Сайт рекомендован для аудитории 16+

Что если бы Александр Македонский прожил на три десятилетия дольше? (альтернативная история)



Фрагмент «альтернативной истории» от знаменитого английского исследователя античности Арнольда Тойнби, в котором автор задался довольно любопытным вопросом — что было бы, если бы Александра Македонского… не было? 

Вавилон, жаркий июнь 323 года до новой эры. Царь Александр болен, и ему становится все хуже — мучимый приступами малярии. он не хочет ни в чем изменить свой обычный нечеловеческий образ жизни. Нескончаемая работа по строительству империи, с краткими перерывами на сон, еду и иногда — буйные пиры для встряски тела и духа — только так должен жить божественный Александр, сын Зевса и властелин мира! А советы врачей — ерунда; он сам — бог и находится под особым покровительством судьбы, пока и поскольку он исполняет свою божественную задачу.

Что если бы Александр Македонский прожил на три десятилетия дольше? (альтернативная история)

Но теперь, кажется, здоровье тридцатитрехлетнего богатыря впервые изменяет ему. Лихорадка лишила Александра сил, его голос ослаб до шепота, временами он теряет сознание. А вдруг он в самом деле умрет? Ведь и боги подчас умирают?

Пока царь недееспособен, срочные дела решает государственный совет из трех человек: государственный секретарь Эвмен — эллин — и два македонских полководца — Пердикка и Птолемей. Совет этот временный и самозванный. «Министры» Александра были просто толковыми исполнителями его божественной воли и не больше. Если этот бог теперь умрет, империя останется без власти и взорвется.

Дикие герои, македонцы органически не способны повиноваться невеликому правителю. Они едва ладят с эллинами, и то только с теми, кто, вроде Эвмена, не уступает им в силе и храбрости. Интеллектуальное превосходство более культурных эллинов и персов они чувствуют, но не понимают, и оно их бесит. Когда Александр уравнял в правах побежденных персов с победителями и ввел персидские полки в свою армию, македонцы взбунтовались, и сам царь с трудом утихомирил их. А самое опасное, — разрушив персидский порядок управления громадной державой. Александр еще только начал создавать другой, свой порядок. Все — в движении; если царь умрет, то победители перегрызутся, побежденные восстанут, и великое дело объединения всех народов Ойкумены пойдет прахом!

Но — слава богам, совершившим чудо! — Александр, сломленный болезнью, дал клятву беспрекословно исполнять все указания врачей. Тут же написали соответствующий указ, и полуживой Александр заверил его своей печатью! Теперь этот документ позволит триумвирату министров удержать контроль над государством до выздоровления царя и подумать о будущем.
Больше всех надо думать Эвмену — он единственный из министров, кто видит мировую державу как целое и особенно ясно видит ее правителя, остро нуждающегося в исправлении хотя бы самых выдающихся своих недостатков. Ведь Александр даже не имеет до сих пор законного наследника — Роксана еще только ждет ребенка.

Поразительный сплав македонской энергии и дерзости с эллинской образованностью и жаждой новых знаний — именно он сделал Александра личностью всемирного масштаба. Этой небывалой синтетической личности и поклоняются как божеству. незаурядные и гордые соратники Александра. Но теперь бороться с эксцессами этой личности станет гораздо легче: Александр начал слушаться врачей — значит, будет слушаться и министров! Коллеги Эвмена по триумвирату — особенно хитроумный Птолемей — выступают с ним единым фронтом, отбросив свою македонскую спесь.

Оптимистический прогноз Эвмена оправдался: выздоровев через два месяца, Александр, хоть и не признал официально полномочий самозванного совета министров, но не отменил их. А вскоре Роксана родила мальчика — будущего Александра IV, который взошел на престол лишь через 36 лет,



Оправившись от болезни, Александр осуществил наконец задуманную морскую экспедицию в Египет через Бахрейн, вокруг еще незнакомой Аравии. Царь осознал, что великой державе нужны высококачественные дороги — а лучших дорог, чем морские, пока нет. Нужен удобный водный путь от Эллады до Индии, и Александр возобновляет построенный при Дарий канал через Суэцкий перешеек: великие мореходы финикийцы по приглашению царя заселяют острова Персидского залива.

У Александра чешутся руки поскорее включить все Средиземноморье в свою империю; после этого можно будет со свежими силами вновь вернуться к нерешенной задаче — покорению Индии. Увы. сначала надо заняться реорганизацией Ближнего Востока. Наместник Египта Клеомен проворовался. Птолемей предлагает казнить вора, а его, Птолемея, назначить правителем Египта. Но слишком важен Египет как житница империи, и слишком талантлив и честолюбив Птолемей, чтобы лишаться такого министра да еще соблазнять его перспективой сепаратизма!

Пусть этот ловкий ворюга Клеомен управляет и дальше, заплатив подобающий штраф. Лишь бы имперская казна была не в убытке, а египтяне стерпят! Кстати, они недоумевают: почему их божественный фараон Александр не строит себе гробницу, наподобие великих пирамид? Вместо этого царь построит в Александрии пышную гробницу и учредит Академию наук и искусств — будущий культурный центр его государства. Ведь сама судьба сделала Александрию на Ниле, находящуюся в центре империи, посередине великого морского пути Восток-Запад, главной столицей мировой державы.

Далее — финикийский вопрос. Этим мореходам, необходимым для империи, надо дать крупные льготы и помочь. Прежде всего восстановить Тир, разрушенный Александром в начале персидского похода. Ведь героическая оборона финикийцев и свирепый натиск македонцев были плодами взаимной ошибки. Тиряне защищали персидскую империю. обеспечивавшую им, торговцам. и самоуправление, н возможность экономического процветания: защищали все это от новых хозяев империи, которые тоже еще не знали, что они — будущие хозяева, и вели себя не по-хозяйски.

А теперь мало восстановить разрушенное — надо сделать финикийцев заинтересованными соучастниками дальнейшего расширения империи. Для этого Александр организует конфедерацию финикийских городов под своей гегемонией — наподобие Коринфского союза городов Эллады. созданного Филиппом — его отцом. Эта новая конфедерация получает монополию морской торговли на всем Востоке, с обязательством строить торговые фактории и города-колонии, включая их в свой союз. Таким образом, финикийцы будут делать в Индийском океане то, что их предки. конкурируя с эллинами, делали в Средиземноморье.

Теперь конкуренции не будет: Средиземноморье достанется эллинам. а Восток — финикийцам, которые за такой дар простят Александру и прошлый разгром Тира, и будущую ликвидацию Карфагенской державы, некогда основанной тирянами. Финикийцы, действительно, довольны. Им не хватает людей (в Финикии всего шесть крупных городов), поэтому они широко вербуют своих сородичей из племен, живущих в глубине Сирии. Им нужен контроль над путями через пустыню между гаванями вдоль Великого морского пути — и они арендуют дороги у местных кочевников (сабеев, набатеев, иудеев), втягивая эти племена в экономическую орбиту империи. Местные племенные боги — например, Яхве — кооптируются в общий пантеон, вроде эллинского, н теряют свою агрессивность.

Но это будет уже потом, а в 321 году у Александра оказываются развязаны руки, и он может всласть повоевать в Средиземноморье. И конечно, идти надо вдоль берега Африки — через Карфаген. Тут триумвират министров впервые пробует исправить авантюрный царский план. Уже дважды — при возвращении из Индии и в аравийском походе — подобный береговой марш едва не кончился катастрофой из-за отрыва флота от армии, идущей по пустыне. А теперь еще финикийские моряки не хотят воевать против соплеменников! Да и сухопутная армия — из кого ее составить? Македонцев почти всех пришлось демобилизовать: они устали, их боевой пыл иссяк — из-за этого уже был досрочно свернут индийский поход.

А Карфаген — серьезный противник; его надо сначала окружить. Короче, наступать надо через Сицилию. Сицилийские греки-колонисты и их родственники в Элладе дадут Александру достаточно отличных бойцов-добровольцев. Но перед этим надо навести порядок в Элладе, да и. вообще на севере. Старый верный Антипатр, наместник в Македонии, едва предотвратил общегреческое восстание, когда слух о смерти Александра достиг Эллады. И в Малой Азии Антигон совершает чудеса храбрости и полководческого искусства, защищая малыми силами от местных вельмож-сепаратистов единственный прямой путь из Македонии в Вавилон.

Время и привычка сделали свое: Александр принимает совет своих министров и отправляется на родину, оставив Карфаген в покое до лучших времен. Для начала он устраивает в Элладе ряд военных демонстраций; вид действующего владыки быстро успокаивает мятежный дух эллинов. После этого всех боеспособных людей из Македонии царь отправляет на помощь Антигону, и тот переходит в наступление, быстро умиротворяя или покоряя Северную Персию вплоть до Кавказа, куда Александру в свое время было недосуг заглянуть.

Таковы дела политические. Но есть еще семейные дела — они тоже становятся политическими, раз в них замешана царица-мать Олимпиада. За десять лет разлуки Александр почти забыл, какая у него матушка; а теперь вспомнил — и вздрогнул. Неведомо, положил ли Зевс предел уму этой избранной им женщины; но ее энергия и деспотизм беспредельны — это знают все. Старик Антипатр предъявил Александру ультиматум: либо он, либо Олимпиада? Он не может успешно управлять страной, терпя самоуправство вдовствующей царицы!

Олимпиаду приходится выслать — деликатно н подальше, чтобы ее письма к сыну опять шли три месяца (как в Вавилон). И желательно. чтобы поблизости от нее не было крупных гарнизонов, а то она ведь способна и мятеж поднять? Тут Александра осеняет: есть в Индийском океане остров Сокотра. подобный земному раю и вдали от морских дорог, поэтому. царь не подарил Сокотру финикийцам. Верные врачи предписывают Олимпиаде для поддержания ее здоровья теплый морской климат, и вскоре царица отплывает на юг в сопровождении нескольких сот престарелых македонских ветеранов. которым не по вкусу пришлись зимние вьюги их горной родины после многих лет. проведенных в теплых краях.

Пока царь улаживал семейные дела, хитроумный Птолемей готовил в Сицилии плацдарм для нападения на Карфаген. Птолемей от имени Александра предложил сицилийским грекам две простые вещи: объединиться под гегемонией македонского царя в конфедерацию типа Коринфской или Финикийской — и совместно с македонцами выбить из Сицилии карфагенян, которые издавна владеют одной третью острова.

Греки охотно приняли второе предложение и ничего не смогли возразить против первого — лучше жить без владыки, но как откажешь властелину мира! Попутно Птолемей сделал и другое ценное приобретение: он приметил в Сицилии исключительно талантливого и честолюбивого молодого военачальника — Агафокла, явно метящего в диктаторы. Лучше не оставлять такого человека без присмотра, и Птолемей пригласил его в «питомник гениев» — генеральный штаб Александра.

Карта завоевательного похода Александра Македонского на восток

Карта завоевательного похода Александра Македонского на восток

Сицилийская и африканская кампании Александра прошли в 319 году быстро и успешно. Армия, составленная в основном из греков Сицилии и Эллады. быстро сокрушила карфагенские крепости в Сицилии, высадилась в Африке и после недолгого отчаянного сопротивления Карфаген пал, как некогда Тир. Карфаген был разрушен, но царь организовал города бывшей Карфагенской державы в Утический союз и поручил им торговую и колонизаторскую деятельность к западу от Геркулесовых столпов. Вскоре западные финикийцы сумели повторить подвиг своих предков, обогнувших Африку с востока на запад во времена фараона Нехо II; теперь они обогнули материк в обратном направлении и установили прочную морскую связь со своими соплеменниками, плавающими в Индийском океане.

Завершая в Иберии (Испания) освоение карфагенского наследства, царь собирался прямо отсюда сухим путем идти завоевывать Италию. И опять министры и инженеры были вынуждены разъяснить ему простую истину: такой поход невозможен, ибо на западе Европы нет дорог, по которым может пройти армия. Именно дорожная сеть, созданная персами в их империи, позволила македонцам так быстро завоевать Персию. В Италию же надо вторгаться с востока — из Эпира, десантом через Отрантский пролив; и, конечно, такая кампания потребует серьезной дипломатической подготовки.

В Италии давно идет война всех против всех. В этой обстановке большинство воюющих мечтает уже не о победе, а лишь о том, как бы уцелеть, не попасть в рабство. Так рассуждают и греки-колонисты на юге полуострова и коренные италийцы — латины, умбры, вольски; даже грозные прежде этруски присмирели и перешли к обороне.

Только Самний и Рим ведут еще спор за победу-с переменным успехом, ибо стоит одному сопернику одолеть другого, как бывшие союзники победителя изменяют ему. страшась потенциального гегемона, и помогают побежденному оправиться. Сейчас победитель — Самний: поэтому почти вся Италия настроена против него, но разъедаема страхом и взаимным недоверием. Вот сейчас Александру и надо вмешаться в италийские дела в качестве миротворца! Птолемей отправляется в очередной вояж.

Начинает он с греческих полисов, и без особого труда переманивает их на сторону великого царя македонцев и эллинов. Следующий этап — Рим. Правители Рима — отличные политики: неукротимые, хладнокровные и изобретательные. Они уже поняли свои прежние ошибки и составили новый план: вместо военной кампании надо окружить Самний кольцом своих союзников, которым будут даны широкие права автономии, что обеспечит их верность Риму. После этого изолированный земледельческий Самний, не имеющий ни крупных городов, ни выхода к морю, будет задушен кольцом союзных полисов Италии. Разумный план, но он не совпадает с намерениями Александра. Однако надо учесть и использовать римскую инициативу: лучше всего привлечь этих способных людей на свою сторону.

И вот Птолемей сообщает римскому сенату предложения Александра. За Римом будут признаны все его владения и все его союзники (сиречь, вассалы). После победы над Самнием Рим получит под свое управление определенную (немалую) часть земель и союзников побежденного. Этрускам Рим уже сам предложил свою дружбу и равноправный союз против Самния — быть по сему, царь гарантирует нерушимость этого союза. А всем прочим городам Северной Италии, как и греческим полисам на юге, Александр и римляне совместно гарантируют их независимость и свободу объединения в конфедерации (разумеется, под гегемонией Александра!).

Итак, Александр устами Птолемея предлагает римлянам стать его наместниками в Италии. Предложение окончательное, его условия обсуждению не подлежат. Да или нет? Сенаторы говорят: «Да!». Раз уж великий царь решил овладеть Италией, то ничего лучшего Рим не добьется.

Перенаселенные полисы Эллады охотно предоставляют в помощь Александру крупные отряды воинов-добровольцев, прельщенных отличной землей Самния. Кампания 317 года протекает молниеносно — Самний взят в македонско-римские клещи и разгромлен. Отныне Александр безраздельно господствует на Западе. Массовый захват земель у побежденных вполне удовлетворяет победителей; но куда девать обездоленных самнитов, луканов, бруттиев и диких храбрецов-осков — крепкие руки, хорошо владеющие плугом, а еще лучше — мечом? Этот взрывчатый материал надо вывезти из Италии, но куда?

Лучший способ примирить с собой побежденного противника — взять его в союзники против нового врага, а такого не нужно долго искать. Ведь еще не покорена большая часть Индии! Теперь у Александра есть множество безработных и нищих солдат, закаленных в ходе италийских распрей и готовых идти за непобедимым царем хоть на край света (именно туда он их и поведет!). Денег в царской казне хватает, ибо Эвмен уже наладил работу налогового механизма в огромной империи. Наконец, проведена большая подготовительная работа по созданию в Индии «пятой колонны» из сторонников македонского властелина.

Любопытна биография Чандрагупты — создателя этой тайной армии. Когда македонцы отступали из Индии, он вел против них партизанскую войну, стремясь в общем хаосе выкроить для себя независимое царство, а затем предложил свой меч македонцам — они ведь уже видели этот меч в работе! Александр предложил Чандрагупте развалить изнутри Магадху — крупнейшее индийское царство. В 315 году Чандрагупта доложил Александру, что плод созрел.

Суэцкий канал уже действует, и теперь незачем вести войска сквозь пустыню; за один год финикийский флот перевозит всю армию Александра к западной границе Магадхи. Тайная армия Чандрагупты не подвела, и кампания, которую возглавил сам царь со своим лучшим полководцем Селевком, оказалась сравнительно недолгой. Правда, Магадха — это еще не вся Индия: но дорог почин. После того, как Селевк разгромил отчаянно сопротивлявшееся царство Калинга, все прочие индийские государства оробели и подчинились власти Александра.

Чандрагупта хочет получить наместничество в одном из индийских царств, и, конечно, он заслужил такую награду. Но делать столь способного и инициативного человека царем у него на родине было бы неосторожно. Нет, править Индией будет чужеземец Селевк, а Чандрагупту ждет новое рискованное поручение. Александр назначает его наместником в еще не завоеванных царствах Напата и Мероэ — в верховьях Нила, похожих на его родную Индию. И вот Чандрагупта плывет вверх по Нилу навстречу своей новой судьбе.

Александр же, вернувшись в основанную им столицу, начинает тосковать — впервые в жизни. Ведь он завоевал весь цивилизованный мир — что же ему дальше делать? Можно завоевывать очередных варваров и приобщать их к культуре, но это заурядное дело не для его божественной личности, а для простых смертных, вроде Чандрагупты. Можно совершенствовать управление империей, но это дело чиновничье. Эвмен с ним успешно справляется. А что ему. Александру, делать?

Пока царь предается этим меланхолическим размышлениям, в Индии начинается процесс, который так же сильно изменит лицо Ойкумены в культурном плане, как войны Александра — в плане политическом. Ибо впервые эллины встретились с буддистами; обе стороны очень заинтересовали друг друга, хотя никто из них еще не понял, что здесь мировая держава встретилась со своей мировой религией. Действительно, буддизм — единственная религия, не стесненная национальными рамками; она не требует от своих почитателей ничего невозможного, кроме естественного стремления человека стать лучше; при этом она не посягает на прерогативы светской власти и очень терпима к местным верованиям — не объявляет их заблуждениями, но лишь разными путями к общему идеалу — нирване.

Лучшие умы Эллады способны не только освоить буддизм во всей его глубине, но и модифицировать его, сделав его учение более понятным для среднеобразованного эллина. Около 300 года Эпикур и Зенон — достойные наследники Сократа — создают в своих родных Афинах две школы, где преподают разные варианты «западного буддизма». Так начинается культурное объединение Ойкумены, Афины же вновь становятся духовным центром Средиземноморья.

Александр не замечает этого, ибо он получил весть, куда более важную для него. Греки-колонисты из Северного Причерноморья утверждают, что далеко на востоке. в другом конце Великой Степи, есть большая страна со своей особой цивилизацией, не похожей на эллинскую, персидскую или индийскую. Царь воспрянул духом: это знамение Зевса — отец указывает сыну, что тот еще не выполнил свою задачу, не объединил весь культурный мир. Есть еще работа для покорителя мира и его соратников! Но как добраться в эту страну со странным именем Чжунго?

Неизвестно, можно ли доплыть туда морем (и тем более — перевезти туда армию). Караваны идут туда через степь два года или больше: но никакая армия не проживет в степи, среди враждебных кочевников даже год. (Вспомним, что воины Александра — в основном пехотинцы, а его конники еще не знают стремян; эпоха конных армий далеко впереди.) А если отправляться не из Крыма, а от Яксарта (Сырдарья) — из северо-восточного угла державы Александра? Этот путь наверняка короче, хотя он ведет через незнакомые горы, населенные неизвестными народами. Да, новый поход будет еще опаснее, чем был персидский! Но божественный долг зовет Александра, и царь вновь собирает войско.

Кто пойдет в поход? Только персы и греки-колонисты Востока, привычные к горам и пустыням. А кто из полководцев разделит со своим владыкой честь дойти до предела мира? Тут нужны люди. которые не только умеют, но и любят сжигать за собой корабли! Такие люди есть — это Антигон, блестяще проявивший себя в горах Кавказа, и его достойный соперник, молодой сицилиец Агафокл. Они и пойдут с царем в неведомую Чжунго.

И вот весной 311 года отборная армия Александра, преодолев Тянь-Шань н узкую часть Гоби. внезапно встречает на своем пути посольство из Чжунго. Выясняется, что население Чжунго невероятно многочисленно: людей там больше, чем во всей Ойкумене, объединенной Александром. Далее, страна Чжунго сейчас расколота на семь царств, ведущих между собой жестокие войны. Посольство, встреченное македонской армией, направлено шестью восточными царствами к племени исседонов с предложением военного союза против седьмого, западного царства Цинь, которое грозит сейчас пожрать всех своих соперников, как Македония при Филиппе пожрала всю Элладу.

Вообще Цинь выглядит как двойник Македонии: крепкая варварская держава на горной окраине цивилизованного мира. культурно отсталая, но передовая в военном отношении и рвущаяся к господству над своей Ойкуменой. Какое счастье, что Александр пришел в Чжунго именно сейчас, а не десятью годами позже! Ведь тогда держава Цинь успела бы сломить восточные царства и объединить всю Чжунго, как Филипп — Элладу. После этого храбрые воины Цинь одним числом задавили бы небольшую (по меркам Чжунго) македонскую армию, хотя вооружение и выучка у македонцев получше, чем у местных воинов.

Александр немедленно заключил союз против Цинь с шестью восточными царствами. И когда летом 311 года вся армия Цинь спустилась на Китайскую равнину, чтобы сокрушить войска своих соперников, то накануне решающей битвы воины Цинь узнали. что неведомый враг внезапно обрушился на их родину с запада и сжег их столицу. Эта весть парализовала боевой дух войск Цинь, и они были наголову разбиты.

Победители решили: державе Цинь — не быть! И чтобы она не воскресла, ее территория была отдана Александру на предмет колонизации переселенцами с запада — иранцами и греками. Царь-избавитель был также единодушно признан гегемоном конфедерации восточных царств Чжунго, которая заключила вечный союз с западной державой Александра.

Так было организовано дальнейшее сосуществование Запада и Востока: Александр мог считать себя властелином мира, а жители Чжунго при своей многочисленности и культурном единстве не боялись подпасть под реальное владычество западных пришельцев; при этом связи между Чжунго и Ойкуменой через бывшую Цинь крепли год от года. Вернувшись в свое царство, Александр тут же поручил финикийцам отыскать морской путь из Индии в Чжунго: еще в Цинь он узнал, что океан омывает восточный край его нынешних владений.

И это был конец карьеры великого сына Зевса. Ибо героическая эпоха завоеваний кончилась, божественная задача Александра была выполнена, царь перестал играть активную роль в своей державе. Он стал быстро стареть, и когда в 287 году 69 лет от роду. он умер в состоянии полного маразма, многие говорили, что для славы Александра полезнее было бы ему умереть в расцвете сил — тогда, в Вавилоне.

Нам — гражданам державы, основанной Александром Великим, — это мнение представляется нелепым. Ведь в таком случае не было бы нашего нынешнего прекрасного мира, которым правит сейчас Александр XXXVI! Нет, нам очень повезло — и тогда, в Вавилоне в 323 году, и после, когда триумвират министров Александра взял в свои ру ки всю фактическую работу по управлению империей.

Беспорядки, вспыхнувшие в империи после смерти Александра Великого, оказались невелики: только дикари-фракийцы разграбили столицу Македонии Пеллу, оставленную великим царем без гарнизона, и еще Деметрий — сын и преемник Антигона — взбунтовался в бывшей Цинь, Он убил Агафокла (который сам хотел убить Деметрия, да не успел) и объявил себя царем Востока. К счастью, все сподвижники Деметрия — эллины, персы и жители Чжунго — поняли, что мятеж их вождя выльется в новую истребительную войну между всеми народами Востока и Запада, и быстро прикончили самозваного царя, провозгласив свою лояльность сыну Александра Великого.

Александр IV сделал из этих усобиц правильный вывод: самые устойчивые части державы — это конфедерации городов; следовательно, надо преобразовать все другие ее части в такие же конфедерации, всемерно поощряя для этого местную инициативу горожан. Этой великой задаче были отданы все труды долгой жизни Александра IV, заявившего: «Монархия есть почетное рабство». Какое счастье, что труд этого замечательного царя был так же успешен, как и труд его отца! Александр IV был удачлив в своих сотрудниках, ибо триумвиры воспитали себе хорошую смену.

Младший сын Птолемея, слишком слабый для дел правления, стал основателем и ректором университета в Александрии. Ему мы обязаны тем блестящим прогрессом науки, который привел через три века к изобретению александрийским профессором Героном паровой машины, преобразившей все наше общество. (Огромную роль в этом деле сыграл и царь Александр XIII, внедривший изобретение теоретика Герона в промышленность.) Проявились при Александре IV и другие блестящие таланты. Ашока — внук Чандрагупты — был полной противоположностью своего деда, ибо ненавидел войну; его глубокий ум и гуманность сделали его первым и непревзойденным министром здравоохранения нашей державы.

Что касается людей, характером и способностями подобных Александру Великому, то такие люди продолжали рождаться и в позднейшие времена, — к счастью, не среди его потомков. Наше мудрое государственное устройство всегда позволяло найти для этих людей дело, достойное их сил. Например, Гамилькар из бывшего Карфагена возглавил работу по освоению Тропической Африки и вовлек весь этот континент в лоно цивилизации; уроженец бывшей Цинь — Мэн Тянь — совершил подобный труд в джунглях Южной Азии.

Наконец, сын Гамилькара, Ганнибал, более похожий на Александра Великого, чем любой другой смертный за истекшие 2300 лет, повторил подвиг Александра на море. Он построил корабль нового типа и отплыл на нем из Африки на запад, заявив, что если Земля — шар, то он доберется до Шанхая. Это ему не удалось, зато он открыл Атлантиду, о которой писал еще Платон. Освоение этой удивительной страны сделало нашу цивилизацию истинно всемирной. Будущим наследником духа Александра Великого придется искать приложение своим силам уже где-нибудь вне Земли.

Сражение между македонянами и индийцами

Сражение между македонянами и индийцами

Оригинальное примечание:

Редактор знаменитого журнала «Гелакси» рассказывал однажды, как он долго не мог понять: отчего крупные ученые редко пишут фантастику? Это с их-то дерзостью мысли, с их энергией и эрудицией! Наконец редактора осенило: конечно же, ученые пишут фантастику, но публикуют ее под видом научных статей и монографий, не доступных насмешкам профанов. А свой брат профессионал всегда поймет, где — сухой факт, где — обоснованная модель природного явления, а где — умный домысел, бездоказательный, но неопровержимый. Например, физики-теоретики давно привыкли к тому, что девяносто процентов статей в их журналах — фантастика, не всегда увлекательная даже для специалиста.

Почтенный цех историков еще не привык к этой реальности, хотя и в их царстве большинство разумных догадок оказывается фантастикой. Но замечено: чем крупнее научный мыслитель, тем легче он отличает в своей сфере фантастику от реальности и тем больше он ценит эту фантастику, почти так же, как полководец ценит донесения своих разведчиков (где тоже немало домыслов). Порою и сам генерал влезает в шкуру разведчика, особенно если некого больше послать в лагерь противника.
Так было с сэром Арнольдом Тойнби в шестидесятые годы. Перечитывая свою блестящую монографию «Эллинизм», он подумал вдруг, что описал и объяснил лишь половину греческой истории — что, как и почему в ней произошло. А как быть с тем, чего не было? Например, если бы персы подчинили себе Афины и Спарту или если бы Александр Македонский прожил семьдесят лет, как развивалась бы в таком случае Эллада? Пока мы не умеем ответить на такие вопросы, нашу модель греческого общества нельзя считать полноценной. Значит, надо ставить «мысленные опыты», проигрывая множество альтернативных сценариев великой исторической драмы.

Сейчас этим заняты политологи: вооруженные компьютерами, они пытаются предсказать исход очередных выборов римского папы или ход новой российской революции. Сэр Арнольд не располагал ничем, кроме собственной головы и авторучки. Он успел разобрать в подробностях только два экзотических сценария Александровой эпохи: если бы македонский царь дожил до старости и создал всемирную империю от Рима до Китая или если бы пылкий царевич погиб в юности, а персидскую проблему решал его отец, Филипп, уцелевший при покушении Павсания в 336 году до новой эры.

Первый из этих сценариев был опубликован в Англии в 1969 году, а у нас — десятью годами позже («Знание — сила», 1979, № 12). Сейчас мы публикуем второй сценарий — «Древний мир без Александра Македонского». Научная значимость этих сценариев подтверждена многими историками, их художественную ценность каждый читатель может оценить сам. Но дойдут ли они когда-нибудь до киноэкрана? Это — вопрос особый.

Источник: Знание-сила, №8, 1994, автор: А. Тойнби, перевод: С. Смирнов, кандидат физико-математических наук