Cкифы были, пожалуй, первыми конными кочевниками, которые появились на авансцене европейской истории. Геродот посвятил их описанию значительную часть своего труда. Однако, несмотря на большое количество сведений, в вопросах происхождения и ранней истории скифов по сей день остается много неясного. Впервые эти, по-видимому, ираноязычные кочевые племена, пришедшие из глубин Центральной Азии, зафиксированы в источниках в связи с драматическими событиями, происходившими на Ближнем Востоке в конце VIII-VII столетий до н. э.
Первыми из причерноморских степей в Закавказье вторглись племена киммерийцев, родственные скифам. По сведениям античных авторов, скифы попали в пределы Переднего Востока, преследуя киммерийцев. В ассирийских документах скифы («ишкуза») фигурируют с 70-х гг. VII в. до н. э., однако ассирийцы и вавилоняне, похоже, не всегда четко различали скифов и киммерийцев («гимирри»). Судя по немногочисленным и небесспорно интерпретируемым изображениям, костюм и вооружение всадников обоих племен были почти идентичны.
Археологический материал, связываемый исследователями с присутствием киммерийцев в Малой Азии, также позволяет говорить о значительном сходстве киммерийской и ранне-скифской культур. Не исключено, что речь идет о двух волнах скифского нашествия. Вторгшись в Переднюю Азию, скифы совершали набеги на Ассирию, доходили до границ Египта, разграбив попутно Сирию и Палестину. Владыки переднеазиатских государств стремились заручиться поддержкой воинственных кочевников.
В 672 г. до н. э. царь Ассирии Асархаддон склонил скифов на свою сторону, выдав дочь за одного из скифских вождей. Храбрые и воинственные скифы внушали страх как своим врагам, так и союзникам. В конце концов их вожди были истреблены на кровавом пиру мидийского царя Киаксара. Лишенные руководства скифы вернулись на Северный Кавказ, а позднее в степи северною Причерноморья. Современная наука считает, что, возможно, эта легенда относится только к незначительной части скифов, большая часть которых оставалась в северном Предкавказье на всем протяжении переднеазиатских походов.
После того, как скифские племена надежно обосновались в причерноморских степях, в вооружении всадников произошли существенные изменения. В первую очередь, это связано с притоком новых племен с востока, однако нельзя недооценивать и увеличение греческого импорта в Скифию. Предметы вооружения, изготовленные греческими мастерами, уверенно занимают место в составе скифского комплекса вооружения. Естественно, доступны они были только самым знатным представителям кочевой аристократии. Металлические шлемы, пластинчатые доспехи, накладки на ножны и гориты из драгоценных металлов находят в курганах вождей, самыми крупными из которых являются так называемые «царские курганы».
Самые ранние из них появляются в Поднепровье во второй половине V в. до н. э. Кроме того, в это же время сооружаются первые курганные группы поблизости от греческих городов, расположенных по берегам Боспора Киммерийского (Керченского пролива). Огромные курганы являлись настоящими шедеврами степной архитектуры. На побережье Черного моря в их сооружении принимали участие греческие архитекторы, строившие гробницы из камня или сырцового кирпича, которые порой не уступали купольным гробницам древних микенских царей.
Находки в гробницах дают прекрасное представление о характере вооружения скифского всадника «ранней» эпохи и эпохи расцвета степной Скифии, об этом мы и поговорим в следующей серии статей.
Источник — компиляция из различных материалов (гл.обр.замечательной книги «Всадники войны» автор которой мне не известен)