+

Деятельность ордена иезуитов



Орден иезуитов на политической арене

В мировую политику иезуиты вмешались как организаторы и вдохновители феодально-католической реакции. К оружию ландскнехтов, опустошавших районы антифеодальных и антикатолических движений, к топорам и ударам палачей они присоединили крест, ухищрения пробабилизма и человеконенавистническую проповедь. Все это должно было освятить кровавый разгул карателей, придать ему легкий «возвышенный» смысл.

Однако в католическом мире не было полного единства в отношении к папской политике. Даже среди церковников не существовало общих взглядов. Духовенство некоторых стран стремилось создать национальные церкви, часть церковников требовала подчинить пап воле соборов.

Пытаясь укрепить международные позиции Ватикана, папы одновременно хотели навести строгие порядки в собственном, церковном доме. Требовалось прежде всего связать руки той части духовенства, которая желала ограничить власть пап.

Это было сделано во второй половине XVI века, и сделали это иезуиты. Полем битвы стал церковный собор, созванный папой Павлом III в 1545 году в тирольском городе Триденте. На соборе столкнулись резко противоположные точки зрения.

Император Карл V хотел, чтобы собор произвел церковную реформу, а папы рассчитывали с помощью того же собора поднять свой авторитет и свою власть. В противовес многочисленным сторонникам императорской политики, стремившимся умерить вражду между католическим и протестантским лагерями, папы выдвинули требование решительно искоренить протестантизм.

Иезуиты и реформация-схватка насмерть

Чтобы отстаивать первенство папского престола Павел III прислал множество своих приверженцев под видом легатов а, кроме того, просил Лойолу командировать на собор лучших богословов. Иезуиты явились в Тридент и стали вмешиваться во все учено-богословские споры. Временами разногласия доводили чуть ли не до рукопашной. Заседания прерывались на годы. Закрылся собор только в 1563 году. И разумеется победой папской группировки.
Он помог папам сплотить и двинуть в наступление силы католической реакции. Он облегчил распространение иезуитов по странам Западной Европы, но это не значит, что орден иезуитов совершал там триумфальное шествие.

Напротив, «Общество Иисуса» постоянно сталкивалось с серьезными препятствиями — следствие крайней сложности классовых, национальных, международных и религиозных отношений того времени. Например, исключительные трудности испытывали иезуиты, пытаясь обосноваться в Испании. К первым иезуитам, прибывшим в страну в 1543 году, Карл V отнесся с крайней неприязнью. Он отказался взять к себе в духовники члена «Общества Иисуса». Ободренные этим, старые ордена резко выступили против новоявленных конкурентов.

В Португалии иезуитам повезло с самого начала. Король этой страны Иоанн III, искавший верных средств к истреблению ереси, обратился к папе с просьбою прислать иезуитов. Лойола избрал для этой миссии двоих иезуитов. После 1543 года у большинства аристократов Португалии духовниками были иезуиты. Вскоре они проникли в Бразилию, в 1549 году утвердились там.



Проникнуть во Францию иезуитам стоило больших трудов. Когда еще зарождался их орден в этой стране два десятилетия распространялось лютеранство. Позже туда проник кальвинизм. Политика сторонников укрепления королевской власти и территориального единства Франции породила галликанизм — движение за создание французской национальной церкви, независимой от Рима. Попытки легализоваться, первоначально предпринятые иезуитами во Франции, окончились неудачей. Парижский парламент и Сорбонна осудили последователей Лойолы.
Генерал иезуитов предложил притаиться. В 1547 году на престол вступил Генрих II, муж знаменитой Катарины Медичи; благодаря итальянской принцессе, иезуиты нахлынули во Францию и пользовались политическим влиянием.

В Нидерландах иезуитам противостояло мощное национально-освободительное движение народа, религией которого были, главным образом, кальвинизм и лютеранство. Первые шаги иезуитов в стране были осторожны. Но постепенно число их возросло, были основаны коллегии в Антверпене, Мастрихе, Брюсселе, Генте и в других больших городах.

Особое внимание иезуитов привлекла Германия — родина реформации. Первые этапы религиозной и политической борьбы прошли без участия иезуитов. Настоящее наступление на Германию началось в 1542 году. Орден Лойолы с большой ловкостью использовал сложнейшую обстановку в этой стране, где религиозный вопрос имел первостепенную политическую важность. В землях католических князей иезуиты основывали свои коллегии, захватывали университеты.
Вскоре к ним стали прибывать подкрепления из «Германской коллегии», которую папа и Лойола учредили в Риме. Нарушения прав протестантов все учащались. Затем начались форменные гонения: закрытие протестантских церквей, изгнание и убийства пасторов, насильное «обращение» населения в католицизм. В Баварии, Австрии, Тироле, Чехии, Швабии и других землях католический лагерь, в котором видную роль играли иезуиты, перешел в наступление. Хотя католики во всей Германии составляли не больше трети населения, их лагерь обнаружил больше сплоченности, чем протестантский.

Таковы были первые годы жизни ордена иезуитов, созданного Лойолою. В 1549 году умер Павел III и на престол вступил Юлий III. Этот папа также покровительствовал ордену и дал ему еще несколько привилегий. Юлия III сменил Марцелл в 1555 году, проживший на престоле всего 23 дня, и затем папою был избран недруг Лойолы, кардинал Караффа под именем Павла IV. Новый первосвященник относился к ордену сдержанно. Больной генерал скончался 31 июля 1556 года, не назначив себе преемника. Претендентами на главенство в ордене явились Паланка, Бобадилья и Лайнец. Последний одержал верх на выборах 2 июля 1558 года, и Павел IV признал его вторым генералом иезуитов.

Успехи, а также методы и идеология Общества на протяжении первого века его существования возбуждают против иезуитов соперничество, зависть и интриги. Во многих случаях борьба была столь ожесточённой, что орден едва не прекратил своё существование в эпоху, обуреваемую движением самых противоречивых идей, таких как янсенизм, квиетизм.

Упразднение и восстановление ордена иезуитов

Оппозиция Обществу дворов великих католических монархов Европы (Испании, Португалии, Франции) вынудила папу Климента XIV упразднить орден в 1773 году. Последний генерал ордена заключён в римскую тюрьму, в которой и умер через два года.

Упразднение ордена продолжалось сорок лет. Закрылись коллегии, миссии, остановлены разнообразные начинания. Иезуиты были присоединены к приходскому клиру. Однако по различным причинам Общество продолжало своё существование в некоторых странах: в Китае и в Индии, где сохранилось несколько миссий, в Пруссии и, прежде всего, в России, где Екатерина II отказалась публиковать указ папы.
Много усилий было предпринято Обществом Иезуитов на территории Российской империи, чтобы оно могло дальше существовать и действовать.

Общество было восстановлено в 1814 году. Новый расцвет испытывают коллегии. В условиях «промышленной революции» проводится усиленная работа в области технического образования. Когда в конце XIX века появляются движения мирян, иезуиты принимают участие в руководстве ими.

Орден иезуитов а наши дни

Продолжается интеллектуальная деятельность, в числе прочего создаются новые периодические издания. Необходимо, в частности, отметить французский журнал «Etudes», основанный в 1856 г. о. Иваном-Ксаверием Гагариным.
Создаются центры общественных исследований для изучения новых социальных феноменов и воздействия на них. В 1903 г. была создана организация «Народное действие» (Action Populaire), для того чтобы способствовать изменению социальных и международных структур и помочь рабочим и крестьянским массам в их коллективном развитии. Многие иезуиты также занимаются фундаментальными исследованиями в области естественных наук, переживающих сво й подъём в XX веке. Из этих учёных наиболее известен палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден.

Иезуиты работают также в мире массовой коммуникации. Они работают на радио Ватикана со времени его основания по сегодняшний день (в частности, в русской секции).


Источник — А.А. Быков «И. Лойола, его жизнь и общественная деятельность» (1890 г.), Д.Е. Михневич «Очерки из истории католической церкви (Иезуиты)»,(1953 г.), С.Г. Лозинский «История папства», (1986 г.)