Содержание
Первые века после распада рабовладельческого строя—период дофеодальных отношений (VI—IX вв.)—ознаменовался глубоким экономическим и культурным упадком на Западе Восточноримской империи.
Византии удалось отстоять себя от вторжения варваров и сохранить всю экономику и культуру, являвшуюся отражением западной. В то же время византийская медицина, являвшаяся прямой восприемницей греческой, приобретала все большие черты упадка и засорения теологическим мистицизмом.
Военная медицина в Византии сохранила в общих чертах ту же элементарную организацию, что и в римской императорской армии. При императоре Маврикии (582—602 гг.) в коннице были впервые организованы специальные санитарные команды, предназначенные для выноса тяжело раненых с поля боя, оказания им элементарной первой помощи и эвакуации их в валетудинарии или в ближайшие населенные пункты.
Средством эвакуации служила верховая лошадь под седлом, с левой стороны которого имелось два стремени для облегчения посадки раненого.
Санитарные команды в составе 8—10 невооруженных людей (despotati) придавались отделениям численностью в 200—400 человек и следовали в бою на расстоянии 100 футов от них.
Каждый воин этой команды имел при себе флягу с водой для «оживления» потерявших сознание.
В санитарные команды выделялись слабосильные солдаты из состава каждого отделения; каждый воин команды имел при себе две «седельные лестницы», «для того, чтобы они и раненые могли сесть на лошадей» (Сочинения по тактике императоров Льва—886—912 гг. и Константина VII—X в.).
Воины санитарных команд получали вознаграждение за каждого спасенного ими солдата.
В период дофеодальных отношений в Европе (VI—IX вв.), когда крестьяне в массе еще не были закрепощены, политическая власть в крупных варварских государствах была централизована, а решающую силу на полях сражений составляло ополчение из свободных крестьян и городских ремесленников, еще существовала элементарная организация медицинской помощи раненым.
В конце IX в. во франкском варварском государстве, во время продолжительных войн Людовика Благочестивого с венграми, болгарами и сарацинами, при каждой когорте было 8-10 чел., на которых возлагался вынос раненых с поля боя и уход за ними. За каждого спасенного ими солдата они получали вознаграждение.
Экономическая, политическая и культурная раздробленность, характерная для периода феодализма (X—XIV вв.), при существовании множества мелких самостоятельных полугосударств и господстве натурального хозяйства сопровождалась упадком городов, науки, культуры и искусства.
Военное дело было сосредоточено в руках феодалов, которые вели между собой мелкие грабительские войны, сводившиеся к столкновениям небольших рыцарских дружин и распадавшиеся на отдельные поединки между рыцарями.
В течение всего этого периода в Европе было очень мало научно образованных врачей: даже представители господствующих классов при заболеваниях прибегали нередко к помощи всевозможного рода самоучек и шарлатанов, а чаще всего к молитвам, обетам и заклинаниям.
В то же время в этот период (IX—XIV вв.) значительная роль в распространении науки и культуры принадлежит арабам, которые в своих многочисленных завоевательных войнах установили оживленные торговые связи между Африкой, Азией и Европой.
они впитали в себя и сохранили греческую научную медицину, засоренную, правда, значительной примесью суеверий и мистицизма. На развитии хирургии сказалось влияние Корана, запрещение вскрытия трупов и боязнь крови. Наряду с этим, арабы создали химию и фармацию, обогатили гигиену и диететику и т. п. Это послужило толчком к развитию естествознания и медицины.
Каких бы то ни было сведений о наличии военно-медицинской организации у арабов нет, если не принимать в расчет совершенно голословных заявлений Фрелиха о том, что «Очень может быть, что военная организация мавров всего ранее располагала военными лазаретами» или, что «можно лишь предполагать, что арабы в своих многочисленных походах сопровождались полевыми лазаретами».
Наряду с этим, Фрелих приводит небезынтересные данные военно-гигиенического характера, почерпнутые у араба Рацеса (приблизительно от 850 до 932 или 923 г.) и касающиеся санитарных требований к устройству и расположению лагерей, уничтожению вредных животных в расположении войск, пищевого надзора и пр.
Габерлинг, подвергнув изучению героические песни средневековья (главным образом XII и XIII вв.), делает следующие выводы об организации медицинской помощи в этот период.
Врачи встречались на полях сражений исключительно редко. Как правило, первая помощь оказывалась самими рыцарями в порядке самопомощи или взаимопомощи. Знания по оказанию помощи рыцари получали от своих матерей или от наставников, обычно духовных лиц. Особенно отличались своими знаниями лица, воспитанные с детства в монастырях.
Монахов можно было встретить в те времена иногда и на полях сражений, а чаще в монастыре около раненого бойца, пока в 1228 г. на епископском соборе в Вюрцбурге не прозвучала знаменитая фраза: «Ecclesia abhorret sanguinem» («Церковь боится крови»), положившая конец помощи монахов раненым и запретившая духовенству даже присутствие при какой бы то ни было хирургической операции.
Большая роль в деле оказания помощи раненым рыцарям принадлежала женщинам, которые в это время владели техникой перевязки и умели применять лечебные травы.
Врачи, упоминаемые в героических песнях средних веков, были, как правило, миряне. Звание врача (медика) относилось как к хирургам, так и к интернистам, они имели научное образование, полученное обычно в Салерно.
Знаменитая Салернская школа, основанная в XI в. учениками, мавританских школ, возродила научную медицину в Италии и обеспечила «профессоров для -новых школ и медицинских факультетов: в Падуе, Болонье, Мон-пелье (XI в.), Париже (XII в.), Саламанке (XIII в.) и т.д.» (Байрашевский).
Большой славой пользовались также арабские и армянские врачи. Ввиду очень малого числа научно образованных врачей их приглашали обычно издалека. Возможность пользоваться их услугами была доступна только феодальной знати. Лишь изредка встречались научно образованные врачи в свите королей и герцогов.
Помощь раненым оказывалась по окончании боя, когда победившее войско располагалось на отдых, на поле сражения или поблизости в лагере.
В редких случаях раненых выносили во время боя. Иногда на поле боя появлялись монахи и женщины, которые выносили раненых и оказывали им помощь.
Обычно же раненых рыцарей выносили их оруженосцы и рабы на расстояние полета стрелы от поля битвы, после чего им оказывалась помощь. Врачей при этом, как правило, не было. Отсюда раненых переносили в расположенные вблизи палатки, иногда в замки или монастыри.
Если же войска продолжали поход и не было возможности обеспечить безопасность раненых в районе бывшего сражения, их возили с собой.
Вынос раненых с поля боя производился на руках или на щите. Для переноски на большое расстояние применялись носилки, импровизируемые по мере надобности из копий, палок, ветвей. Основным средством транспортировки: были лошади и мулы, чаще всего впрягавшиеся в пароконные носилки. Иногда носилки подвешивались между двумя лошадьми, шедшими рядом, или укреплялись на спине одной лошади. Никаких повозок для транспортировки раненых не было.
Нередко раненый рыцарь покидал поле боя самостоятельно на своем коне, иногда поддерживаемый сидящим сзади оруженосцем.
Никаких лечебных учреждений в то время не существовало. Раненые рыцари попадали чаще всего в замки, иногда в монастыри.
Всякое лечение начиналось с начертания бальзамом креста на лбу раненого, для того чтобы отогнать от него дьявола; это сопровождалось заговорами.
После снятия снаряжения и одежды раны обмывались водой или вином и перевязывались. Врач при исследовании раненого ощупывал грудную клетку, пульс, исследовал мочу.
Удаление стрел производилось пальцами или железными (бронзовыми) щипцами; при глубоком проникновении стрелы в ткани приходилось ее иссекать хирургическим путем; иногда на рану накладывались швы.
Применялось отсасывание крови из раны. При хорошем общем состоянии раненого и неглубоких ранениях ему делалась общая ванна для очистки от крови. В случае противопоказания ванны ограничивались обмыванием теплой водой, подогретым маслом, белым вином или медом, смешанным с пряностями. Рана осушалась тампонами. Омертвевшие ткани иссекались.
В качестве медикаментозных средств применялись травы и корни растений, миндальный и оливковый сок, скипидар и «целебные воды»; в особом почете была кровь летучих мышей, считавшаяся хорошим средством для заживления ран.
Сама рана покрывалась мазью и пластырем (мазь и пластырь обычно имел при себе каждый рыцарь вместе с материалом для первичной повязки; все это он держал в своем «Waffenruck», который носил поверх снаряжения).
Основным перевязочным материалом служило полотно. Иногда внутрь раны вводилась металлическая дренажная трубка. При переломах производилась иммобилизация шиной. Одновременно назначались снотворные и общее лечение, в основном лечебные напитки, составленные из целебных трав или корней, растертых и истолченных в вине.
Но все это относится лишь к высшему сословию: феодалам-рыцарям. Средневековая пехота, комплектовавшаяся из феодальной челяди и частично из крестьянства, никакой медицинской помощи не получала и была предоставлена самой себе.
Беспомощные раненые истекали кровью на полях сражений или, в лучшем случае, попадали в руки ремесленников-самоучек (Wundarzte— в Германии, Barbiers, chirurgiens-barbiers— во Франции и пр.), следовавших за войсками.
Они торговали всевозможными тайными снадобьями и амулетами и в большей своей части никакой медицинской подготовки не имели. Такое же положение было и во время крестовых походов, единственных крупных операциях периода средневековья. Войска уходившие в крестовые походы, сопровождались врачами, но их было мало и они обслуживали нанимавших их полководцев.
Бедствия, которые претерпевали больные и раненые во время крестовых походов, не поддаются никакому описанию. Сотни раненых бросались на полях сражений без всякой помощи, нередко делались жертвой врагов, добивались, подвергались всевозможным издевательствам, продавались в рабство.
Госпитали, основываемые в этот период рыцарскими орденами (иоанниты, храмовники, рыцари св. Лазаря и др.), не имели ни военного (Гезер 34 ), ни лечебного значения. По существу это были богадельни, странноприимные дома для больных, нищих и увечных, где лечение заменялось молитвой и постом. Само собой разумеется, что в этот период воюющие армии были совершенно беззащитны против эпидемий, вырывавших из их среды сотни и тысячи жизней.
«При повсеместной нищете и неопрятности, при полном отсутствии самых элементарных правил гигиены, моровая язва, проказа, разные эпидемии, акклиматизировались в районе боевых действий, как у себя дома» (Лахтин).
Под давлением могущественной в этот период церкви обострялся антагонизм между внутренней медициной и хирургией, питаемый сословно-цеховым общественным строем средневековья.
Занятие хирургией считалось грехом (даже позднее, в XVI в., знаменитый цирюльник-хирург Амбруаз Паре вынужден был получить от папы «хирургическую» индульгенцию).
В результате врачи, занимавшиеся внутренней медициной, пользовались уважением и почетом, они обычно имели рыцарское звание, носили дворянскую одежду и золотую цепь на шее. Они считали для себя недостойным и унизительным занятие хирургией, которая была предоставлена цирюльникам, пастухам, палачам и бродячим ремесленникам-знахарям.
Медицина этого периода основывалась на учении Галена, теологический характер которого приходился по вкусу церкви. Но и учение Галена «стало догматическим и мертвым в руках представителей схоластической медицины» (И. Д. Страшун).
Салернская школа была единственным источником, откуда еще исходила живая научная мысль духа и характера. Это было время, которое французы правильно назвали Ренессансом…» (Энгельс).
Источник — Энциклопедический словарь военной медицины» под редакцией Смирнова Е.И. Москва 1948г