В сравнении с другими орденами «Общество Иисуса» вначале было малочисленно. Быстрого увеличения числа иезуитов, очевидно, не ждали: учреждая орден, папа Павел III даже запретил принимать в него больше 60 человек. Однако вскоре ограничения отменили, и в год смерти Лойолы орден имел уже около тысячи членов разных степеней.
Орден рос и распространялся в той мере, в какой этого требовали его особые задачи организатора и вдохновителя контрреформации: требовалась не столько многочисленная, сколько специально подобранная и обученная организация. Орден иезуитов всегда умел обходиться небольшими силами. К тому же Лойола умел находить короткие пути к цели.
Самым важным делом для ордена была «обработка» влиятельных представителей господствующего класса. Серьезное значение Ватикан придавал также вмешательству иезуитов в международную политику. Еще один путь — миссионерство, которым занимались и почти все другие ордена, чтобы превращать в католиков тех, кто никогда ими не был, а главное — чтобы улавливать упрямые протестантские души и возвращать их под папское ярмо.
Система, принятая Лойолою, была нехитрая, но в этой простоте и заключалось все ее величие. Придя к убеждению, что воспитание и образование, даваемое пастве без строгого контроля пастыря, ведет к вольнодумству, он решил, что воспитание и образование должны быть сосредоточены в надежных руках. А для того, чтобы орден иезуитов и был «этими надежными руками», Лойола создал образцовую организацию устройства ордена. Таким образом, главной задачей товарищества Иисуса было овладеть воспитанием и образованием молодежи, преподаванием в низших, средних и высших учебных заведениях.
С самых первых лет существования «Общества Иисуса» где бы не появлялись иезуиты, они стремились тотчас же устроить свои школы — коллегии. В них преподавали начатки арифметики, геометрии, астрономии. Особое внимание уделялось наукам, нужным для проповедников: латинской и греческой грамматике, а также риторике и диалектике. Над всем этим стояло, разумеется, богословие.
В иезуитских учебных заведениях применялись изощреннейшие виды духовной муштры. Человек, годами живший под гнетом такой «педагогики», постепенно от «страха божьего» превращался в марионетку своих наставников. Особое значение иезуиты придавали высшим школам. Университеты были охранителями реакции в науке. В них безраздельно господствовала схоластика, и под видом научных проблем изучались вымыслы богословов, подменявших исследование природы бесплодными умствованиями.
Иезуиты разработали «систему морали», которую следует назвать системой оправдания безнравственных целей и средств. В те времена действовало — где фактически, а где и официально — правило: «чья власть, того и вера», оно требовало «обращать» подданных в веру их властелина и юридически оправдывало все совершавшиеся при этом насилия.
Иезуиты отлично поняли, что при таких обстоятельствах можно многого достичь, постаравшись «завоевать» прежде всего самого феодала, чтобы затем напустить его на подвластных «еретиков». Для народа были приготовлены в случаях сопротивления на выбор либо крестильная «святая» вода, либо орудия пытки и казни.
История распространения иезуитов по любой стране Западной Европы в этом смысле однообразна. Ее начальный период везде и всюду — борьба за влияние на королей, аристократию, дворянство вообще. Добившись их благосклонности, иезуиты действовали с помощью их денег и солдат.
В «учении» иезуитов о морали наиболее полно выражалась самая сущность морали феодальной. Успехи пропаганды иезуитов в господствующем классе зависели больше всего от того, что она освящала феодальные отношения.
Характерно, что иезуитские моралисты сравнительно мало занимались конкретными вопросами классовых отношений — в этой области для них все было ясно и так: существующий строй установлен Богом, и всякий нарушитель феодальных законов совершает тягчайший грех. Этим духом была проникнута вся иезуитская мораль, и больше всего именно за это ценили иезуитов владыки феодального мира.
Иезуиты тщательно разработали теорию пробабилизма, суть которого состоит в том, что при разногласии авторитетов о дозволенности или недозволенности какого-либо поступка можно избрать любое их мнение и руководствоваться только им. Более того: в одних условиях допустимо основываться на одном из противоречивых мнений, в других же — на любом ином, даже если оно во всем противоположно первому.
«Система морали», согласно которой можно грешить и одновременно делать грех недействительным, стала в руках иезуитов гибким средством к «уловлению душ», к развращению множества людей, к укреплению влияния иезуитского ордена и к поддержке пошатнувшейся власти римских пап.
Источник — А.А. Быков «И. Лойола, его жизнь и общественная деятельность» (1890 г.), Д.Е. Михневич «Очерки из истории католической церкви (Иезуиты)»,(1953 г.), С.Г. Лозинский «История папства», (1986 г.)